- PVSM.RU - https://www.pvsm.ru -

Ошибка динозавров

Много ли вы знаете компаний, которым больше 200 лет? Если отбросить маркетинговый лайфхак — взять давно умершую компанию, чтобы писать в рекламе — мы делаем часы с 1785 года, то их пожалуй почти нет.

Я знаю одну — булочная в Лондоне. Редкие исключения, лишь подтверждающие правило. Известно, что 87.9% всей статистики выдумывается, но 99% старых компаний, даже очень успешных, работавших в уважающих права и свободы странах, исчезли.

Где Ост-Индская компания? Почему мы не слышим про венецианские компании? Где старые корабельные холдинги, логистические, торговые, технологические? Почему специи не упаковывают те, кто сделал на них состояние в эпоху великих географических открытий? Где кофейни от тех, кто был королем кофе? Допустим, вы знаете какие-то из них, но где повседневное бизнес-сообщество тех времен?

По каждой из них есть какое-то объяснение, но как объяснить вымирание всех? Мне часто приходится общаться с инвесторами и благодаря им я приблизился к пониманию ответа. Эти мудрые, взвешенные, диктующие стартапам правила, знающие как добиться успеха инвесторы — все исчезнут, вымрут как динозавры.

Можно ответить банально: меняются бизнес модели, то что приводило к успеху в прошлом, не приводит к успеху в будущем, меняются люди, продукты, экономика. Но, это было всегда и умные люди это знали. Да, меняется, но это же не повод добровольно уйти на кладбище слонов?

Мы все умрем

Итак, господа предприниматели и инвесторы — вы все умрете. Скорее всего при жизни вы успеете увидеть, как умрет ваш бизнес. Ваша торговая компания или заводик, с которых вы сейчас подумываете инвестировать в какой-нибудь "биткоин-стартап" обанкротиться (возможно потому, что все еще будете полагаться на наличные или, если вы очень прогрессивны, то на оплату карточками). Ваш бизнес-род прервется сейчас или позже. Есть лишь один способ этого избежать.

Думаете так было раньше, а все новые компании вооружены научным методом, статистикой, исследованиями, моделями устойчивого развития и все со времен интернета, книг и бизнес-тренеров будут жить вечно? Вряд ли. Мы по прежнему видим, что новые компании сменяют старых монстров. Вместо Google и Apple первое место займет производитель асиков, криптовалютная биржа или сервис, новый Facebook будет построен на блокчейне. Несколько лет назад, я не знал, кто может претендовать на место Microsoft… Сейчас они не кажутся инновационными, крутыми или даже слишком богатыми. Вчера Билл Гейтс, а завтра биткоин-евангелист Брок Пирс. Вчера ты сделал ICO с новой лучшей ненужной криптовалютой, а завтра ты покупаешь оптом холдинг с портфелем брендов, технологий, магазинов и людей. Вчера ты умолял NASDAQ включить вас в листинг, а завтра какой-нибудь Bitfinex купит их вместе со зданием и отправет Совет директоров на пенсию.

Убери бумажки и сразись с тигром

Так вот, старые компании тоже имели свои эффективные инструменты и обоснованные методы, характерные для тех эпох. Сейчас смотрят статистику, раньше смотрели происхождение и "в глаза". Сейчас нужно сделать рабочую версию и первую выручку, раньше выдержать взгляд тигра или сразиться с медведем. Это давало одинаковые гарантии для успеха предприятия, просто в разные эпохи. Например сейчас, если ты сразишься с тигром, то те качества, которые это отражает, вряд ли сильно помогут в бизнесе. А ранее, первая выручка и продукт скорее будет минусом для будущего предприятия, ибо ты значит ты грязный торгашь и делец и дальше твоего низкого положения тебе не шагнуть с такими навыками, как умение торговать или мастерить.

В общем, условия можно считать одинаковыми, но каждый раз, как будто тунгусским метеоритом сметает всех бизнес-динозавров эпохи, оставляя лишь их кости в музеях и справочниках.

Ответ кроется в когнитивной ошибке инвесторов и предпринимателей. И участь вымирания ожидает и вас, практически гарантированно. Узнав ответ, вы можете попытаться избежать вымирания, но тем самым, вероятно, лишь ускорите свой конец.

Какой вкус банана?

Если кто знаком с веществами изменяющими сознание, то наверное поймет, почему я делаю такое длинное вступление, перед простым ответом. Шум мыслей в голове и пыль жизненного опыта мешает видеть вещи ясно, а точнее принять их, находясь то в будущем, то в прошлом. Поэтому, я делаю попытку описать вкус банана, вместо точного ответа: "вкусный".

Основная проблема — правильные решения. В них сила, которая дала все то, что вы имеете и в них же слабость, которая приведет к концу.

Любой динозавр знает, что летать глупо

Любой динозавр знает, что летать глупо. Особенно, когда с неба валятся метеориты. И только один из них, предок всех птиц (вы же знали, что птицы — это бывшие динозавры?), решил полетать… Биткоин и другие криптовалюты — никому не нужны, ведь есть банки, деньги, карточки. В конце концов, как говорил старик Сорос, что может быть лучше доллара? А уж лучше бесполезного золота, точно ничего нет… Биткоин — это деньги из воздуха! Другое дело — золото, деньги из земли...

Почему правильные решения — это плохо? Потому, что в условиях меняющегося мира все правильные решения ведут к гибели в процессе изменений самого мира. Вы думаете вы реагируете на изменения, вооружившись теориями устойчивого развития и т.п.? Вы их просто не видите, живя в них. Мир — это как ребенок. Он живет рядом, всегда являясь ребенком. Хотя можно считать доказанным, что дети меняют свой рост, вес и интеллект в течение жизни. Создавая, кстати, любопытную проблему отцов и детей. Все что вы делаете, все "правильные решения", заведомо ошибочны в долгосрочной перспективе.

Инвестировал я уже в ваши стартапы

Опытный непробиваемый инвестор может сказать, что инвестировал и в стартапы, и в новые идеи и из этого ничего не вышло. Мне кажется, все, что выглядело убедительно, заведомо старье. Те же идеи, только с файлами и чипами. Те же модели и доказательная база, те же подходы (вы сами их требуете, лучше всех зная экономику), но делаемые менее опытными для этого людьми. Поэтому, как говориться, Кесарю кесарево. Оттуда и причины провалов.

Хотите увеличить шанс своего долгосрочного выживания на 1%? Инвестируйте в неправильные идеи, безумных людей, странные продукты. Инвестируйте посевом, слушайте их, давайте шанс, не говорите как правильно, не требуйте статистики, первой прибыли, бизнес-плана и т.п. Но следует помнить и то, что не все ошибки природы становятся венцом творения.

Звучит как безумие и бред? Конечно, R.I.P.!

Автор: Александр Сафиулин

Источник [1]


Сайт-источник PVSM.RU: https://www.pvsm.ru

Путь до страницы источника: https://www.pvsm.ru/investitsii-v-startapy/274891

Ссылки в тексте:

[1] Источник: https://geektimes.ru/post/298913/?utm_source=habrahabr&utm_medium=rss&utm_campaign=sandbox