Марвин Мински «The Emotion Machine»: Глава 3 «Фрейд, контроль настроения и характер»

в 9:51, , рубрики: Marvin Minsky, philtech, Блог компании Philtech-акселератор, боль, искуственный интеллект, Исследования и прогнозы в IT, Профессиональная литература, филтех, человечность, Читальный зал

Отец искусственного интеллекта размышляет о том, как сделать машину, которая бы гордилась нами. Марвин Мински был довольно жестким ученым и то, что он своим «скальпелем познания» исследует тему чувств и эмоций, что же делает нас людьми, довольно интересно и полезно. Книга — отличный образец того, как «ИТишным подходом» попробовать осмыслить «человеческое»: ценности, идеалы, любовь, боль, здравый смысл.

image

§3-6 Фрейдистский сэндвич

Удача – это шанс, но проблема в том,
Что я сталкивался с ней когда был мудр,
И учился на неудачах, а не на победах
— А. Е. Хаусман

Лишь небольшое количество учебников по психологии упоминают о том, как мы выбираем то, о чем нам следует думать, или же, как мы выбираем то, о чем нам думать не следует. Так или иначе, этот вопрос был крайне важным для Зигмунда Фрейда, который представлял разум как систему, в которой каждая мысль перед тем как проявиться в сознании должна преодолеть определённые барьеры. Ниже описано его видение разума:

«… огромная комната, в которой собраны различные ментальные возбуждения, тесно связанные друг с другом, представляющие собой индивидуальные существа. С этой комнатой связана ещё одна, своего рода приёмная комната, которая является обителью сознания. На пороге перехода между этими двумя комнатами стоит привратник, который проверяет различные ментальные возбуждения, тщательно осматривает их, и не пропускает их в приёмную комнату, если они не проходят критерии отбора. Вы не заметите разницы между тем, когда привратник сразу не пропускает к сознанию различные мысли или когда мысль проникает в комнату к сознанию, но привратник сразу возвращает её обратно. Всё зависит от степени его бдительности и оперативности работы в распознании тех, кто не прошел проверку.»

Таким образом, недостаточно пройти мимо привратника, чтобы достичь сознания. Когда мысли проходят его, они сперва попадают в приёмную комнату, которую можно назвать «предсознание».

«Возбуждения в бессознательном, как и в предсознании, не обнаруживаются сознанием, потому оно находится в совершенно другой комнате, таким образом всё, что не попала в комнату к сознанию остаётся неосознанным. Когда мысли продвигаются ближе к порогу комнаты сознания, но их не пропускает привратник, они становятся «невозможными для осознания» и эти мысли мы называем подавленными мыслями. Но даже если возбуждения проходят привратника, они необязательно могут стать осознаваемыми. Они могут стать осознаваемыми мыслями если только сознание сможет их заметить.»

Фрейд представлял ум как полосу препятствий, в котором только те мысли, которые проходят все эти препятствия могут быть удостоены внимания сознания. При прохождении одного из испытаний, которое было названо Фрейдом «отрицание», идея сознательно осуждается, таким образом становясь бесполезной, это помогает вспомнить, отвергалась ли эта идея ранее или нет. В другом виде испытания, названном «подавлением» импульсы идеи блокируются на самых ранних этапах, без какого-либо осознания этого процесса со стороны мыслителя. Тем не менее, подавленные мысли всё ещё могут проявляться, благодаря различным видам маскировки.

В трёхмерной модели сознания Фрейда множество ресурсов работают единовременно, но все они не всегда имеют одни и те же цели. Вместо этого, разум, по мнению Фрейда, представляет собой поле боя между животными инстинктами и социальными ограничениями. Эти две силы зачастую несовместимы друг с другом и оставшаяся часть разума должна постоянно бороться за нахождение компромисса между этими двумя силами, что он и делает, в основном за счет различных уловок. Одним из способов борьбы с накладываемыми ограничениями является подавление ресурса, который является ответственным за это ограничение. Другим способом обхода ограничений является маскировка или преподнесение подавляемого действия таким образом, чтобы никто из внутренних Критиков или Цензоров не отреагировал на него. Фрейд использовал для описания этого явления слово «сублимация», мы же иногда называем подобное явление «рационализацией».

