Как описывать layout в коде

в 14:50, , рубрики: ios development, layout, mobile development, obj-c, swift, xcode, разработка мобильных приложений, разработка под iOS

What we have?

UI можно определить как набор вьюх, которые отображают данные, реагируют на события и при этом каким-то определенным образом расположены на экране.

Как мы размещаем элементы на экране?

  • Qt предлагает использовать контейнеры, умеющие внутри себя располагать элементы определенным образом. Вкладывая эти контейнеры друг в друга, можно получить необходимую расстановку.
  • WPF/XAML предлагает аналогичные контейнеры.
  • Android предлагает аналогичные контейнеры + систему констреинтов.
  • iOS предлагает Autolayout. Нужно описать набор ограничений (уравнений), непротиворечиво и однозначно описывающих расположение элементов. Решив систему уравнений с этими ограничениями, движок получит координаты и размеры элементов.
  • У Delphi есть anchors: прибивание краев к контейнеру. Очень похоже на resizing masks в iOS.
  • В web на сколько я понимаю используется вкладывание друг в друга контейнеров, поведение которых описывается стилями.

What problem with this?

We need to use code for special cases

Описанные инструменты заточены под типовые случаи, зачастую мы не можем (или можем, но это сильно неудобно) описать расположение какого-то элемента с помощью этих инструментов. Приходится делать это в коде. Логика описания layout'а размазывается по нескольким местам.

Должен быть способ лучше.

Layout — what is it really?

Layout is function

Что такое layout? Это описание расположения элементов. Его можно выразить в виде функции.
На вход функция получает размер контейнера и массив элементов, на выходе отдает координаты этих элементов.

Теоретически layout может быть любой – тут уж как дизайнер нарисует. Поэтому чтобы описать такую функцию нам нужен тьюринг-полный язык. UI фреймворки предлагают нам что угодно, только не тьюринг-полный язык, отсюда и проблемы. Логично было бы взять язык, на котором пишется остальная часть программы: для iOS – objc/swift, для android – java/kotlin и т.д.

What does it mean?

We can easy describe layouts in code

Мы можем легко описывать layout в коде! Достаточно написать одну функцию. Часто мы будем располагать элементы относительно существующих (правее, ниже и т.д.). Можно спрятать такие вычисления в функции с читабельными именами. Под iOS это сделано в библиотеках Facade (objc), Neon (swift). Можно легко написать свою на любом языке.

Example, libraries

В iOS если вы хотите определить кастомный layout для вью, нужно переопределить метод layoutSubviews() (или viewDidLayoutSubviews() у контроллера) и задать в нем frame дочерним элементам. Этот метод вызывается при изменении размеров вью, то есть повороты, Split View и пр. зафорсят вызов этого метода.

Вот пример с официальной страницы Neon:

let isLandscape : Bool = UIDevice.currentDevice().orientation.isLandscape.boolValue
let bannerHeight : CGFloat = view.height() * 0.43
let avatarHeightMultipler : CGFloat = isLandscape ? 0.75 : 0.43
let avatarSize = bannerHeight * avatarHeightMultipler

searchBar.fillSuperview()
bannerImageView.anchorAndFillEdge(.Top, xPad: 0, yPad: 0, otherSize: bannerHeight)
bannerMaskView.fillSuperview()
avatarImageView.anchorInCorner(.BottomLeft, xPad: 15, yPad: 15, width: avatarSize, height: avatarSize)
nameLabel.alignAndFillWidth(align: .ToTheRightCentered, relativeTo: avatarImageView, padding: 15, height: 120)
cameraButton.anchorInCorner(.BottomRight, xPad: 10, yPad: 7, width: 28, height: 28)
buttonContainerView.alignAndFillWidth(align: .UnderCentered, relativeTo: bannerImageView, padding: 0, height: 62)
buttonContainerView.groupAndFill(group: .Horizontal, views: [postButton, updateInfoButton, activityLogButton, moreButton], padding: 10)
buttonContainerView2.alignAndFillWidth(align: .UnderCentered, relativeTo: buttonContainerView, padding: 0, height: 128)
buttonContainerView2.groupAndFill(group: .Horizontal, views: [aboutView, photosView, friendsView], padding: 10)

portrait
landscape

Неплохо для 10 строк кода, правда?

Pros

  • Вычислять фреймы – это очень быстро. Если верить LayoutFrameworkBenchmark ручной расчет фреймов в 10-15 раз быстрее, чем Autolayout.
  • Код layout'а в одном месте – проще поддерживать.
  • Легкая отладка.
  • Полный контроль, можно описать какой угодно layout.
  • Написание UI в коде естественным образом ведет к декомпозиции и переиспользованию вью.
  • Написание UI в коде упрощает использование общих ресурсов (шрифты, цвета, etc.)

Cons

Часто UI описывается декларативно в виде разметки (xml, xaml, xib), которая потом превращается в код (Qt, Delphi, C# WinForms) или из которой создается готовый граф объектов (xib, xaml). При этом IDE предоставляют средства предпросмотра, что весьма удобно.
Описывая layout в коде мы отказываемся от инструментов предпросмотра.

Обычно layout идет сверху вниз: у нас есть размер экрана, зная этот размер мы layout'им первый слой вьюх, получив их размеры заходим глубже и т.д. Бывает нужно идти с другой стороны: растягивать контейнер по размеру содержимого. Описывать такое не всегда удобно.

What about RTL, Split View, iPhone X ?

  • RTL – можно обрабатывать вручную; также есть готовые наработки: для Neon висит PR для использования leading, trailing как в Autolayout.
  • Split View – можно ловить изменение trait collection и вызывать разные функции layout для каждого size class.
  • iPhone X – safeAreaGuide доступен внутри вью, можно учитывать соответствующие отступы.

Conclusion

На мой взгляд это хороший подход, если вы уже пишете UI в коде. Кода при этом получается примерно столько же как при использовании Autolayout, но работает он быстрее и предсказуемее.

Главный минус – теряется наглядность в виде инструментов предпросмотра.

Автор: zoooppy

Источник

Поделиться

* - обязательные к заполнению поля