- PVSM.RU - https://www.pvsm.ru -

Масштабное исследование влияния соцсетей: виртуальные отношения делают людей несчастными

image

По данным, предоставленным компанией в прошлом году, средний пользователь Facebook ежедневно тратит почти час своей жизни на эту социальную сеть. Опрос консалтинговой компании Deloitte показал [1], что для многих пользователей проверка приложений в социальных сетях — это первое, что они делают по утрам, еще до того, как встают с постели. Конечно, социальное взаимодействие — здоровая и необходимая часть человеческого существования. Тысячи исследователей уже сделали [2] выводы о том, что большинство людей чувствует себя лучше, когда у них крепкие и позитивные отношения с другими людьми.

Проблема состоит в том, что большая часть научных работ о социальном взаимодействии была проведена в рамках реальных «социальных сетей» — взаимодействий людей лицом к лицу, а не в онлайн-отношениях, которые становятся все более распространенными.

Мы знаем, что взаимодействие с людьми в реальной жизни благотворно сказывается на человеке. А что насчет отношений, которые строятся непосредственно через экран смартфона или компьютера? Какое влияние оказывают на человека социальные сети?

Предыдущие исследования в этой области показали, что использование социальных сетей может сократить [3] реальное взаимодействие с людьми, увеличить [3] продолжительность времени, проводимого человеком в сидячем положении, приводить [4] к интернет-зависимости и подорвать [5] самооценку в результате социального сравнения.

Самооценка оказывает сильное влияние на поведение людей, и поскольку все пользователи склонны демонстрировать в соцсетях только положительные аспекты своей жизни, человек может поверить [6], что его собственная жизнь не так хороша, как жизнь другого.

Однако некоторые скептики задаются вопросом: возможно, люди с более низким уровнем благосостояния чаще используют социальные сети, а не социальные сети вызывают более низкое благосостояние? В некоторых исследованиях было установлено, что социальные сети положительным образом влияют [7] на благосостояние, потому что расширяют социальную поддержку и укрепляют отношения в реальном мире.

Исследователи Холли Шакья (Holly Shakya) из Калифорнийского университета [8] и Николас Кристакис (Nicholas Christakis) из Йельского университета [9] решили получить более четкое представление о взаимосвязи между благополучием и использованием социальных сетей. Ученые в течение трех лет изучали данные 5 тысяч людей. Они собрали информацию об использовании Facebook и данные о здоровье, чтобы увидеть, как благосостояние меняется с течением времени из-за использования социальной сети.

Оценка благополучия велась на основе информации об удовлетворенности жизни, самооценке, психологическом и физическом здоровье, индексе массы тела. В каждой волне опроса исследователи просили респондентов назвать до четырех друзей, с которыми они обсуждают важные вопросы, и столько же людей, с которыми они проводят свое свободное время, чтобы оценить взаимодействие в реальном мире.

Исследователи называют три преимущества, которые выделяют их научную работу среди других. Во-первых, они изучили три волны данных от респондентов в течение трех лет. Это позволило им отслеживать, как изменения в использовании социальных сетей меняли их благосостояние. Во-вторых, у них были объективные показатели использования соцсети, взятые непосредственно из их аккаунтов, а не самоотчетов респондентов. И в-третьих, помимо данных Facebook у них была информация о реальных взаимодействиях с окружающими людьми, которая позволила сравнивать влияние на респондента очных и виртуальных взаимодействий.

Между тем, сами исследователи указывают на некоторые оговорки. Например, многие пользователи не предоставили доступ к своим данным в Facebook, большинство из отказавшихся — молодые люди. Таким образом, результаты могут быть «перекошены» в сторону опыта использования соцсети более взрослыми респондентами (исследователи учитывали их возраст и пол).

Средний возраст тех испытуемых, кто предоставил данные Facebook, составил 48 лет — люди этого возраста прожили большую половину жизни без повсеместного влияния Интернета. Плюс, в исследованиях, опирающихся на данные от респондентов, может быть некоторая погрешность.

Результат для кого-то покажется ожидаемым: использование Facebook сделало людей менее счастливыми. Использование социальной сети в течение одного года показало снижение психологического здоровья в следующем. Ключевой показатель, подтверждающий гипотезу, заключается в том, что каждое увеличение числа «лайков», кликов по ссылкам и обновлений статуса на 1% снижает на 5-8% показатели психологического здоровья.

Исследователи измеряли три типа активности: «лайки», размещение публикаций и переход по ссылкам, а также их влияние на пользователя. И хотя они ожидали, что контент от других людей с «лайками» с большей вероятностью приведет к критическому самоанализу и, следовательно, к снижению благосостояния, обновление собственного статуса и клики по ссылкам привели к аналогичному эффекту.

Однако не все так плохо, как может показаться. Исследователи также отмечают, что люди часто обращаются к Facebook, когда им уже грустно, потому что они не хотят в таком состоянии вступать в прямой контакт с людьми.

В целом результаты говорят о том, что снижение общего настроения зависит не только от качества использования Facebook, но и от количества (то есть частоты и времени пребывания). И хотя слишком долгое пребывание перед экраном — уже давно существующая проблема, хитрость социальных сетей заключается в том, что пока люди используют их, у них складывается впечатление, что они занимаются значимым социальным взаимодействием. Ученые подтвердили, что характер и качество такого рода связей не могут заменить взаимодействия с реальным миром, которые необходимы для здоровой жизни.

Полностью изучить влияние социальных сетей, конечно же, сложно. Воздействие тщательно отобранных фотографий и другого контента на жизни других приводит к снижению самооценки, и постоянное взаимодействие с людьми в социальных сетях может отвлекать от более значимых реальных жизненных событий. И совершенно очевидно, что виртуальные социальные взаимодействия не могут заменить реальные.

doi: 10.1093/aje/kww189 [10]

Автор: krasandm

Источник [11]


Сайт-источник PVSM.RU: https://www.pvsm.ru

Путь до страницы источника: https://www.pvsm.ru/issledovanie/252556

Ссылки в тексте:

[1] показал: https://www2.deloitte.com/au/en/pages/technology-media-and-telecommunications/articles/mobile-consumer-survey-2015.html

[2] сделали: https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC3455910/

[3] сократить: http://www.com.cuhk.edu.hk/ccpos/b5/pdf/QoL10.pdf

[4] приводить: https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/20955578

[5] подорвать: http://psycnet.apa.org/journals/ppm/2/3/161/

[6] поверить: http://www.sciencedirect.com/science/article/pii/S2352250X15002535

[7] влияют: http://www.sciencedirect.com/science/article/pii/S0747563213002926

[8] Калифорнийского университета: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%B0%D0%BB%D0%B8%D1%84%D0%BE%D1%80%D0%BD%D0%B8%D0%B9%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D1%83%D0%BD%D0%B8%D0%B2%D0%B5%D1%80%D1%81%D0%B8%D1%82%D0%B5%D1%82

[9] Йельского университета: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%99%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D1%83%D0%BD%D0%B8%D0%B2%D0%B5%D1%80%D1%81%D0%B8%D1%82%D0%B5%D1%82

[10] 10.1093/aje/kww189: https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/28093386

[11] Источник: https://geektimes.ru/post/288014/