Лишь немногие современные «когнитивные психологи» поддерживают архитектурные решения Фрейда. Он был одним из первых, кто осознал, что проблемы, с которыми мы сталкиваемся каждый день, мы разрешаем гораздо сложнее, чем это предполагалось ранее, когда эту деятельность отводили лишь одном главенствующему процессу. Вместо этого, Фрейд видел человеческий разум как продукт разнообразных активностей, большинство из которых вовлекаются во время разрешения нами проблемных ситуаций и несоответствий нашего видения мира его реальному представлению.

image

§3-7. Контроль наших Настроений и Черт Характера

«Любовь, как он верил, превращает в дурака человека, но его нынешняя эмоция была не глупостью, а мудростью; голосом мудрости, безмятежности, точности. … Она показалась ему таким совершенным продуктом природы и обстоятельств, что размышление о будущем использовании его изобретение вызывало перехватывающий дыхание страх. Как будто оно могло уменьшить или разрушить её прекрасную личную гармонию …»
— генри Джеймс в «Американец» (The American)

В § 1-2 мы описали некоторые способы, которые могут изменить душевное состояние человека:
«Иногда человек попадает в такое состояние, при котором все кажется веселым и ярким, хотя ничего извне не изменилось. В другое время вас ничего не может порадовать: окружающий мир кажется мрачным и темным, и ваши друзья говорят, что вы стали подавленным. "
Если бы вы смогли отключить всех ваших внутренних Критиков, тогда стало бы казаться, что ничего вокруг не имеет изъянов. У вас бы осталось совсем немного забот, беспокойств и целей, а окружающие люди могли бы описать ваше состояние как «эйфорическое», «сумасшедшее» или «маниакальное».

Тем не менее, если вы включите слишком много Критиков, вы будете видеть недостатки в каждой детали окружающего мира. Весь мир будет казаться заполненным недостатками, охваченным потопом уродства. Вы так будете искать недостатки и ошибки в ваших собственных целях, и в таком случае вы не будете иметь никакого желания исправлять текущую сложившуюся ситуацию и не будете реагировать на какую-либо похвалу.

Это означает, что наших внутренних Критиков следует контролировать6 если вы включите их слишком много вы никогда ничего не сделаете. Но если вы выключите всех Критиков, тогда вам будет казаться, что все ваши цели достигнуты и вновь вы не сможете достичь больших результатов.

Тем не менее, в повседневной жизни имеется широкий диапазон, в котором могут изменяться количества включаемых и выключаемых Критиков. Иногда вы чувствуете себя авантюристами, склонными к ощущению новых переживаний. В других случаях вы чувствуете себя консерватором, стараясь избегать какой-либо неопределенности. И когда вы находитесь в чрезвычайной ситуации (например, когда вы сталкиваетесь с опасностью), у вас не остаётся времени рассуждать что можно сделать, поэтому вам нужно принимать быстрые решения, не учитывая большинство факторов. В подобной ситуации вам необходимо отложить долгосрочные планы, приостановить некоторые ресурсы, которые связаны с друзьями, подвергнуть себя стрессу и боли, а также сделать другие вещи, о которых вы позже можете пожалеть. Для перехода в это состояние вам придется подавить своих внутренних супрессоров, и в таком случае вы будете казаться окружающим совсем другим человеком.

Мы используем такие термины как «черты характера» и «настроение» для описания общего состояния человека. Но подобные термины довольно сложно определить, потому что в формировании конкретного состояния человека вовлечено очень большое количество процессов. Некоторые из этих состояний влияют на наше восприятие реальности, а другие – на цели, которые мы преследуем, стратегии, которые мы выбираем, и детали, на которых мы фокусируемся. Другие же процессы вовлечены в функционировании переходов между использованием различных абстрактных моделей, например мы сначала можем думать о физических вещах окружающего мира, затем начать думать о каких-то социальных делах, а затем начать раздумывать о каких-либо долгосрочных планах.

