- PVSM.RU - https://www.pvsm.ru -
В эксплуатации дата-центров мы уделяем тестированию инженерных систем и оборудования много внимания. Один из самых важных тестов – это запуски дизель-генераторных установок (ДГУ). Эти испытания помогают проверить работоспособность сразу нескольких инженерных систем.
ДГУ отвечают за гарантированное энергоснабжение. В случае перебоя с городским питанием на них ложится вся нагрузка дата-центра. Питание от ДГУ обычно называют резервным, но относиться к нему стоит как к основному: только этим видом энергоснабжения мы можем управлять. Это еще одна причина, почему тесты ДГУ так нужны.
На всех площадках у нас работает суммарно 30 ДГУ мощностью от 1200 до 1750 кВт. Сегодня расскажем, как мы тестируем ДГУ в своих дата-центрах и на что обращаем внимание в процессе. Надеемся, что наш опыт будет полезен и обладателям небольших серверных.
Перед прочтением рекомендуем пробежаться по нашей прошлой статье [1] и освежить знания об устройстве электроснабжения в дата-центрах.
ДГУ в помещении и в контейнерном исполнении.
Тестировать ДГУ нужно под нагрузкой. На холостом ходу вы не проверите, как ДГУ справляются с нагрузкой, синхронизируются, если ДГУ несколько. Такие испытания все равно, что тест-драйв, во время которого вы только завели машину, но не проехали и метра.
Тестировать ДГУ под нагрузкой можно двумя способами:
Чтобы протестировать ДГУ под нагрузкой, нужно отключиться хотя бы от одного ввода городского питания. Кратко напомним, как это происходит. Переключением на питание от ДГУ управляет автоматический ввод резерва (АВР): он дает сигнал на включение ДГУ. Пока ДГУ заводятся, нагрузку держат аккумуляторные батареи ИБП. Как только ДГУ вышли на рабочий режим и синхронизировались, АВР переводит нагрузку дата-центра на них. Вот как примерно это происходит:
Во время запуска ДГУ задействуется вся система гарантированного и бесперебойного энергоснабжения. Поэтому, помимо работы самих ДГУ, мы также проверяем работу и этих систем:
Попутно мы тестируем систему мониторинга: корректно ли она отображает состояние системы и оборудования энергоснабжения. Проверяем четкость регламентов и работу инженеров по ним.
Под испытания также попадет оборудование, которое не подключено к бесперебойному питанию. Как только городское электроснабжение пропадет, это оборудование выключится и включится только после запуска ДГУ. Тоже самое произойдет, когда будем возвращаться с ДГУ на городское питание. Такие упражнения – это дополнительные испытания для оборудования. Поэтому после каждого выкл./вкл. проверяем индикацию на наличие ошибок. В нашем случае к такому оборудованию относятся кондиционеры: только половина запитана через ИБП.
В этом деле важна не частота тестовых запусков, а их регулярность: нужно выработать четкий график тестирований, которым вы будете следовать. Считаете, что достаточно проверять ДГУ раз в квартал, замечательно. Главное – четко придерживаться этого графика и не халявить.
Помимо плановых тестирований, нужно проводить тесты после любых ТО и ремонтов,
чтобы проверить:
Оповещение. В регламенте тестирования нужно заранее прописать контакты тех, кого нужно оповещать и за какое время. Этот список может меняться в зависимости от внутренних требований и процессов. Вот как может выглядеть список заинтересованных лиц:
В письме-оповещении оставляем контакты ответственного за тестовый запуск, чтобы в случае вопросов с ним можно было связаться.
Осмотр ДГУ. Чтобы не отправляться на тестирование с заведомо неисправным оборудованием, перед тестом снимаются следующие показатели:
Проводится визуальный осмотр:
Проверка оборудования системы энергоснабжения. Такая же процедура проводится с остальным оборудованием систем гарантированного и бесперебойного энергоснабжения. Проверяется индикация на наличие ошибок и внешнее состояние. Инженеры снимают показания с анализаторов тока на ГРЩ, проверяют индикацию ИБП, правильно установленное время.
1. Отключаем реле контроля фаз в ГРЩ, т.е. имитируем пропадание городского питания по одному из лучей.
2. ИБП фиксирует пропадание питания на входе и мгновенно переключается на автономное питание от аккумуляторных батарей.
Дисплей ИБП. На индикации видно, что электроснабжение отключено, и дата-центр питается от батарей.
3. Одновременно автоматический ввод резерва (АВР) в ГРЩ фиксирует перебой с городским питанием. АВР выжидает 5 секунд и подает сигнал на запуск ДГУ. В рабочем режиме эта задержка избавляет от запуска ДГУ по ложной тревоге. Если городское питание просто “моргнуло” и снова восстановилось за эти 5 секунд, то команды на запуск ДГУ не будет.
Дисплей АВР ГРЩ. LN1 обозначает питание от города, которое “пропало” (белый овал). LN2 – питание от ДГУ.
4. ДГУ запускаются, выходят на рабочий режим в 1500 оборотов в минуту и синхронизируются между собой за 10-20 секунд.
5. Когда питание от ДГУ появляется на резервной линии, АВР размыкает автоматический выключатель основной линии городского питания.
Черный овал рядом с LN2 говорит о том, что напряжение от ДГУ начало поступать на шину. Автомат линии питания от города разомкнут. Секундомер отсчитывает время, через которое нагрузка будет переброшена на ДГУ.
6. Через 30-35 секунд с момента команды на запуск ДГУ АВР замыкает выключатель резервной линии. Теперь дата-центр питается от ДГУ.
7. ИБП видит восстановление питания на входе и возвращается в стандартный режим.
Чтобы убедиться, что все работает правильно, на дизелях лучше “простоять” не менее 40-60 минут. Наш опыт показывает, что основные ошибки появляются либо при запуске, либо в период 40-60 минут. За это время без спешки можно проверить все основные параметры дизельных генераторов:
В нашем случае если нагрузка на каждый ДГУ меньше 30%, то ДГУ по одному начинают выходить в резерв. В случае сбоя на работающих ДГУ он быстро вернется в строй. В работе всегда остаются минимум два ДГУ, чтобы соблюдалось резервирование N+1
Пока работают ДГУ, инженеры также проверяют инфраструктурные объекты, которые выключались во время перехода на питание от дизельных генераторов.
Дата-центр возвращается на питание от города следующим образом:
После возврата на городское питание инженер снова проверяет индикацию ИБП, замеряет токи на обоих вводах, топливо в ДГУ, инженерное оборудование, которое отключалось.
Весь подготовительный процесс, тайминг, показания оборудования во время и после теста, а также замечания заносятся в отчет.
На сегодня все. Тестируйте свои ДГУ. И пусть они вас не подводят.
Автор: DataLine
Источник [2]
Сайт-источник PVSM.RU: https://www.pvsm.ru
Путь до страницы источника: https://www.pvsm.ru/it-infrastruktura/235505
Ссылки в тексте:
[1] статье: https://habrahabr.ru/company/dataline/blog/310356/
[2] Источник: https://habrahabr.ru/post/319926/?utm_source=habrahabr&utm_medium=rss&utm_campaign=best
Нажмите здесь для печати.