Разбираемся с autorotation в iOS 6

в 12:28, , рубрики: iOS, iOS SDK, objective-c, разработка под iOS, метки: , ,

Привет, друзья!

Если вы создаете приложения для гаджетов от Apple, то наверняка в курсе, что недавно произошло обновление iOS до версии 6.
Наравне с другими новыми функциями Apple внесла изменения в механизм autorotation.
На всякий случай напомню, что autorotation — это механизм, позволяющий использовать устройство как в портретной (вытянутой в высоту), так в альбомной (растянутой в ширину) ориентации, а также изменять эту ориентацию при повороте устройства.
image
Если в вашем приложении контент отображается в обеих ориентациях (а особенно если на некоторых экранах вам нужно запретить поворот) — готов поспорить, что у вас уже возникли некоторые вопросы.
Если же вы не используете функцию изменения ориентации экрана — разницы могли и не заметить. Однако знание того, как в iOS6 работает autorotation, в любом случае будет полезно и пригодится в будущем.

Как было до iOS 6

Устройства под управлением iOS поддерживают 4 возможных ориентации экрана, описываемых соответствующими системными константами:

  • UIInterfaceOrientationPortrait
  • UIInterfaceOrientationPortraitUpsideDown
  • UIInterfaceOrientationLandscapeLeft
  • UIInterfaceOrientationLandscapeRight

В iOS 5 и более ранних версиях, для работы механизма autorotation используется метод

- (BOOL)shouldAutorotateToInterfaceOrientation:(UIInterfaceOrientation)interfaceOrientation {
   // Возвращаем YES для поддерживаемых ориентаций
   return (interfaceOrientation == UIInterfaceOrientationPortrait);
}

Когда устройство изменяет свою ориентацию в пространстве, при помощи вызова данного метода система запрашивает активный контроллер (view controller), поддерживает ли он переход в эту ориентацию.
При вызове метода параметр interfaceOrientation содержит одно из 4 возможных значений, и метод должен вернуть YES, если требуется повернуть окно приложения (или NO в противном случае).
Таким образом, для каждого отдельного контроллера достаточно переопределить метод shouldAutorotateToInterfaceOrientation: и указать поддерживаемые им виды ориентации.

Ключ UISupportedInterfaceOrientations в Info.plist содержит список ориентаций, поддерживаемых приложением (также можно выбрать их в разделе Summary ваших Targets) и используется системой только для определения начальной ориентации при запуске приложения.
Разбираемся с autorotation в iOS 6

Разбираемся с autorotation в iOS 6
Если не будет указано ни одного вида ориентации — ничего страшного не произойдет, приложение будет запущено в обычной портретной (UIInterfaceOrientationPortrait).

Стало в iOS 6

В iOS 6 метод shouldAutorotateToInterfaceOrientation объявлен устаревшим (deprecated), а за логику работы autorotation отвечают два других — supportedInterfaceOrientations и shouldAutorotate.

При изменения положения устройства (или когда контроллер презентуется модально) система опрашивает самый верхний полноэкранный контроллер (top-most full-screen view controller). При этом сначала происходит вызов shouldAutorotate, а затем (только в случае возврата значения YES) — вызов supportedInterfaceOrientations для получения битовой маски, описывающей поддерживаемые положения. Например, следущий код может использоваться для подержки обычной портретной и обеих альбомных ориентаций.

- (NSInteger)supportedInterfaceOrientations
{
   return UIInterfaceOrientationMaskPortrait | 
          UIInterfaceOrientationMaskLandscapeLeft | 
          UIInterfaceOrientationMaskLandscapeRight;
}

Далее, система использует полученное от supportedInterfaceOrientations значение, производя операцию конъюнкции (logical AND) со списком глобально поддерживаемых приложением ориентаций (берется из Info.plist либо как результат метода AppDelegate application:supportedInterfaceOrientationsForWindow:). По итогам проведенной операции происходит (или не происходит) поворот.

Если вкратце, то решение принимается путем операции

app_mask && topmost_controller_mask

где app_mask берется из Info.plist (либо application:supportedInterfaceOrientationsForWindow:), а topmost_controller_mask как результат вызова supportedInterfaceOrientations верхнего полноэкранного контроллера.