Что определяет эти промежутки времени, которые наш разум проводит в каждом из вышеописанных состояний? Эти интервалы времени могут охватывать огромные диапазоны значений. Вспышка гнева или страха, или понимание наличия сексуального подтекста может продолжаться очень короткий промежуток времени. Другие настроения могут длиться минуты или часы, а некоторые состояния сохраняются в течение недель и годов. «Джон злой» означает то, что Джон является злым сейчас, но словосочетание «злой человек» может описать пожизненную черту. Продолжительность этих ментальных состояний может зависеть от того, как мы регулируем механизмы, ответственные за эти переключения состояний.

В § 7-2 мы будем размышлять о том, как могут быть организованы наши Критики. До какой степени они являются независимыми – как и те демоны, которые постоянно осматривают места каких-либо действий, выжидая момента, чтобы вмешаться? В какой степени они контролируются специальными, более централизованными механизмами? Как мы можем вводить новых Цензоров и Критиков? Могут ли Критики критиковать самих себя за выполнение определённых действий? Является ли более организованный разум продуктом лучшей внутренней организации критиков?

Уже прошло более века, с тех пор как Зигмунд Фрейд поднимал подобные вопросы, однако настолько сильно игнорировались, что мы до сих пор не можем адекватно ответить на них. Возможно эта ситуация измениться, когда мы сможем увидеть, что происходит внутри функционирующего мозга.

За перевод спасибо Станиславу Суханицкому

Об авторе

image

Марвин Ли Минский (англ. Marvin Lee Minsky; 9 августа 1927 — 24 января 2016) — американский учёный в области искусственного интеллекта, сооснователь Лаборатории искусственного интеллекта в Массачусетском технологическом институте. [Википедия]

Интересные факты:

  • Минский дружил с критиком Харольдом Блумом из Йельского университета (Yale University), который отзывался о нём не иначе как «зловещий Марвин Минский».
  • Айзек Азимов описывал Минского как одного из двух людей, которые умнее, чем он сам; вторым, по его мнению, был Карл Саган.
  • Марвин — робот с искусственным интеллектом из цикла романов Дугласа Адамса Автостопом по галактике и фильма Автостопом по галактике (фильм).
  • Минский имеет контракт на заморозку своего мозга после смерти для того, чтобы его «воскресили» в будущем.
  • В честь Минского назван пес главного героя в фильме Трон: Наследие. [Википедия]


Про #philtech

image

#philtech (технологии + филантропия) — это открытые публично описанные технологии, выравнивающие уровень жизни максимально возможного количества людей за счёт создания прозрачных платформ для взаимодействия и доступа к данным и знаниям. И удовлетворяющие принципам филтеха:

1. Открытые и копируемые, а не конкурентно-проприетарные.
2. Построенные на принципах самоорганизации и горизонтального взаимодействия.
3. Устойчивые и перспективо-ориентированные, а не преследующие локальную выгоду.
4. Построенные на [открытых] данных, а не традициях и убеждениях
5. Ненасильственные и неманипуляционные.
6. Инклюзивные, и не работающие на одну группу людей за счёт других.

Акселератор социальных технологических стартапов PhilTech — программа интенсивного развития проектов ранних стадий, направленных на выравнивание доступа к информации, ресурсам и возможностям. Второй поток: март–июнь 2018.

Чат в Telegram
Сообщество людей, развивающих филтех-проекты или просто заинтересованных в теме технологий для социального сектора.

#philtech news
Телеграм-канал с новостями о проектах в идеологии #philtech и ссылками на полезные материалы.

Подписаться на еженедельную рассылку

Автор: Алексей

Источник


* - обязательные к заполнению поля


https://ajax.googleapis.com/ajax/libs/jquery/3.4.1/jquery.min.js