История офисных приложений: Часть III

в 14:33, , рубрики: apple, BYOD, Google Docs, iphone, microsoft office, Блог компании Новые облачные технологии, История ИТ, мойофис, офисное по

Во второй части «Истории офисных приложений» мы описали то, как Google Docs поначалу казались лишь любопытным технологическим экспериментом, но постепенно превратились в крупного игрока. Это не единственный случай, когда офисные продукты меняло что-то, поначалу не привлекавшее внимания. Что ещё было? Ответ — под катом в третьей и заключительной часть нашего текста.

История офисных приложений: Часть III - 1

Мобильная революция

Ещё одна часовая бомба под рынком офисного софта оказалась заложена 7 января 2007-го, когда Стив Джобс представил самую первую модель iPhone.

Правда, в тот момент сложно было это заметить — казалось, что всё наоборот. Предшествовавшие попытки сделать «умный телефон» ориентировались на рабочие задачи (например, в Nokia 9500 Communicator был сразу предустановлен офисный пакет), а в новом устройстве от этого решительно уходили, отказавшись от физической клавиатуры. Во время презентации Джобс позиционировал айфон как гибрид iPod, телефона и «интернет-коммуникатора» — о работе с таблицами и речи не шло. Устанавливать сторонние приложения было нельзя, поэтому рассчитывать на других разработчиков тоже не приходилось. В общем, представить, что эта «звонилка с сенсорным экраном» сможет изменить что-то в работе людей с документами, было затруднительно.

Тем более впечатляющими оказались последствия. Как мы теперь знаем, новый формат устройства покорил мир. Android, по примеру айфона отказавшийся от кнопок, попал в руки более чем миллиарда пользователей. Запрет на установку сторонних приложений на iPhone продлился лишь год — а теперь мобильные приложения для многих людей важнее компьютерных программ. И с офисными сервисами всё тоже изменилось по двум причинам.
Во-первых, после того, как смартфоны проторили дорогу формуле «экран во всю лицевую панель», её успешно подхватили планшеты. А они позволяют и разглядеть таблицу, и подключить клавиатуру, так что в их случае осмысленность использования офисного софта резко возрастает.

А во-вторых, взрыв популярности смартфонов неизбежно означал, что их станут использовать для офисных задач. Разумеется, никому не хотелось бы проводить целый рабочий день за таким устройством, но ситуации вроде «сотруднику в командировке срочно требуется посмотреть документ, а под рукой только смартфон» стали возникать всё чаще и не могли оставаться без ответа.

В результате ситуация с мобильным офисным софтом плавно перешла от «это никому не понадобится» через «большого смысла в мобильной версии пакета нет, но всё-таки с ней чуть лучше» к «если пакет хочет быть конкурентоспособным, мобильная версия необходима».

Пожалуй, нагляднее всего эти перемены показывает недавняя новость: компания Apple стала предлагать Microsoft Office как аксессуар при заказе iPad Pro. Apple, у которой есть свой собственный пакет iWork. Apple, которая при презентации первых iPhone и iPad упирала совершенно не на продуктивность. Apple, которая сторонилась подключения к планшетам клавиатур, в то время как конкуренты упирали на эту возможность. В 2016-м даже эта компания, не славящаяся дружбой с другими гигантами, признала: да, офисный софт на мобильном устройстве может быть настолько важен, что можно предлагать покупателям пакет конкурента вместо собственного, лишь бы они купили iPad, а не Microsoft Surface.

Облака, белогривые лошадки

Мобильная революция привела к тому, что сотрудники всё чаще хотели использовать для доступа к рабочим материалам устройства, принадлежащие им лично. Мнения о том, насколько это хорошо для рабочего процесса, расходятся (многим не нравится повышение риска утечки данных), но волна оказалась такой величины, что её было не остановить: даже если от использования сотрудниками собственных устройств их продуктивность резко не повысится, они будут заметно более довольны работодателем. В результате возникла тенденция BYOD, «bring your own device» («приносите собственные устройства»).

Внутри Intel этот тренд отсчитывают с 2009-го, однако по-настоящему развернулся он парой лет позже. В 2012-м было опубликовано исследование, показывающее любопытный факт: на быстрорастущих рынках вроде российского BYOD заметно популярнее, чем на Западе, поскольку для таких рынков вообще более типично смешение рабочего и личного.

У всего этого было важное следствие. Если раньше всю работу сотрудник зачастую проделывал на одном-единственном рабочем компьютере, вопрос синхронизации разных устройств его волновал мало (если и требовалось что-то доделать дома, достаточно было скинуть файл на флэшку). Но когда у сотрудника есть смартфон с планшетом, а мобильный интернет позволяет работать откуда угодно, тут флэшкой уже не обойтись, и вопрос встаёт ребром.

В итоге спрос на облачность, и без того существовавший, возрастал ещё сильнее. Это играло на руку Google, изначально сделавшему на это ставку, но и более традиционные игроки не хотели отставать: Microsoft с Apple обзавелись как возможностью хранить документы в облаке, так и веб-версиями своих пакетов. Однако в некоторых вопросах Office Online и iWork for iCloud пока что уступают Google Docs: например, в них к ячейке или фрагменту текста можно оставить только один комментарий, в то время как Google позволяет устраивать целые цепочки комментариев и отмечать в них людей, чтобы им пришло уведомление на почту.

Для обоих гигантов тяга к облаку привела ещё и к изменению привычных схем распространения пакета. Microsoft, хотя и сохранил возможность приобрести Office разово, стал делать упор на подписку Office 365, которая за ежемесячную плату предоставляет одновременно Office и место в сервисе OneDrive. Те, кто готов обойтись веб-версией без установки на компьютер программ, и вовсе получили возможность пользоваться Office бесплатно. А Apple, ранее ограничивавшие iWork собственной экосистемой, с веб-версией вышли на аудиторию всех десктопных операционных систем: стало возможно, например, начать документ в iWork на макбуке, а затем продолжить работу над ним на Windows-компьютере.

Будущее

На этом история офисного софта доходит до настоящего момента, и может показаться, что дальше всё останется таким же: у пользователей уже есть всё, что требуется, чего ещё желать? Но как раз предшествующие события показывают, что такое ощущение легко может быть обманчивым.

Что именно в таком случае изменится? Вслед за облачностью и кроссплатформенностью ещё одна характеристика может постепенно превратиться из «лишним не будет» к «нужно обязательно».

В последние несколько лет из-за разных событий, от откровений Сноудена до противостояния Apple с ФБР, нарастала напряжённость вокруг вопросов защищённости данных. Вроде бы все и так в курсе, что чем безопаснее, тем лучше, но теперь люди обращают на это всё больше внимания, и рынок программного обеспечения реагирует на это: например, мессенджеры наперебой предлагают end-to-end-шифрование. Вероятно, что и в случае с офисными пакетами вопрос «где хранятся мои документы и кто может их видеть» будет становиться всё острее.

Получается, что в 2016-м хороший офисный пакет должен быть кроссплатформенным, обладать версиями для разных устройств и делать удобной совместную работу над документом, а также желательно, чтобы ему было что предложить заботящимся о защищённости.

История офисных приложений: Часть III - 2

«МойОфис» включился в эту гонку, предлагая всё перечисленное, включая опцию «Частное облако»: с ней данные можно хранить у себя, а не на чужих серверах. Подробнее о пакете — в наших следующих текстах.

Автор: Новые Облачные Технологии

Источник

* - обязательные к заполнению поля


https://ajax.googleapis.com/ajax/libs/jquery/3.4.1/jquery.min.js