- PVSM.RU - https://www.pvsm.ru -

Искусственный интеллект для ритейла: продажники уровня Скайнет, отзывы уровня Бог

Пока мы смотрим, Apple и Google борются за создание ИИ, а Маск и Хокинг его опасаются, где-то рядом искусственный интеллект уже буквально входит в нашу жизнь с той стороны, где мы и не ждали. Как я, почитывая достаточно широко известный в относительно узких кругах сайт про венчурный бизнес и прочие стартапы, не ждал наткнуться на рекламный вполне себе анонс [1] хакатона торговой сети «М-видео» на ту самую не самую ожидаемую от магазина, продающего утюги и плазмы тему: по разработке чат-ботов для ритейла и использованию искусственного интеллекта в рознице. Будучи, в какой-то мере, энтузиастом темы ИИ, я уже намылился читать, какое применение ему собрались найти в ритейле, но даже на сайте хакатона [2] не удалось найти никакого развёрнутого описания идеи. Сообщается лишь, что десять команд будут бороться за призы, главный из которых, как я понимаю, даже не 150 000₽ как таковые, а получение от «М-Видео» подряда на доработку их идеи до коммерческого воплощения.

image

Тема хакатона сформулирована довольно размыто: «Агрегация отзывов на сайте» и «Помощник продавца по подбору товаров в магазине» — ни в оригинальной статье, ни на сайте самого хакатона [3] я подробностей не нашёл. От этого стало только интереснее. Что будет делать ИИ-помощник продавца — искать нужные ему модели в базе, что часто занимает столько времени в магазине, когда интересуешься конкретной моделью бритвы? Зачем, например, нужен ИИ для агрегации отзывов на сайте, когда они уже и так жёстко каталогизированы? Только копнув немного Гугл по соответствующим запросам, я нашёл достаточно пищи для размышлений, которые позволили разогнаться моей фантазии уже не на шутку.

Это не попытка угадать, что на самом деле и как будет разрабатываться на хакатоне «М-Видео» — я не в курсе их планов, информации на сайте хакатона об этом нет. Это — свободное эссе по мотивам. Что можно сделать, вооружившись ИИ для решения поставленных задач.

Агрегация отзывов на сайте

По теме «отзывы» и «ИИ» в интернете уже гуглятся какие-то материалы, по мотивам чтения которых, у меня родилось две возможных идеи:

Анализ отзывов с разделением на положительные и отрицательные в автоматическом режиме

Какой магазин не заинтересован в том, чтобы под линейкой товаров были всегда только положительные отзывы? Ручная модерация отзывов обходится слишком дорого в человеко-часах и человеко-деньгах, а любые механизмы пользовательского самоуправления неподконтрольны как раз в смысле защиты от накрутки честного, но неприятного отзыва недовольными потребителями. И тут на выручку интернет-магазину приходит искусственный интеллект, который, анализируя накопленную базу отзывов, научится отделять положительные отзывы от отрицательных, каким бы эзоповым языком ни были написаны последние. Кстати, полезная была бы разработка: представьте себе Хабр, который больше не мучается экспериментами по тонкой настройке механизмов саморегуляции, а просто врубил ИИ, который точно знает, когда пост соответствует тематике ресурса, даже если он в корпоративном блоге, а когда это рекламный буллшит или просто пережёвывание жёваного ради лёгких плюсиков. Которых больше не будет, когда за дело возьмётся ИИ. Он просто сам решит, что нам показывать в соответствии с нашими же запросами на то, какой Хабр — торт. И возможно, одна из команд на хакатоне начнёт писать нечто, что, при регулировке под другую задачу, станет убийцей кармы.

Агрегация отзывов по внешним источникам [4]

Ещё более богатая тема, если подумать, что отзывы на товары оставляются не только на сайтах разных интернет-магазинов, но и в агрегаторах вроде «Яндекс-маркета», и в блогах, и вообще где угодно ещё. А если вспомнить эксперименты Google с нейросетью в переводчике, открываются вообще какие-то невиданные перспективы: один раз облазив весь интернет, ИИ мог бы собрать все релевантные отзывы к конкретному продукту, составив максимально объективную матрицу отзывов на него — если у него будет такая задача. Или максимально полную матрицу положительных отзывов, если задача будет другой.

