Заказчик VS Разработчик. Финансовые аспекты внедрения Корпоративных порталов на базе Sharepoint

в 14:21, , рубрики: Веб-разработка, ит-инфраструктура, Корпоративный портал, сэд, управление проектами, метки: ,

Иногда довольно странно наблюдать чаяния компаний которые обладая количеством сотрудников примерно эдак тысяч ого го сколько, желают получить качественную разработку интранет-систем на базе Sharepoint в бюджете по цене достаточно хорошего велосипеда. Очень забавная ситуация, при которой вроде как переговоры движутся в правильном направлении, но понимание финансового вопроса заказчиком — упорно остается в плену его иллюзий.

И ведь притом мы не говорим о каких то безумных проектах стоимостью в миллионы долларов и сроками в пару тройку лет. Все предельно разумно и в рамках достаточно понятного функционала.

Рассмотрим несколько примеров, все нижеописанное — абсолютно правдивые случаи из жизни менеджерской нелегкой доли:

«Немного бесплатно»

Крупная строительная компания. Количество бодрых сотрудников разбросанных по офисам (то есть непосредственных пользователей) — примерно чуть менее пяти тысяч человек.

Необходима разработка и внедрение Корпоративного портала «c нуля». Хотелки примерно следующие (в общем виде конечно, без детализации):

1. Разработка Технического задания

2. Разработка уникального дизайна

3. Применение дизайна (отдельная муторная песня. Хотя почему то бытует мнение что нарисованная картинка сама просочится и наложится на систему, притом бесплатно)

4. Наличие всех стандартных для портала веб частей в дизайне (новости, дни рождения, голосования, объявления, виджеты, форум, и т.д.)

5. Внутренняя социалка по принципу Фэйсбук (именно так и никак иначе, ведь сотрудники обожают знать что руководство компании видит все их комментарии и переписки)

6. Система контроля исполнения поручений ( в специфике заказчика)

7. Легкий вариант системы управления проектами. (ну как легкий… то есть желательно конечно впихнуть весь MS Project, ну в крайнем случае написать его с нуля, а лучше сразу и ERP накрутить, что бы два раза не бегать...)

8. Выгрузка данных из 1С для целой кучи нужных примочек

9. Графики расчета коэффициента эффективности по сотрудникам, с красивыми виджетами.

10. Поиск и представление документов (без элементов СЭД, потому что за СЭД уже заплатили сто тысяч миллионов пару лет назад, и вроде как менять уже глупо, но связка возможно в будущем понадобится)

11. Возможно Бизнес Аналитика — на основе данных из 1С или любой другой базы клиента (именно так — «любой другой»).

12. Ну и в довесок несколько развлекательно-информационных фич для креативности всего вышеперечисленного.

13. Срок выполнения 3 месяца.

В общем, если серьезно — Получаем на выхлопе довольно крепкую систему под конкретного заказчика, с интересным дизайном и хорошим функционалом, притом способную к расширению и обрастанию дальнейшими хотелками на базе Sharepoint 2013 (поэтому особо ядро не трогаем). Все недосказанности заказчика — в принципе знаем лучше него, так что проблем не возникает. То есть вроде как все неплохо выглядит — и пока все замечательно, все гуд. Детализируем, подбиваем, делаем предвариетльную смету и т. д.
Соответственно планируемая цена всего проекта довольно приличная (в зависимости от деталей), но естественно в рамках разумного. Само собой дешевле чем у «тех парней».

Вот интересно, навскидку — на какую цену вы бы сориентировались? Полмиллиона? Миллион? Полтора? Два? Три?… а нет… все не так просто… проект шикарный спору нет, но выясняется:
Предполагаемый бюджет у заказчика — 200 тысяч рублей за ВСЕ. Откуда такой бюджет взялся и как они его утверждали совершенно непонятно, но он вот такой. «Двести тысяч рублей и ноль ноль копеек» — как говорили классики. Ни совру, провалиться мне на месте.

При детальном рассмотрении данных цифр — всплывает примерно следующее понимание логики клиента:

1. Техническое задание. «Его нужно сделать бесплатно — потому что это ерунда, за которую мы платить не будем.» (конечно, ведь как приятно встать поутру и накатать мелким текстом талмуд больше ста листов детального технического описания, притом бесплатно. Ведь ТЗ писатели — это несуществующая профессия. Дворник есть, слесарь есть, космонавт есть, а ТЗ писателя не существует в природе)

2. Разработка дизайна. «Дизайн у нас есть на сайте». Вот берите его и делайте в нем. (то что там сайт визитка с разметкой под описание «как мы вчера построили целый город и как мы участвуем в федеральных программах» и в принципе не имеет ничего общего с портальными решениями и разметкой — никого не волнует)

3. Применение дизайна. «За это вообще грех оплачивать.» (если немного подождать то дизайн и без вмешательства прогеров познакомится с вебчастями, они поженятся и сплетутся в любовной ласке сами по себе)

4. Стандартные веб части. (тут финансовый вопрос оскорбителен, на то и они стандартные что бы быть по умолчанию и бесплатно)

5. Социалка. «Ну за нее тысяч пятьдесят заплатить готовы. Это да. Это вещь нужная.»