Также стоит принять во внимание следующие моменты:

  • так как значение app_mask действует глобально, следует изменять его осмотрительно
  • для временного отключения возможности поворота рекомендуется использовать shouldAutorotate, а не проводить манипуляции с маской в supportedInterfaceOrientations
  • если в AppDelegate используется метод application:supportedInterfaceOrientationsForWindow:, то значения из Info.plist будут проигнорированы
  • если в какой-то момент результатом конъюнкции будет 0, это приведет к исключению UIApplicationInvalidInterfaceOrientationException
  • если вы не переопределили методы supportedInterfaceOrientations и shouldAutorotate, по умолчанию контроллеры будут поддерживать все типы ориентации на устройствах iPad, а на iPhone — все, кроме PortraitUpsideDown
  • новый метод preferredInterfaceOrientationForPresentation позволяет указать предпочитаемую ориентацию контроллера при его отображении
  • shouldAutoRotateToInterfaceOrientation: больше не вызывается в iOS 6, однако вы должны по прежнему использовать его для поддержки устройств с прошлыми версиями iOS

Таковы изменения. Данный ход продиктован желанием Apple перенести ответственность за принятие решений о поддерживаемом положении экрана с каждого конкретного активного контроллера на контроллеры-контейнеры и само приложение.

Ключевые мысли от Apple (Session 236 from WWDC 2012) по этому поводу звучат следующим образом:

  • контроллеры должны стремиться к поддержке всех возможных режимов
  • дочерние контроллеры должны уметь отображаться в любом фрейме, указанном их родителем
  • приложение должно иметь возможность указать поддерживаемые типы ориентации (Info.plist либо application:supportedInterfaceOrientationsForWindow:)
  • при повороте только root или верхний полноэкранный контроллер будут опрошены

Что с этим делать

При разработке нового проекта, от которого требуется поддержка iOS 5 и более ранних версий, Apple рекомендует стараться эмулировать механизмы iOS 6:

  • в root или полноэкранном контроллере указывать полный список поддерживаемых ориентаций экрана
  • в child-контроллерах реализовывать поддержку всех необходимых ориентаций

Однако, что делать если необходимо мигрировать (желательно, с минимальными усилиями) на iOS 6 уже существующий проект, в котором решения о поворотах принимаются различными конечными контроллерами? Использование новых методов supportedInterfaceOrientations/shouldAutorotate рядом с shouldAutorotateToInterfaceOrientation ситуацию не спасет, если эти контроллеры не root и не top-most full-screen. Чтобы заставить контроллеры-контейнеры прислушиваться к мнению контролируемых можно воспользоваться следующими подходами.

1. Категория.
При помощи категории переопределить новые методы так, чтобы опрашивать соответствующие топ-контроллеры на предмет поворота. К примеру, для UINavigationController это может выглядеть так:

@implementation UINavigationController (RotationIOS6)

-(BOOL)shouldAutorotate
{
    return [self.topViewController shouldAutorotate];
}

-(NSUInteger)supportedInterfaceOrientations
{
    return [self.topViewController supportedInterfaceOrientations];
}

- (UIInterfaceOrientation)preferredInterfaceOrientationForPresentation
{
    return [self.topViewController preferredInterfaceOrientationForPresentation];
}
@end 

2. Наследование.
Реализовать то же, что и в пункте 1, но путем наследования от UINavigationController — когда нет необходимости глобально подвергать модификации сразу все UINavigationController-ы.

// CustomNavigationController.h

@interface CustomNavigationController : UINavigationController

@end
// CustomNavigationController.m

#import "CustomNavigationController.h"

@implementation CustomNavigationController

-(BOOL)shouldAutorotate
{
    return [self.topViewController shouldAutorotate];
}

-(NSUInteger)supportedInterfaceOrientations
{
    return [self.topViewController supportedInterfaceOrientations];
}

- (UIInterfaceOrientation)preferredInterfaceOrientationForPresentation
{
    return [self.topViewController preferredInterfaceOrientationForPresentation];
}

@end

3. Method swizzling.
Для любителей runtime и поклонников хардкора — используя swizzling, переопределить новые методы так, чтобы фактически использовать вызовы старого привычного метода shouldAutorotateToInterfaceOrientation:.

