- PVSM.RU - https://www.pvsm.ru -

От Alibaba до «Пятерочки»: кто и как использует систему распознавания лиц в бизнесе

Платить за бургер без карты, не ждать регистрации в отеле, не стоять в очереди на кассу —все это возможно с помощью технологий распознавания лиц. В последние годы подобные решения активно тестируют многие крупные российские и зарубежные ритейлеры. Мы отобрали пять самых интересных примеров.

От Alibaba до «Пятерочки»: кто и как использует систему распознавания лиц в бизнесе - 1

Узнать больше о том, как использовать распознавание лиц, нейросети и машинное обучение в бизнесе, можно на интенсивном курсе AI School [1].

1. Alibaba: оплата с помощью «улыбки» в магазинах и check-in в отелях

Компания KFC вместе с Ant Financial («дочкой» Alibaba) запустила сервис Smile to Pay — оплату «с помощью улыбки» в своем ресторане в Ханчжоу в 2017 году. Глава Alibaba Group Джек Ма впервые представил его в 2015 году на торговой выставке CEBIT в Ганновере, но до запуска в магазинах дело дошло только два года спустя.

Как это работает: Для покупки бургера надо ввести номер телефона, привязанный к кошельку Alipay и улыбнуться камере, встроенной в специальный биометрический терминал. После этого система подтверждает личность владельца кошелька и разрешает провести платеж.

Видео с официального аккаунта Alibaba Group на YouTube.

Улыбка нужна для того, чтобы система поняла, что перед ней живой человек, а не фотография. Для распознавания достаточно двух-трех секунд. Обмануть систему нельзя, даже изменив цвет волос, макияж или надев парик: она использует комплекс отличительных черт, учитывая и геометрию лица, и расположение определенных точек на нем.

В июле 2018 года технологию также начали тестировать [2] в двух отелях Marriott — в Ханчжоу и в округе Санья на острове Хайнань. Ждать у стойки администратора больше не надо: гости отелей для регистрации фотографируются и вводят контактные данные в терминале самообслуживания. После этого терминал сверяет информацию с номером бронирования и распечатывает ключ-карту для входа в номер. Время регистрации сократилось втрое и занимает всего минуту (раньше — три).

2. Walmart: поиск «несчастных» покупателей в магазинах

От Alibaba до «Пятерочки»: кто и как использует систему распознавания лиц в бизнесе - 2
Источник: официальный сайт Walmart [3]

Крупнейший ритейлер мира в 2017 году разработал [4] технологию, которая помогает определить, насколько покупатель доволен посещением магазина.

Как это работает: если система обнаружит покупателя с несчастным лицом, она должна подать сигнал об этом сотрудникам магазина. По мнению руководства Walmart, это поможет улучшать обслуживание клиентов до того, как те начнут массово жаловаться на какие-либо проблемы.

Кроме этого, система должна помочь анализировать покупательское поведение в течение более долгих периодов — для этого она будет связывать их эмоции с тем, сколько они тратят и что именно покупают. Биометрические данные клиента сопоставляют с данными проводимых им транзакций, чтобы обнаружить изменение покупательских привычек из-за недовольства.

Ранее, в 2015 году, Walmart уже пытался ввести систему распознавания лиц — для предотвращения краж в магазинах — но эксперимент в итоге провалился [5]. Систему посчитали нерентабельной, сколько воров удалось обнаружить с ее помощью, руководство Walmart не сообщало.

3. X5 Retail Group: борьба с очередями на кассах

От Alibaba до «Пятерочки»: кто и как использует систему распознавания лиц в бизнесе - 3

Крупнейший российский ритейлер — X5 («Пятерочка», «Карусель», «Перекресток») — также начал тестировать технологии распознавания лиц в 2017 году. По словам представителей компании, технология должна [6] была, в частности, помочь сократить ожидание в очередях на кассах и оптимизировать торговое пространство.

Как это работает: помните таблички на кассе — «Если в очереди более пяти человек, позвоните по номеру...»? Система распознавания лиц делает то же самое автоматически: если очереди свыше пяти покупателей, а какие-то из касс магазина не работают, директору приходит оповещение: «Нужно открыть кассу». А с помощью видеоаналитики можно выяснить, где в магазине проходит больше людей, на что они обращают внимание, чтобы потом правильно расположить товары и промоматериалы.

Системы распознавания лиц при этом не хранят фото, пояснял [7] директор по информационным технологиям торговой сети «Карусель» (входящей в X5 Retail Group) Василий Громов. Система строит функцию, определяющую расположение точек на лице — скул, глаз, ушей и так далее (хэш лица). В следующий раз, попадая в поле зрения камер, подключенных к модулю для распознавания, система сверяет изображение с хэш-каталогом и дает сигнал о том, кто на видео. Также Василий Громов указывал, что «с точки зрения законодательства, хэш лица не является персональной информацией, так как не позволяет идентифицировать человека без дополнительных сведений». В официальном блоге X5 на Хабре компания недавно писала [8], что продолжает сравнивать технологии по распознаванию лиц от разных компаний.

