Истории из жизни IT-специалиста на судне, прошедшем вокруг Антарктики

в 14:55, , рубрики: IT-Биографии, Академик Трёшников, антарктика, заполярье, периферия, Сетевое оборудование, судно

image

Карлеса Пина-и-Эстани никак нельзя назвать типичным исследователем Заполярья. Этот уроженец солнечной Барселоны работает программистом в компании Mendeley. Эта технологическая компания принадлежит научному издательству Elsevier и базируется в Лондоне. До этого года он ни разу не ночевал на судне. Но когда его пригласили поучаствовать в трёхмесячной экспедиции вокруг Антарктики, он с радостью ухватился за этот шанс.

Всё произошло довольно быстро. Партнёр Пина-и-Эстани, Джен Томас, до этого работавший с Британской Антарктической службой, работал специалистом по данным в исследовательском путешествии, возглавляемым недавно созданным Швейцарским полярным институтом [Swiss Polar Institute]. SPI объединяет исследователей, работающих за полярным кругом или в других экстремальных условиях, доносит до широкой общественности информацию об их существовании, и облегчает доступ исследователей в эти области. Экскурсию оплатил шведский миллиардер и искатель приключений Фредерик Паулсен младший – и он даже поехал вместе со всеми. Это вам не в офисе техподдержкой заниматься.

Истории из жизни IT-специалиста на судне, прошедшем вокруг Антарктики - 2

Специалиста по IT необходимо было иметь на борту (в дополнение к двум инженерам по электронике и обслуживанию). К счастью, у Томаса был знакомый. И внезапно Пина-и-Эстани обнаружил, что находится на борту "Академика Трёшникова", российского исследовательского судна, отправляющегося по амбициозному пути, известному как Антарктическая петля, через Кейптаун в Южной Африке, Хобарт в Тасмании и Пунта-Аренас в Чили.

Истории из жизни IT-специалиста на судне, прошедшем вокруг Антарктики - 3
Маршрут «Антарктическая петля»

Во время краткого пребывания нашего героя в роли морского айтишника, «Академик Трёшников» боролся с плохой погодой, едой ниже среднего, и телекоммуникационным оборудованием, никак не желавшим правильно работать. И хотя в любом подобном путешествии стоит ожидать трудностей, Пина-и-Эстани с самого начала столкнулся с набором проблем из-за слишком малого времени, отведённого на подготовку оборудования. Как он сам это оптимистично прокомментировал, «у меня было больше возможностей решать всякие задачи».

Истории из жизни IT-специалиста на судне, прошедшем вокруг Антарктики - 4

«Сейчас мне 35, и я работаю с компьютерами более 20 лет – днями, вечерами, по выходным, и в виде личных проектов, – рассказал он нам. – И в этом походе я использовал всё, что знаю, и мне пригодились даже те редкие знания, которые я считал бесполезными. В Антарктике всё становится полезным».

Когда необычное рабочее время Пина-и-Эстани подошло к концу этим летом, и он вернулся в Лондон в конце июля, он нашёл время побеседовать с нашей редакцией и попотчевать нашего внутреннего нёрда-сетевика рассказами о жизни IT в открытых морях. Из его рассказа по меньшей мере можно вынести то, что техподдержка в самых экстремальных частях мира не слишком сильно отличается от техподдержки в более привычных условиях – за исключением отсутствия надёжной связи и возможности докупать нужные запчасти с Amazon или в местном магазине. Но необходимость в помощи присутствует постоянно, эмоции могут зашкаливать, а требования разнятся от простой работы с сервером электронной почты до таких вещей, которым вас не обучит ни один курс по программированию.

Истории из жизни IT-специалиста на судне, прошедшем вокруг Антарктики - 5

Лебёдка

Как-то вечером, примерно через месяц после начала похода, один исследователь бодро обратился к Пина-и-Эстани с тем, что он назвал «новым испытанием». До того он преимущественно работал с привычным оборудованием, не выводившим его из зоны комфорта: компьютерами, роутерами, жёсткими дисками и Raspberry Pi.

Но эта заявка в поддержку находилась совершенно в другой области. Начала отказывать массивная лебёдка, механизм, состоящий из троса и коленчатого рычага.

До того Пина-и-Эстани даже не знал, что такое «лебёдка». А эта лебёдка отвечала за спуск единственного на борту CTD-профилографа, собиравшего и анализировавшего воду. Обычно CTD опускали на глубины до 1500 м, и этот прибор был критичен для большинства из присутствовавших на борту 22 команд исследователей.