6. Система контроля исполнения поручений. «Тоже нужная — еще тридцать штук даем!»

7. Управление проектами. «Готовы выделить еще полтинник, но только обязательно требуется полностью взять весь Microsoft Project и его прикрутить к проекту. Вернее не взять, а написать с нуля. (ну что бы за лицензии не платить, это же так дорого..)»

8. Связь с 1С. «Ну выгрузка данных из 1С в Sharepoint — это вообще вещь по умолчанию должна быть халявная.» (и не важно что никто понятия не имеет какие данные из 1С потребуются и что вообще конкретно выгружаем, и будет ли это в дуплексном режиме или одностороннем, в режиме единовременной выгрузки или синхронизации. Надо что бы было, но мы не скажем ни слова что именно. Должно быть по умолчанию!)

За 9,10 и 11 пункты — "… выделим еще 70 тысяч. (ну что бы уж точно хватило). А 13 пункт — ну тут и обсуждать нечего."

Установки, настройки, отказоустойчивость, резервирование (и как следствие восстановление «если что»), поддержка 24x7 и т. п. само собой обеспечиваетcя исполнителем. Ну это подразумевается и изначально входит в предполагаемую заказчиком цену. Ну а как же еще то..?

Итого: 200 тысяч рублей.О как!

Перебороть такое странное представление в рамках оперативного фронта довольно трудно. Даже почти невозможно. Должно пройти определенное время прежде чем заказчик поблуждает по рынку и сможет прийти хотя бы к малейшему пониманию вилки финансирования подобного вопроса и пересмотрит бюджет в каких то разумных пределах. Но что поражает это сам логический аспект, который как то не поддается определенному объяснению в мире хомо сапиенс.И ведь притом это еще не самые чудесные случаи. Бывают и хуже.

«Совсем бесплатно»

Например, некоторые заказчики (надо отдать должное — это в совсем редких случаях), умудряются довольно долго морочить голову непослушному менеджеру.

После длительных переговоров по почте и телефону, на встрече — за большим и шикарным столом семнадцатого века из красного дуба, сравнимом по стоимости с годовым бюджетом среднего тихоокеанского острова, заявляют «а давайте вы нам сделаете проект бесплатно, а мы вам хорошую рекламацию?». Притом даже не понимая, что ставят этим себя же в дурацкое положение и в еще более дурацкое положение того же менеджера, который неустанно плелся к ним по пробкам через весь город и у которого с утра не было во рту даже чебурека из мяса нерасторопного поросенка.

Далее происходит пустое расшаркивание и уговоры, с перманентным надуванием щек в стиле «нам проще заплатить миллиард, чем выделить из бюджета миллион». и как следствие просто потеря времени. Пожалейте менеджера, он же хочет домой к старушке маме…

«Почти бесплатно, но с задоринкой»

Если первые два типа, еще как то туда сюда, то есть представляют что делают то третий тип, не поддается никаким логическим объяснениям…

Огромная компания в предместье крупного энергодобывающего города. Компания — которую мы видим ежедневно, ежечасно, еженощно. В общем большая и от Москвы в нескольких тысячах километрах.
Приглашают в тендер (притом настоящий, никаких подвохов и не договорной). Тендер уже второй (повторный), поскольку от участия в первом все более менее работоспособные разработчики отказались. Функционал (интуитивно) — что то вроде перечисленного в первом пункте. Почему интуитивно? Сейчас поймете.

В условиях тендера присутствуют примерно следующие пункты (передаю только суть, не дословно):

— цена контракта 800 тысяч рублей (ну допустим)
— сроки исполнения 2 месяца (тоже допустим)
— разработка исключительно на территории заказчика (то есть в указанyую сумму входит еще условие что пара тройка технарей и ведущий проекта приедут из Москвы и будут жить и работать там все два месяца)
— cамо собой конечно стопроцентная постоплата

и самое фееричное:

— Техническое задание предоставляется только после подписания контракта (то есть требуется согласиться на выполнение фронта работа, не понимая даже детализировано что будет реализовываться)

Понятно естественно что в тендере и со второй попытки и по моему так и не было ни одного участника.
Ну тут можно только руками развести… сказать нечего. Если у кого то есть какие то логические варианты объяснения — то изложите, буду счастлив приобщиться к узкому кругу познавших жизнь гуру.

Автор: anigillator

Источник

Поделиться

* - обязательные к заполнению поля