- PVSM.RU - https://www.pvsm.ru -

Зачем вам лучшие практики управления ИТ-инфраструктурой?

Как вы работаете: по наитию или по науке? Наверное, никто не даст однозначного ответа: работа в ИТ-сфере предполагает сочетание опыта и технологий, точных указаний, норм и красивых, даже талантливых, инженерных находок. В любом случае, опыт решает. А как насчёт чужого опыта? В мире создано множество сводов и правил, предназначенных для работы ИТ-служб, которые объединяет понятие с маркетинговым оттенком — «лучшие практики». Это опыт, сформированный множеством компаний и позволяющий довольно просто решать стандартные проблемы.

Зачем вам лучшие практики управления ИТ-инфраструктурой? - 1


В посте мы расскажем, что такое ITIL, ITSM, CobiT, DevOps, как они связаны и почему даже системные администраторы небольших компаний должны что-то знать об этих аббревиатурах.

Зоопарк методологий: очень краткий обзор

ITIL и ITSM

ITIL (IT Infrastructure Library) — набор публикаций (библиотека), содержащий лучшие практики в области управления ИТ-услугами. ITIL содержит рекомендации по предоставлению качественных ИТ-услуг, процессов, функций, а также других средств, необходимых для их поддержки. Структура ITIL основана на жизненном цикле услуги, который состоит из пяти стадий (стратегия, проектирование, преобразование, эксплуатация и постоянное совершенствование). Также существуют дополнительные публикации, входящие в ITIL и содержащие специфичные рекомендации по индустриям, типам компаний, моделям работы и технологическим архитектурам. Это каноническое определение ITIL.

На самом деле, эта библиотека породила целую парадигму управления ИТ-инфраструктурой компании, основанную на SLA (соответствие обещаний поставщика услуги ожиданиям клиента) и ITSM (IT Service Management, управление ИТ-услугами). ITSM — это концепция организации работы ИТ-подразделения и его взаимодействия с внешним или внутренним заказчиком, а также внешними контрагентами.

Зачем вам лучшие практики управления ИТ-инфраструктурой? - 2

ITSM сам по себе ИТ-проект, поэтому, как и все остальные проекты, имеет свои преимущества и недостатки. Использование методов ITSM даёт возможность делать сервис дешевле и оперативнее, а работу ИТ-подразделения прозрачнее, что особенно ценно в многофилиальных и холдинговых организациях. Также есть ещё один момент, который в век стартапов и буквально молниеносного роста новых типов бизнеса вышел за пределы интересов крупных организаций — это возможность сертификации по ISO 20000, международному стандарту для управления и обслуживания ИТ-сервисов. Полезная штука, если вы претендуете на кусок рынка и ищете себе инвестора.

Теперь о рисках. Понятно, что стандарты ITSM и библиотека ITIL описывают лучшие практики и при ознакомлении с ними кажется, что всё логично и именно так работать и должно.

  • Если принимать все положения как есть, без привязки к текущему положению дел в бизнесе в целом и в ИТ-службе в частности, можно прийти к излишней формализации и значительному нарушению работы. Процесс внедрения принципов ITIL должен быть избирательным и адаптивным.
  • Опять же, перед изменением подхода к управлению следует провести глубокий анализ процессов, происходящих внутри ИТ-инфраструктуры — если всё работает и очевидных путей и потребностей улучшения нет, лучше подойти к ITSM избирательно и внедрять самые ценные и нужные принципы: управление лицензиями (SAM), управление конфигурациями или просто наладить мониторинг.
  • Если нет внятной цели использования принципов ITIL, то лучше отказаться от затеи. Внятные цели — это, например, изменение политики управления лицензиями или решение проблемы использования сотрудниками пиратского софта. Невнятная цель — внедрить и применить то, что навязали сверху, потому что услышали на конференции.

Собственно говоря, это именно ITIL мы с вами обязаны созданием и развитием удобных систем тикетов, управления инцидентами и Service Desk. Большинство разработчиков подобного софта (и Alloy Software [1] не исключение) при разработке модулей опирались именно на рекомендации ITIL.

CobiT

CobiT (Control Objectives for Information and Related Technologies, задачи управления для информационных и смежных технологий) — сбор стандартов и руководств в области управления ИТ-аудита и безопасности; руководство и сборник практик по управлению ИТ-процессами. Связанный с ITIL инструмент, который непрерывно обновляется и предназначен для того, чтобы между руководством компании, ИТ-специалистами и аудиторами (внешними и внутренними) царили мир и взаимопонимание. Проще говоря, управляющий менеджер должен понимать все ИТ-риски, в том числе связанные с бездействием в ситуациях, требующих коррекции, а также потенциальные риски, связанные с использованием того или иного элемента ИТ-инфраструктуры компании.