Истории из жизни IT-специалиста на судне, прошедшем вокруг Антарктики - 6

Оказалось, что проблема крылась в ПО. Ошибка вмешивалась в функцию лебёдки по плавному опусканию длинного троса в воду. Пина-и-Эстани попробовал заняться отладкой, но производитель оборудования сообщил ему, что ввести новые параметры в компьютер CTD-лебёдки удалённо невозможно. А поскольку «Академик Трёшников» был в океане, из-за этого возникли небольшие трудности.

Решение потребовало применения хакерских навыков и готовности бросить вызов стихиям:

«Температура была от нуля до -2 градусов, повсюду океанские брызги, лодка качалась, и у меня замерзали руки. Люди спрашивали меня, что я делаю там с компьютером – CTD подсоединялась по очень короткому сетевому кабелю. Поэтому приходилось работать снаружи, – рассказывает он мне. – Я получил доступ к компьютеру лебёдки, работавшему под управлением Windows CE, со своей машины, работающей под Linux. IP-адрес я увидел на экране загрузки, используя nmap, я обнаружил, что у него есть удалённый десктоп-сервер. Я очень обрадовался, когда после нажатия Enter оказалось, что я способен изменять параметры!»

Истории из жизни IT-специалиста на судне, прошедшем вокруг Антарктики - 7

Пина-и-Эстани радовался недолго – проблему это не решило. После того, как производитель нехотя разрешил ему переустановить программу, ему пришлось ждать до тех пор, пока они не пришвартуются в Хобарте для пополнения запасов, чтобы скачать прошивку через WiFi в отеле.

«Мы всё переустановили, и компьютер всё равно не загружался, – говорит он. – Это был один из худших моментов всей экспедиции с точки зрения IT. Проблема была в том, что CTD была одним из самых необходимых предметов среди научного оборудования – но ведь это большая лебёдка, и у меня не было никаких знаний в этой области».

К счастью, у этой истории счастливый конец. После повторной установки обновления другим способом лебёдка перестала капризничать. Вскоре все учёные успешно собрали свои пробы воды, и Пина-и-Эстани смог наконец унести свой компьютер обратно в тепло.

Истории из жизни IT-специалиста на судне, прошедшем вокруг Антарктики - 8

Сетевой хак

Ещё одна запоминающаяся заявка на поддержку поступила от учёной по поводу аппарата, который она использовала для измерения отражательной способности моря. Ей нужно было снять данные с устройства, но она могла делать это только через соединение с удалённой точкой доступа.

«Ну я говорю – да, проблем нет, а где роутер? – вспоминает он. – Он был не на корабле – выяснилось, что он стоял вообще где-то в Австралии».

Истории из жизни IT-специалиста на судне, прошедшем вокруг Антарктики - 9

Самые удалённые точки этой петли, проходившей от Кейптауна до Пунта-Аренас, могут отстоять от Австралии на 10000 км, а в тот момент, по словам Пина-и-Эстани, они были где-то в 3000 км от Южной Африки. Но это его не остановило, он использовал свой ноутбук как удалённую точку доступа, подсоединившись к FTP-серверу оборудования для доступа к данным. «Но это было не очень удобным решением, потому что каждый раз, когда им требовались данные, им нужно было добраться до меня и моего компьютера».

Вместо этого Пина-и-Эстани задействовал простое, но предпочтительное устройство для сетевых взломщиков – смартфон. «Я придумал, как хакнуть сеть при помощи телефона под управлением Android, – объясняет он. — На нём можно поднять точку доступа, и даже без внешнего сигнала устройство может соединить их ноутбук с оборудованием через телефон. Таким способом учёные могли доставать свои данные, когда хотели, без моего участия».

Истории из жизни IT-специалиста на судне, прошедшем вокруг Антарктики - 10

Почтовая система

Во времена диалапа можно было провести кучу времени, наблюдая за процессом загрузки единственного электронного письма или страницы. То, что тогда раздражало, сегодняшних людей, привыкших к широкополосному доступу, просто сводит с ума. Но когда куча людей пытается пользоваться ненадёжным интернет-соединением через спутник для отправки и получения почты, добра не жди. Это может быстро поднять напряжение в обществе.

«Никогда не видел столько людей, ударяющих свои компьютеры – вспоминает Пина-и-Эстани. – Мне было больно это видеть. Не выдерживаю зрелища учёного, стоящего перед своим компьютером в ожидании следующего шага. Сердце просто кровью обливается».