4. «Дикси»: женщинам — косметика, мужчинам — пиво

От Alibaba до «Пятерочки»: кто и как использует систему распознавания лиц в бизнесе - 4
Источник: официальный сайт AddReality
В «Дикси» технологии распознавания лиц решили опробовать одновременно с X5 Retail Group, но выбрали другого разработчика — AddReality. Целью ставили определить пол и возраст покупателй и внедрить таргетированную рекламу в кассовой зоне и в торговом зале. «Дикси» начала тестировать биометрическую идентификацию в магазинах сети «Виктория» и в своем центральном офисе в 2017 году.

Как это работает: На больших экранах, установленных в торговых залах, крепится камера для распознавания лица человека, который, проходя мимо, обращает внимание на экран.

«Можно определить, мужчина это или женщина, примерный возраст, и с учетом этих параметров, исходя из существующего пула рекламодателей, на мониторе транслируется наиболее подходящая реклама. Для женщин это может быть реклама косметики, а для мужчины средних лет, например, пиво», — пояснял [9] IT-директор «Дикси» Владимир Муравьев.

5. Яндекс: спецреклама для «бородачей» и интеллигентов в аптеках

От Alibaba до «Пятерочки»: кто и как использует систему распознавания лиц в бизнесе - 5
Источник: Яндекс

Яндекс в июне 2018 года запустил [10] продажу таргетированной рекламы на экранах с помощью системы распознавания лиц в аптеках «Асна». В основе — та же технология, которую уже использовали в магазинах «Виктория», дополненная возможностью подбирать наиболее подходящую рекламу для пользователя с помощью поисковика.

Как это работает: система состоит из экрана и камеры, которая распознает зрителя: его возраст, пол, особенности внешнего вида — например, очки или борода, и другие характеристики. После этого с помощью «Яндекс.Директ» на экран выводится наиболее подходящая такому клиенту реклама.

По словам представителя «Яндекса», система может независимо определить типы нескольких людей перед экраном, а рекламодатель будет платить только за таргетированные показы. Если перед экраном стоят три человека, только для двух из которых реклама релевантна, система засчитает два показа.

В Addreality отмечали, что система «использует только обезличенные данные пользователей, не идентифицирует отдельных покупателей, не использует персональные данные и не ведет видеозапись проходящих мимо экрана покупателей». Эксперимент начался с 70 экранов, еще 2000 появится в аптеках «Асна» в случае успешного тестирования системы.

Узнать больше о том, как использовать распознавание лиц, нейросети и машинное обучение в бизнесе, можно на интенсивном курсе AI School [1]. Спикеры курса из Microsoft, «Наносемантики» и Comparex LLC расскажут, как применять разные виды ИИ и какие для этого есть инструменты. Ближайший интенсив пройдет 17 ноября — 15 декабря.

Автор: Даниель Захур

Источник [11]


Сайт-источник PVSM.RU: https://www.pvsm.ru

Путь до страницы источника: https://www.pvsm.ru/iskusstvenny-j-intellekt/298678

Ссылки в тексте:

[1] AI School: https://binarydistrict.com/ru/course/project-management-in-it-intensive/?utm_source=blogs&utm_medium=habrhabr&utm_campaign=alibaba_x5retail

[2] начали тестировать: https://www.cnbc.com/2018/07/11/reuters-america-check-in-with-a-smile-marriott-alibaba-trial-facial-recognition-at-china-hotels.html

[3] официальный сайт Walmart: https://corporate.walmart.com/

[4] разработал: https://www.businessinsider.com/walmart-is-developing-a-robot-that-identifies-unhappy-shoppers-2017-7

[5] провалился: http://fortune.com/2015/11/09/wal-mart-facial-recognition/

[6] должна: https://www.vedomosti.ru/technology/articles/2017/09/07/732744-tehnologiya-raspoznavaniya-litsa#galleries%2F140737493530626%2Fnormal%2F1

[7] пояснял: https://www.retail.ru/interviews/147494/

[8] писала: https://habr.com/article/426221/

[9] пояснял: http://www.tadviser.ru/index.php/%D0%A1%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D1%8F:%D0%98%D0%A2-%D0%B4%D0%B8%D1%80%D0%B5%D0%BA%D1%82%D0%BE%D1%80_%C2%AB%D0%94%D0%B8%D0%BA%D1%81%D0%B8%C2%BB_%D0%92%D0%BB%D0%B0%D0%B4%D0%B8%D0%BC%D0%B8%D1%80_%D0%9C%D1%83%D1%80%D0%B0%D0%B2%D1%8C%D0%B5%D0%B2_-_%D0%BE%D0%B1_%D0%98%D0%A2-%D1%81%D1%82%D1%80%D0%B0%D1%82%D0%B5%D0%B3%D0%B8%D0%B8,_%D0%BF%D0%B5%D1%80%D1%81%D0%BF%D0%B5%D0%BA%D1%82%D0%B8%D0%B2%D0%BD%D1%8B%D1%85_%D0%B8_%D1%80%D0%B8%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%BD%D1%8B%D1%85_%D1%82%D0%B5%D1%85%D0%BD%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%8F%D1%85_%D0%B2_%D1%80%D0%B8%D1%82%D0%B5%D0%B9%D0%BB%D0%B5

[10] запустил: https://retailer.ru/jandeks-nachal-raspoznavat-lica-posetitelej-aptek-asna-i-targetirovat-na-nih-reklamu/

[11] Источник: https://habr.com/post/429382/?utm_source=habrahabr&utm_medium=rss&utm_campaign=429382