Программа Techstars Berlin глазами CTO

в 10:58, , рубрики: berlin, career, startup, techstars, Блог компании Preply, венчурные инвестиции, инвестиции в стартапы, карьера в ИТ, образование за рубежом, Развитие стартапа

Программа Techstars Berlin глазами CTO - 1

Привет, читатели Мегамозга! Меня зовут Дмитрий, я соучредитель образовательного проекта Preply, в котором отвечаю за техническую часть продукта – сам пишу код и управляю командой разработчиков. Летом этого года команда приняла участие в программе инкубатора Techstars Berlin – европейского подразделения крупнейшего американского акселератора для стартапов. В свое время Techstars помогал расти таким известным техническим компаниям, как Digital Ocean, GrabCad, Keen.io, Next Big Sound, Sengrid.

Preply представляет собой платформу для поиска и персонализированного обучения с репетитором. Платформа работает в СНГ и Польше, а теперь планирует масштабироваться еще и на рынок Германии. Preply развивается с 2012 года, и уверенно растет как по качеству продукта, так и количеству пользователей. Techstars помог выйти на качественно новый уровень, и использование инновационных технических решений сыграло в этом процессе роста отнюдь не последнюю роль. Если не определяющую.

Визитная карточка Techstars

С точки зрения бизнеса основная ценность акселераторов состоит в предоставлении менторской поддержки, c помощью которой проще найти Product-Market Fit и хорошего инвестора для следующей стадии роста. Так как у нас в команде вопросом привлечения инвестиций больше занимается наш СЕО Кирилл Бигай, а маркетингом и продуктом – Сергей Лукьянов, я в этой статье хотел бы рассказать что собой представляет программа с точки зрения соучредителя-технаря и что нового она позволяет узнать.

Структура программы Techstars:

  • Первая неделя Mentors Madness — 50 встреч по 15 минут, 1 на 1 с менторами из разных сфер экосистемы Берлина и не только.
  • Вторая неделя — рефлексии после встреч во время первой.
  • Третья неделя — продолжение Mentors Madness или еще 50 встреч.
  • Все последующее время команды занимаются разработкой продукта и маркетингом, чтобы продемонстрировать хорошие результаты на Techstars Demo Day. На этом событии присутствуют инвесторы со всего мира, а Techstars и команды представляют свои продукты и результаты. Кому нужны инвестиции получают дополнительный шанс их получить.
  • Последние три недели перед Demo Day команды почти все время репетируют питч, готовят питч-деки и презентации.

Плюшки для CTO

Всем командам, которые попадают в набор, компании-партнеры Techstars дают различные плюшки. Ниже список того, что мы сейчас используем как участники программы:

  • оплата Amazon Web Services;
  • план Platinum для системы управления проектами SendGrid;
  • бесплатный абонемент для коммуникационной платформы Intercom.io;
  • процессинг без комиссий от Paypal (пока не будет превышен лимит по объемам оборотов);
  • квота на сервера от Digital Ocean;
  • лицензии на продукты Microsoft и хостинг на Azure.

Логика раздачи слонов для компаний-партнеров следующая: 10 команд отобраны из 1000 заявок, следовательно вероятность того, что несколько из них станут миллионными бизнесами довольно большая (по статистике Techstars, где-то 70%). Если на ранней стадии компания выбирает какое-то техническое решение, то switching cost на другое решение в будущем часто слишком большой. Соответственно, кампаниям-партнерам Techstars выгодно бесплатно дать свое решение стартапу в надежде, что он с большой долей вероятности «взлетит» и в обозримой перспективе начнет генерировать достаточно прибыли, чтобы начать платить за продукт или сервис.

Система сообщающихся сосудов на Techstars

Внутренняя коммуникация между командами Techstars организована через Slack. В этом мессенджере есть канал для программистов, где можно пообщаться з другими командами. Я ожидал встретить у них более слабую техническую подготовку, но был приятно удивлен, познакомившись в нашем наборе с очень сильными соучредителями СТО и программистами. В их числе два доктора (PhD) из Кембриджа, бывшие программисты службы кибербезопасности Израиля и просто классные профессионалы c огромным опытом.

Программа Techstars Berlin глазами CTO - 2

На второй месяц программы удалось начать организовывать еженедельные CTO breakfasts, где мы собирались по утрам за чашкой кофе с булками и обсуждали технологии, проблемы и решения, с которыми каждый из нас сталкивался на протяжении недели. Узнавать кто что пользует из технологий и почему было очень полезно.

На базе решения Conspire у команд на Techstars есть возможность попросить интро к любому человеку из индустрии. Это работает следующим образом: каждый участник программы дает ограниченный доступ к своему почтовому ящику, и на основании его содержимого строится граф взаимосвязей с кем переписывался пользователь (по заголовкам почтовых сообщений). По графу можно найти кратчайший путь к любому человеку, с которым нужно выйти на контакт. Выглядит впечатляюще: например, мы смотрели как можно получить интро к Илону Маску, и оказалось, что директор программы в Берлине хорошо знает соучредителя стартапа в Боулдере, он в свою очередь часто переписывается с Маском. Если бы понадобилось, на основателя Tesla получилось бы выйти за два «рукопожатия». Конечно, это не совсем волшебная палочка, так как все интро идут по принципу double opt-in, но все равно приятно иметь такую возможность.

Закрытая внутренняя социальная сеть наподобие Quora позволяла получить ответы на вопросы от сообщества бывших участников программ Techstars. Мы пока ее активно с ней не работали, но контент там качественный.