ИИ-помощник — продавец, от предложений которого никому нельзя отказаться

Дальше — больше. Когда я взял следующую тему хакатона, формулируюущую создание некого ИИ-«помощника продавца по подбору товаров в магазине», то даже моя фантазия вошла ненадолго в ступор. Опять же, описание хакатона не дало вообще никакой информации. И опять пришлось искать вдохновение, загуглив, что в этой сфере уже начали делать другие. И где-то среди традиционного маркетингового буллшита про мобайл фёрст, биг дату и, конечно же, блокчейн, набрёл на следующий намекающий текст:

Облачные сервисы искусственного интеллекта и машинного обучения дают возможность по-новому общаться с покупателями: сделать взаимодействие с ними более адресным и персонифицированным. Свежие идеи участников конкурса, реализованные на базе интеллектуальной облачной платформы Microsoft Azure, помогут «М.Видео» на пути цифровой трансформации.

Подсказку пришла, что характерно, от одного софтверного гиганта [5]: её озвучила Татьяна Делягина, директор по маркетингу технологий обработки данных и облачной платформы Microsoft в России. Кому как не им лучше знать, куда в этой теме копать.

Если отталкиваться от её слов, ИИ будет использоваться не как помощник в поиске каталога, как могло бы показаться из названия категории. ИИ будет говорить продавцу, как продавать конкретному покупателю. Опять же, отпустив фантазию на волю и на всякий случай оговорившись, что к реальным намерениям и постановке задачи хакатона «М-Видео», которые мне просто не известны, она отношения не имеет — при такой постановке задачи вновь можно увидеть море возможностей:

  1. более-менее понятные, вроде обучения ИИ всем приёмам квалифицированного продажника — от оценки состоятельности, интересов, внушаемости человека с последующими методами «впаривания», которые ни один сейлз никогда не освоит на 100%, но ИИ ничего не мешает орудовать полным арсеналом всех людских придумок строго by the book, давая результат продаж близкий к стопроцентному;
  2. и совсем уж в стиле «Чёрного зеркала», когда ИИ будет анализировать бэкграунд покупателя от транспорта, на котором он приехал и попал в камеры наружного наблюдения, до истории публикаций в соцсетях, истории покупок, биллинга и чего угодно. Иными словами, ИИ-помощник продавца можно превратить в идеальную машину продаж, которой ни спонтанные, ни самые осознанные покупатели противопоставить ничего не смогут.

Единственной надеждой сохранить наши деньги (возможно, к тому времени поступающие в наши электронные кошельки по программе безусловного базового дохода — ну кто знает?) на лишнюю секунду между полной раздачей идеальным машинам продаж, в этой ситуации будет разве что их идеальная конкуренция — как ни крути, а даже если идеальный ИИ-продавец Apple как-то поделит мои уши с идеальным ИИ-продавцом Samsung — идеальный ИИ-продавец Xiaomi должен будет как-то уравновесить их всех — в конце концов, уха у меня только два, третий смартфон придётся прикладывать куда-то в другое место уже.

В общем, не забегая сильно вперёд — мне теперь очень интересно, по какому пути пойдут фантазии разработчиков хакатона, что за проект окажется у команды-победителя и что именно они будут разрабатывать для «М-Видео» дальше. До результатов осталось меньше двух недель.

Автор: LeJay

Источник [6]


Сайт-источник PVSM.RU: https://www.pvsm.ru

Путь до страницы источника: https://www.pvsm.ru/iskusstvenny-j-intellekt/263675

Ссылки в тексте:

[1] рекламный вполне себе анонс: https://vc.ru/p/msmart-hackathon

[2] на сайте хакатона: http://hackathon.mvideo.ru/

[3] на сайте самого хакатона: http://hackathon.mvideo.ru/#rec27947012

[4] по внешним источникам: http://www.towave.ru/pub/oleg-demidov-opiner-vsled-za-obshchim-rostom-rynka-e-sommerce-rastet-i-rynok-otzyvov.html

[5] софтверного гиганта: http://www.retail-loyalty.org/news/m-video-provodit-khakaton-dlya-znatokov-iskusstvennogo-intellekta-botov-i-mashinnogo-obucheniya-/

[6] Источник: https://habrahabr.ru/post/337516/