За исключением всеобщего разочарования, накапливающаяся очередь электронных писем означала, что люди не смогут получить доступ к некоторым важным разрешениям и другим связанным с экспедицией документам. В какой-то момент в системе застряло порядка 100 Мб писем, поэтому Пина-и-Эстани занялся их извлечением.

Истории из жизни IT-специалиста на судне, прошедшем вокруг Антарктики - 11

«Было бы проще вернуться в порт и получить их, чем доставать их посреди моря через Outlook», – объясняет он.

Конечно, такое изменение маршрута было невозможным. Вместо этого он при помощи доступа на удалённый сервер скачал и заархивировал всю почту, а затем отправил эти файлы на судно при помощи программы rsync, хорошо справляющейся с работой при нестабильном соединении. Также он написал скрипт, контролирующий возобновление прерванной закачки с того же самого места, на котором она прервалась.

Истории из жизни IT-специалиста на судне, прошедшем вокруг Антарктики - 12

«Так что я оставил эту программу работающей на 8-9 часов, а потом открыл этот большой файл в Thunderbird, – сказал он. – после этого я смог достать все необходимые письма, включая и разрешения».

Но такое решение проблемы на коленке не решало основную – судно получило письма, но у экспедиции всё равно не было надёжной системы связи.

«Я знал, как это исправить, но для этого мне требовалось несколько часов надёжного интернета, – сказал Пина-и-Эстани. – Во время нашего трёхдневного перерыва после первого перехода мы с Джен отправились в отель, где я [через интернет] настроил новый домен для веб-сайта и сервер webmail, а потом создал каждому пользователя. Он стал очень популярным. Везде, где бы на судне я ни оказался, люди использовали мой webmail. Наблюдать за этим было удивительно».

Истории из жизни IT-специалиста на судне, прошедшем вокруг Антарктики - 13

Чтобы всё и дальше работало без сбоев, Пина-и-Эстани нужно было ограничить размер пересылаемых электронных писем 200 Кб, а это значит, требовалось другое решение для передачи более крупных файлов.

«Я разработал систему, в которой письма качались по кускам, – вспоминает он. – Это был, по сути, хак, поскольку протоколы почты не позволяют разделять письма – они их либо скачивают, либо нет. Я это обошёл, и сделал так, что если скачивание обрывалось на 20%, оно возобновлялось заново с этого же места».

Истории из жизни IT-специалиста на судне, прошедшем вокруг Антарктики - 14

Также он настроил систему очередей для работы с медленным соединением. Благодаря ей, даже если кому-то требовалось 5-10 минут на получение почты, пользователи сразу получали уведомления и знали, что всё работает.

«Я очень переживал за справедливость системы, поэтому письма скачивались в порядке получения», – сказал он.

Истории из жизни IT-специалиста на судне, прошедшем вокруг Антарктики - 15

Ferry Box

Последняя история с Пина-и-Эстани случилась в области, с которой так или иначе сталкивается любой IT-специалист: управление данными. Задача по управлению огромным количеством собранных экспедицией данных в реальном времени была одной из самых сложных и постоянных задач, к которой он применял свои компьютерные навыки. Лучшим примером можно назвать Ferry Box – машину под управлением Linux, которую постоянно использовали для измерения солёности и температуры на поверхности воды.

Истории из жизни IT-специалиста на судне, прошедшем вокруг Антарктики - 16

Поскольку доступ к каждому последующему набору данных появлялся раз в несколько дней, учёным было очень сложно планировать всё наперёд. Они довольно долго могли оставаться в неведении по поводу важных событий, например, перехода из одних вод в другие, с отличными характеристиками.

Истории из жизни IT-специалиста на судне, прошедшем вокруг Антарктики - 17

«Для решения этой проблемы я придумал, как выкладывать данные на веб-сайт, к которому у учёных был доступ в реальном времени, – говорит Пина-и-Эстани. – Таким способом они могли вовремя принимать решения о том, где остановиться и, к примеру, провести заборы образцов».

Истории из жизни IT-специалиста на судне, прошедшем вокруг Антарктики - 18

Такая функциональность позволила исследователям перейти от реактивной к проактивной деятельности по сбору данных. Легко видеть, как это влияет на саму науку. И после нескольких таких историй от Пина-и-Эстани легко видеть, как даже самые экстремальные научные изыскания зависят от скромных тружеников IT.

Автор: Вячеслав Голованов

Источник

Поделиться

* - обязательные к заполнению поля