Просто о сложном: Бизнес-кейс для запуска сервиса IPTV

в 7:15, , рубрики: iptv, Телекомы, метки:

Мы продемонстрируем создание простейшего бизнес-кейса для запуска сервиса IPTV. Технология IPTV относительно новая (первые проекты запущены в 2000 году), но тем не менее достаточно популярная во всем мире, включая и Россию. Основные достоинства технологии — можно использовать существующую инфраструктуру телеком-оператора и наличие обратного канала с абонентом позволяет внедрять интерактивные приложения на экран ТВ.

Расходная часть кейса
Выделим крупные блоки:

  • ТВ-контент
  • Приставки STB
  • Платформа вещания
  • Модернизация сети передачи данных

Цену одной приставки возьмем в $150.
Стоимость платформы складывается из нескольких составляющих и зависит от выбора источника исходного сигнала. К примеру, мы хотим запустить вещание на 120 телеканалов в формате SD и решили построить собственное антенное поле. Таким образом цена платформы будет приблизительно следующая: спутниковый телепорт $200K + головная станция $720K + middleware $2000K.
Модернизация сети передачи данных достаточно расплывчато звучит, потому что у каждого решения комплекс работ может сильно отличаться, мы возьмем примерные цифры — расширение портов для вещания 120 телеканалов + закупка дополнительных сетевых коммутаторов = $800K.
Стоимость контента для вещания в IPTV зависит от того, насколько успешно вы сможете договориться с производителями контента (Universal, Disney, Sony, ВГТРК, Первый Канал и др.). Условно укажем стоимость в размере $600К в год.

Чтобы оценить расходы на приставки STB нам необходимы маркетинговые прогнозы в подключении абонентов. Условно возьмем в первый год 50 тысяч абонентов.

Крупные расходы в течении первого года получились следующие:

  • ТВ-контент $600К
  • Приставки STB $7500К
  • Платформа вещания $2920К
  • Модернизация сети передачи данных $800К

Общая стоимость запуска вещания IPTV складывается в 11,820 млн. долларов. Плюс к этому необходимо прибавить расходы на зарплату ваших инженеров, рекламу, аренду дата-центра, подключение абонентов, логистику, брак и возврат STB. На следующий год нам не потребуется покупать платформу и вкладываться серьезно в модернизацию сети, поэтому расходы в следующий год будут меньше на 3,7 млн. долларов.

Тем не менее расходы остаются достаточно большие для запуска IPTV, основные драйверы расхода — это стоимость ТВ-контента и приставок.

Доходная часть кейса
В типичном IPTV решении зарабатывать можно на продажах STB и ежемесячных отчислениях абонентов за пользование сервисом.
Допустим, покупая приставки STB по $150 мы решили их продавать по $180 (себе оставляем $30). Ежемесячную плату за 120 телеканалов для абонентов устанавливаем в размере $20. Рост абонентов условно разделим равными месячными долями: 50 000 / 12 = 4166 абонентов в месяц. Исходя из этого мы получаем в первый месяц $83320 и каждый последующий месяц прибавляем по $83320 благодаря росту абонентской базы.

Итого доход в первый год выглядит так:

  • Продажа приставок STB $1 499 760
  • Абонентская плата за сервис $6 498 960
  • Доход первого года: $7 998 720

Один абонент генерит среднегодовой доход в размере ~$160. С расходом на одного абонента ситуация складывается интересная. В первый год расход составляет ~$236. Во второй год цифра становится меньше и один абонент нам уже обходится в $162. Это при неизменном размере абонентской базе, а база конечно должна расти и тогда расходы на одного абонента начинают волшебным образом уменьшаться.

В данной статье мы не учли немаловажные расходы на подключение абонентов, расходы на модернизацию оборудования и техническую поддержку от вендоров. Но, мы надемся, что по-крайнее мере смогли наглядно продемонстрировать из чего складывается запуск телевещания в формате IPTV на существующей сети телеком-оператора.

Автор: dash01

Поделиться

* - обязательные к заполнению поля