Рассмотрим две распространённые ситуации.

Ситуация первая. У руководства компании может отсутствовать понимание того, что происходит в ИТ-пространстве, но при этом быть полное понимание целей и миссии бизнеса, процессов, продукта и услуг. И наоборот, ИТ-директор может фанатично строить идеальную ИТ-инфраструктуру, практически не интересуясь тем, как она вписывается в стратегию развития компании. И случается такое нередко именно в самом уязвимом слое — среднем бизнесе, который ещё не достиг нового уровня управления (как гигант), но уже пережил разрастание служб и разрыв простых и внятных внутрифирменных коммуникаций, присущих малому бизнесу. А между тем, такое положение вещей не снимает с руководителя ответственность абсолютно за все процессы в компании, в том числе происходящие в ИТ.

Зачем вам лучшие практики управления ИТ-инфраструктурой? - 3 Ситуация вторая, свойственная компаниям любого уровня: от микробизнеса до транснациональных корпораций, — неадекватная оценка рисков. Почти каждый из нас хоть раз встречался с рисками завышенного масштаба: например, страх перед DDoS в небольшой компании или всем известная и так и не ставшая реальностью «проблема 2000». Это риски, которым придают огромное значение и которые не несут объективной угрозы. С другой стороны, существуют недооценённые риски, на которые никто не обращает внимание, но именно они способны положить весь рабочий процесс или принести коммерческий ущерб: неограниченный срок действия учётных записей и паролей пользователей от рабочих ПК и корпоративных информационных систем, клиент-банков; передача коммерчески значимых данных по незащищённым каналам; отсутствие антивирусов и проч. Чтобы классифицировать риски и грамотно их оценить, необходимо проводить внутренний и/или внешний ИТ-аудит. Он, в свою очередь, должен быть не проверкой соответствия правилам и не толчком к соблюдению правил, а именно соблюдением правил. Поэтому аудит должен быть регулярным и сопряжённым с мониторингом системным процессом получения и оценки объективных данных о текущем состоянии информационной системы, действиях и событиях, происходящих внутри неё.

В свете этих ситуаций вернёмся к CobiT. В нём описаны цели, задачи и принципы управления, объекты управления, ИТ-процессы, инструменты работы с ИТ-инфраструктурой, а также вопросы ИТ-безопасности. Актуальную версию CobiT и статьи по нему можно почитать на сайте ISACA [2] (есть платные и бесплатные материалы). CobiT можно определить как методологию корпоративного управления ИТ, которая:

  • ориентирована на реальные бизнес-требования;
  • поддерживает процессный подход к управлению ИТ-инфраструктурой и контролирует процессы;
  • оценивает эффективность ИТ в компании.

Кроме того, CobiT соответствует стандартам ISO 9000 и ISO/IEC 17799, стандарту информационной безопасности и менеджмента ИБ. С помощью принципов CobiT можно минимизировать риски и контролировать отдачу инвестиций в ИТ. Что нам нравится в CobiT, так это то, что он хорошо структурирован и поле зрения этого свода правил попадают планирование, организация, приобретение, внедрение, эксплуатация и сопровождение, а также мониторинг и оценка пяти важнейших элементов каждой компании (согласно определения CobiT, ресурсов ИТ).

  1. Данные — информация внутри компании в любом виде, медиафайлы, внешняя информация.
  2. Приложения — множество автоматизированных и ручных процедур.
  3. Технология — программное обеспечение, аппаратное обеспечение, СУБД, СУ сетями, ОС.
  4. Оборудование — ресурсы, поддерживающие технологию.
  5. Люди — персонал с навыками и умениями, в том числе контроля и мониторинга.

Зачем вам лучшие практики управления ИТ-инфраструктурой? - 4

То есть фактически CobiT исходит из понимания того, что ИТ-инфраструктура — это управление информацией, а согласно своду информация оценивается по нескольким критериям:

  • продуктивность — обеспечение доступности информации с помощью максимально экономичного и продуктивного использования ресурсов
  • эффективность — актуальность и своевременность информации
  • конфиденциальность — обеспечение защиты информации от несанкционированного доступа
  • целостность — достоверность, полнота и точность информации
  • согласованность — соответствие законодательству, подзаконным нормативно-правовым актам и локальным нормам (указам, договорам, уставу и т.д.)
  • пригодность и простота доступа — возможность получения и использования информации для управления бизнес-процессами
  • надёжность — свойство информации отражать реальное положение дел, необходимое для принятия управленческих (в т.ч. финансовых) решений.