Менторы

Менторами нашего набора было больше 100 человек. Примерно половина из которых является инвесторами или работает в венчурных фондах, четверть — фаундеры больших и не очень стартапов, оставшаяся часть — это менеджмент или early employees крупных успешных стартапов вроде Delivery Hero, Soundcloud, Wunderlist, Zendesk и др.

Технарей в этой среде не так много, но те кто приходили, были довольно полезными. Например, получилось пообщаться с CTO Wunderlist Чадом Фаулером (Chad Fowler) o микросервисах, о том как они делают immutable deployment и поддерживают зоопарк решений при полиглотном технологическом стеке. С Лео из Buffer'а говорили на тему мотивации программистов и прозрачной структуры компании — какие плюсы или минусы. Ребята из Rocket Internet делились тем, как они запускают и меряют по 10 A/B-тестов в день, а команда из Soundcloud рассказывала о том, как у них на уровне продукта настроен процесс локализации и интернационализации.

Более того, многие менторы помогали решать наши предыдущие проблемы. Например региональный менеджер Stripe помог мгновенно разблокировать аккаунт, который по ошибке заблокировали, PayPal предоставил доступ к некоторым внутренним API, а менторы из Google Europe дали обратную связь по поводу причин закрытия Google Helpouts. И очень здорово, что с менторами можно продолжать общаться вне зависимости от того, чем мы собираемся заниматься дальше, и несмотря на то, что программа акселерации закончилась.

Стартап-экосистема Берлина

Берлин — прекрасное место для построения и масштабирования стартапа. Благодаря Rocket Internet в столице Германии появилось множество крутых технических специалистов и маркетологов. Очень удивило то, что прямо посреди города или на какой-нибудь тусовке можно запросто встретить знакомых еще до поездки в Берлин людей.

Высокий уровень жизни и относительно лояльное миграционное законодательство привлекают в Берлин много наших программистов. У парней свой опыт работы, который стоит перенимать, мы регулярно вместе ходили на мероприятия Techstars и обсуждали технологические вызовы каждого из нас. Благодаря знакомым можно открывать для себя Берлин по-новому и попадать на самые важные события. В день проходит несколько по-настоящему крутых митапов.

Нам также повезло, что во время нашего пребывания проходила конференция AWS Activate, на которую благодаря Techstars удалось получить билеты. Нам посчастливилось послушать презентацию СTO Amazon о стратегии развития отрасли, СТО Foodpanda о том как технически масштабировать продукт на разных рынках, парни из Netflix рассказывали как они используют микросервисы. В целом для нас, как активных пользователей AWS, все было суперполезно. Во время конференции назначили несколько встреч с консультантами Amazon, где в комфортной обстановке обсудили использование их стека в нашем продукте.

Контакты с инвесторами

Переговорами с инвесторами больше занимался СЕО Кирилл Бигай, но на техническую команду регулярно приходили сопутствующие задачи по сбору различной статистики для инвесторов. Немецкие инвесторы довольно консервативны и предпочитают вкладывать в работающие бизнесы, которые генерят прибыль. В Берлине также очень сильная школа Business Intelligence, где кстати, работает много бывших выпускников советских ВУЗов, и аналитики фондов предпочитают иметь дело с реальными цифрами компаний, а не с идеями на слайдах презентации.

Мы еще до Techstars собирали довольно много метрик, делали RFM и когортный анализ, но на необходимый уровень разрезов и детализации пришлось уже выходить на месте. Благодаря общению с менторами и потенциальными инвесторами мы значительно улучшили наш уровень обработки данных и понимания бизнеса. Если до Techstars отчеты у нас генерировались во внутренней админке, то во время программы акселерации мы эволюционировали сначала в интегрированные с базой электронные таблицы Google Spreadsheets, потом начали использовать связку Periscope.io и Amazon Redshift (да, у нас очень много данных :)), но отказались из-за высокой стоимости и недостаточных возможностей контроля. Окончательно остановились на инструменте PowerPivot от Microsoft – в нем строим такую аналитику, которая до Techstars нам не могла присниться даже в страшном сне :).

Кроме решения технических задач, связанных со сбором статистики, пришлось также поучаствовать в нескольких переговорах с инвесторами и постоять возле стенда на Demo Day. CTO, который может и рассказать о продукте, и про метрики и маркетинг, отлично выстраивает доверие инвесторов. Полученная обратная связь только укрепила во мнении насколько важно, чтобы в команде основателей стартапа были всесторонне развитые профессионалы.

Программа Techstars Berlin глазами CTO - 3

Выходить за рамки возможного

По моему мнению, для СТО в маленьком, но быстрорастущем стартапе, очень важно не отставать и столь же быстро расти по компетенциям. Этого иногда сложно достичь, когда работаешь над одним проектом, в отличие от аутсорса, где проекты, технологии и команды часто меняются. Чтобы «не засохнуть» и свести к минимуму техническое отставание, мы переходим на парадигму микросервисов и используем новые современные технологии.

Сама по себе программа Techstars позволила вырасти профессионально и сформировать круг потенциальных менторов, у которых можно продолжать учится дальше. Нахождение в стартап-экосистеме Берлина дало много мотивации еще более усердно работать над продуктом и мыслить глобально, ведь на самом деле все границы только в голове.

Автор: Preply

Источник

Поделиться новостью

* - обязательные к заполнению поля