(код взят отсюда)

@implementation AppDelegate
void SwapMethodImplementations(Class cls, SEL left_sel, SEL right_sel) {
    Method leftMethod = class_getInstanceMethod(cls, left_sel);
    Method rightMethod = class_getInstanceMethod(cls, right_sel);
    method_exchangeImplementations(leftMethod, rightMethod);
}

+ (void)initialize {
    if (self == [AppDelegate class]) {
#ifdef __IPHONE_6_0
        SwapMethodImplementations([UIViewController class], @selector(supportedInterfaceOrientations), @selector(sp_supportedInterfaceOrientations));
        SwapMethodImplementations([UIViewController class], @selector(shouldAutorotate), @selector(sp_shouldAutorotate));
#endif
    }
}
@end

@implementation UIViewController (iOS6Autorotation)
#ifdef __IPHONE_6_0
/*
 * We've swizzled the new iOS 6 autorotation callbacks onto their iOS 5 and iOS 4 equivalents
 * to preserve existing functionality.
 *
 */
- (BOOL)sp_shouldAutorotate {
    BOOL shouldAutorotate = YES;
    if ([self respondsToSelector:@selector(shouldAutorotateToInterfaceOrientation:)]) {
        NSUInteger mask = 0;
        if ([self shouldAutorotateToInterfaceOrientation:UIInterfaceOrientationPortrait]) {
            mask |= UIInterfaceOrientationMaskPortrait;
        }
        if ([self shouldAutorotateToInterfaceOrientation:UIInterfaceOrientationLandscapeLeft]) {
            mask |= UIInterfaceOrientationMaskLandscapeLeft;
        }
        if ([self shouldAutorotateToInterfaceOrientation:UIInterfaceOrientationLandscapeRight]) {
            mask |= UIInterfaceOrientationMaskLandscapeRight;
        }
        if ([self shouldAutorotateToInterfaceOrientation:UIInterfaceOrientationPortraitUpsideDown]) {
            mask |= UIInterfaceOrientationMaskPortraitUpsideDown;
        }
        if (mask == 0) {
            // Shouldn't autorotate to *any* orientation.
            shouldAutorotate = NO;
        }
    } else {
        // This actually calls the original method implementation
        // instead of recursively calling into this method implementation.
        shouldAutorotate = [self sp_shouldAutorotate];
    }
    return shouldAutorotate;
}

- (NSUInteger)sp_supportedInterfaceOrientations {
    NSUInteger mask = 0;
    
    /*
     * In iOS 6, Apple dramatically changed the way autorotation works.
     * Rather than having each view controller respond to shouldAutorotateToInterfaceOrientation:
     * to specify whether or not it could support a particular orientation, the responsibility was
     * shifted to top-level container view controllers. That means UINavigationController becomes
     * responsible for declaring whether or not an orientation is supported. Since our app
     * has logic for how to autorotate on a per view controller basis, we call through to the
     * swizzled version of supportedInterfaceOrientations for the topViewController.
     *
     */
    if ([self isKindOfClass:[UINavigationController class]]) {
        return [[(UINavigationController *)self topViewController] supportedInterfaceOrientations];
    }
    
    if ([self respondsToSelector:@selector(shouldAutorotateToInterfaceOrientation:)]) {
        if ([self shouldAutorotateToInterfaceOrientation:UIInterfaceOrientationPortrait]) {
            mask |= UIInterfaceOrientationMaskPortrait;
        }
        if ([self shouldAutorotateToInterfaceOrientation:UIInterfaceOrientationLandscapeLeft]) {
            mask |= UIInterfaceOrientationMaskLandscapeLeft;
        }
        if ([self shouldAutorotateToInterfaceOrientation:UIInterfaceOrientationLandscapeRight]) {
            mask |= UIInterfaceOrientationMaskLandscapeRight;
        }
        if ([self shouldAutorotateToInterfaceOrientation:UIInterfaceOrientationPortraitUpsideDown]) {
            mask |= UIInterfaceOrientationMaskPortraitUpsideDown;
        }
    } else {
        // This actually calls the original method implementation
        // instead of recursively calling into this method implementation.
        mask = [self sp_supportedInterfaceOrientations];
    }
    return mask;
}
#endif
@end

В данном случае больше не потребуется вообще никаких изменений существующего кода — магия runtime сделает свое дело. Однако, как бы заманчиво это не выглядело, данный код категорически не рекомендуется к использованию (узнать, почему).

В моем случае, удобнее всего оказалось воспользоватся категориями.

Надеюсь, изложенный материал кому-то пригодится и поможет сэкономить самый ценный ресурс разработчика — время :)

Полезные ссылки:

Автор: xZenon

Поделиться

* - обязательные к заполнению поля