Так как же соотносятся CobiT и ITIL? ITIL — библиотека лучших практик предоставления услуг в сфере ИТ, а CobiT — больше по части управления и аудита ИТ. Соответственно, все процессы, описанные в ITIL, могут управляться и подвергаться аудиту стандартом CobiT.

DevOps

Связан с ITIL (в некоторых источниках считается прямым следствием), покрывается CobiT, но имеет совершенно другую парадигму подход к системному администрированию DevOps. Впрочем, сама расшифровка названия указывает на то, что это гибрид на стыке администрирования и разработки (development и operations). Методология DevOps соединяет в себе труд разработчиков и ИТ-инженеров (это могут быть сформированные команды, отдельные люди или даже один человек), тем самым обеспечивая быстрые темпы развёртывания, надёжность и безопасность production-среды (включая тестирование). Говоря проще, эта методология исключила распространённую фразу, ставшую мемом: «Проблема на стороне железа/софта».

Зачем вам лучшие практики управления ИТ-инфраструктурой? - 5

DevOps отлично вписался в Agile-методологию с частыми билдами и релизами, хорошо работает в случае развития и тестирования облачных сервисов, а также непрерывно развивающихся пользовательских приложений (корпоративных систем, игр, планировщиков, агрегаторов и т.д.), именно поэтому с 2009 года он хорошо развился и прижился во многих командах как своеобразный тип айтишной кооперации. Дополнительное преимущество DevOps-методологии ощущается при использовании разработчиками и инженерами по тестированию виртуальных машин, конфигурационных файлов, интеграционного и непрерывного тестирования. Например, при тестировании сервисов IP-телефонии тестировщик пишет и использует автоматические тесты, сам настраивает схему, виртуальные машины, репликацию базы данных — фактически это и есть DevOps.

Как методология DevOps даёт множество преимуществ, среди которых:

  • стандартизация и автоматизация окружения
  • высокая скорость разработки, разворачивания и тестирования
  • возможность часто выпускать обновления
  • минимизация проблем при внедрениях у заказчика и т.д.

Как видите, DevOps не является подходом чисто к системному администрированию, соответственно, о его применении идёт речь, в основном, в компаниях-девелоперах.

Предупреждение о Visible Ops

Вы можете услышать термин Visible Ops. Он не имеет прямого отношения к DevOps, однако имеет отношение к ITIL, а именно — это книга (с развитием технологий превратившаяся в серию книг) Visible Ops Handbook, которая является отличным пошаговым руководством по использованию ITIL в компании. В книгах есть интересные практические примеры крупных корпораций. Первая, ставшая классикой книга, простым английским языком раскрывает проблемы ИТ в компании и цели изменений. В любом случае, хотя бы пролистать PDF-ку стоит.

Ок, моя компания не входит в топ-100 мира, что мне делать с этой информацией?

Действительно, ITIL и CobiT затрагивают и описывают несколько десятков ИТ-процессов, многих из которых нет в большинстве организаций. Однако это не повод отказаться от ознакомления с основами методологий, чтобы внедрить некоторые идеи в жизнь вашей ИТ-инфраструктуры. Вот примерный перечень того, что даёт использование некоторых принципов перечисленных методологий.

  • Распределение ответственности в команде и понимание взаимосвязей всех подразделений. Так, например, отдел продаж не может жить отдельно от ИТ-службы, поскольку является пользователем услуг и информации, которая обеспечивается ИТ. Особенно это заметно в тех компаниях, где данные собираются в централизованной базе, а затем распределяются по запросу (например, компании, имеющие биллинг, информацию из которого выгружают с помощью специальных отчётов согласно правам доступа). Плюс ко всему, внутри самой команды ИТ-службы также стоит чётко распределять обязанности — это обеспечит скоординированность действий.
  • Рост внимательности и ответственности. В случае, если персоналу известно о непрерывном мониторинге и периодическом ИТ-аудите, многих инцидентов удаётся избежать, поскольку пользователю становится очевидно, что любые ухищрения будут выявлены.
  • Рост скорости реакции на проблемы. Если в компании существует система тикетов и заявок, то эффективность обслуживания внутренних заказчиков значительно повышается, а скорость решения проблемы контролируется самим инициатором заявки.
  • Простота и прозрачность выявления проблем. Система работы с инцидентами в сочетании с программным обеспечением, позволяющим осуществлять мониторинг сети, помогает быстро устанавливать причину возникновения проблемы и объекты, задействованные в проблеме. А, значит, получать достоверные сведения для поиска решения.
  • Упрощение утилизации ресурсов. Системные администраторы и инженеры с помощью специальных программ могут удалённо устанавливать физически и морально устаревшее программное и аппаратное обеспечение и либо обновлять его, либо заменять новым. При этом возможно осуществлять планирование замены элементов ИТ-инфраструктуры, а это — гарантия стабильной работы сотрудников без внезапных простоев.

Своя выгода от использования принципов перечисленных методологий есть и у руководства компании. Прежде всего, это аспект экономии и планирования.

  • Управление лицензиями ПО, проверка наличия свободных лицензий — одна из ощутимых статей экономии на ИТ-инфраструктуре. Установление профиля использования лицензий помогает скорректировать объём закупаемых или арендуемых продуктов, перераспределить ПО по реальным потребностям. Классический пример: отдел продаж из 7 человек, трое из которых постоянно «в полях», а ещё один — выгружает данные раз в месяц для анализа. В отделе семь лицензий CRM, а модно было бы обойтись пятью. Такая же история повторяется и в отделах логистики и дизайна, где установлено и нередко простаивает дорогостоящее ПО.
  • Регламентированный порядок работы внутри ИТ-службы уменьшает количество сорванных сроков и нереализованных проектов.
  • Понимание текущего среза аппаратного и программного обеспечения в компании позволяет обоснованно составлять бюджет на приобретение ИТ-активов, быстро и точно оценивать потребности компании в модернизации ИТ-инфраструктуры.
  • Точное понимание особенностей организации ИТ-инфраструктуры помогает оптимизировать соотношение капитальных и операционных расходов. Например, делая выбор в пользу аренды ПО по модели SaaS или использования виртуальных вычислительных мощностей в облаке.

В принципе, практически каждый системный администратор сталкивался с отдельными элементами методологий и активно использовал их в своей практике. Однако комплексный подход и постепенное внедрение новых практик непременно даст свой эффект, вне зависимости от размера компании. Мы это испытали на себе — и в процессе разработки наших систем, и в процессе управления компанией. Своим клиентам мы всегда повторяем: да, наши системы спроектированы с учётом принципов ITIL, но их использование и внедрение вовсе не обязывает слепо подчиняться принципам. Напротив, мы всегда отмечаем, что программы Alloy Software [1] гибко настраиваются практически для любой инфраструктуры:

Alloy Navigator [3]— комплексное средство управления работой ИТ-инфраструктуры предприятия. Продукт представляет собой простую и многофункциональную систему Service Desk, с широкими возможностями по управлению активами и поддержкой всего спектра задач подразделения IT. Нацелен на потребность среднего и крупного бизнеса. Для малого бизнеса есть Alloy Navigator Express.

Alloy Discovery [4] — система сбора и обработки информации о компьютерном оборудовании и программном обеспечении компании. Продукт разработан специально для сетевых администраторов и поставщиков услуг, подходит для малого и среднего бизнеса. Для совсем небольшого бизнеса есть Alloy Discovery Express.

Помня предыдущие комментарии на Хабре, выделим цены на продукты прямо в посте:

Alloy Navigator
Alloy Navigator Express — от 20 000 руб. / пользователь, от 150 руб. / хост
Alloy Navigator Enterprise — от 83 000 руб. / пользователь, от 150 руб. / хост
Подробности тут [5]
Пост об Alloy Navigator на Хабре живёт здесь [6].

Alloy Discovery
Alloy Discovery Express — от 12 000 руб. / пользователь, от 150 руб. / хост
Alloy Discovery Enterprise — от 19 000 руб. / пользователь, от 150 руб. / хост
Подробности тут [7]
Пост об Alloy Discovery на Хабре живёт здесь [8].

Наступает новый год. Несомненно, как и любой другой, он принесёт новые вызовы и успехи компаниям и всей ИТ-отрасли. Поэтому команда Alloy Software желает всем успеха и развития. Пусть вас не подведёт надёжная и контролируемая ИТ-инфраструктура вашего бизнеса. С наступающим!

Автор: Alloy Software

Источник [9]


Сайт-источник PVSM.RU: https://www.pvsm.ru

Путь до страницы источника: https://www.pvsm.ru/it-infrastruktura/107497

Ссылки в тексте:

[1] Alloy Software: http://www.alloysoftware.ru/

[2] ISACA: https://www.isaca.org/

[3] Alloy Navigator : http://www.alloysoftware.ru/products/alloy-navigator/

[4] Alloy Discovery: http://www.alloysoftware.ru/products/alloy-discovery/

[5] Подробности тут: http://www.alloysoftware.ru/products/alloy-navigator/an-anx-comparsion/

[6] здесь: http://habrahabr.ru/company/alloy_software/blog/272419/

[7] Подробности тут: http://www.alloysoftware.ru/products/alloy-discovery/ad-adx-comparsion/

[8] здесь: http://habrahabr.ru/company/alloy_software/blog/271137/

[9] Источник: http://habrahabr.ru/post/274167/