Карьерный трек в IT

в 15:04, , рубрики: Блог компании Бизнес-школа РИК, карьера, метки:

image
Источник: Diablo 3

В предыдущей статье мы разобрались с тем, кто такой тимлид, зачем он нужен и какими навыками должен обладать. Открытым остался вопрос, как дорасти до этой позиции. В этой статье мы пойдем дальше и разберем, какие вообще возможности профессионального развития есть у разработчиков.

Начнем с загадочного понятия «карьерный трек».

Карьерный трек

По запросу «карьерный трек» в Гугле и Яндексе можно найти, разве что, картинки с эскаваторами. Придется восполнить этот пробел. Начнем с определения. Карьерный трек (или карьерная траектория) — это последовательность стадий профессионального развития специалиста.

Этот термин применительно к конкретному человеку может означать, как вертикальное продвижение по карьерной лестнице, так и горизонтальную карьеру — смена сферы деятельности или отрасли.

В применении к организации термин «карьерный трек» означает план продвижения сотрудника — от стажера до руководителя подразделения. Для каждой позиции в таком плане прописываются конкретные критерии, которым должен соответствовать кандидат: опыт работы, навыки, количественные и качественные показатели. Это крайне полезный инструмент, так как сотрудник может планировать свой рост в компании и оценивать перспективы продвижения.

Карьерный трек напоминает хорошую игру в жанре RPG — он, как дерево навыков персонажа. Игрок определяет, кем хочет стать и развивает необходимые для этого способности.

Далее мы рассмотрим обобщеный трек для IT-специалиста, так как пути развития в разных компаниях отрасли в целом похожи.

Стажер

Карьера большинства разработчиков начинается со стажерской позиции. Происходит это на 2-3 курсе института, когда все более или менее задумывающиеся о будущем студенты начинают прогуливать некоторые «необязательные» пары для того, чтобы где-нибудь работать. Сегодня выпускник ВУЗа, который еще нигде не работал выглядит, мягко говоря, странно.

От стажера требуется понимание азов разработки на конкретном языке программирования, знание базовых алгоритмов и огромное желание учиться. Для профессионального роста стажера очень важно, чтобы с первого дня его работы за ним был закреплен куратор. Вернемся к нашему сравнению с компьютерной игрой: первые уровни игрок проходит при полной поддержке самой игры, но по мере продвижения помощи становится все меньше. Таким образом, задача куратора — заинтересовать подопечного процессом обучения и постепенно увеличивать нагрузку.

Разработчик

Это уже более или менее автономный сотрудник, который может сам решать задачи низкого и среднего уровня сложности, грамотно оформляет код, умеет работать в промышленном процессе.

Стажеру для того, чтобы стать разработчиком обычно нужно 1-2 года плотной работы с хорошим куратором. Основные навыки, которые необходимо развивать в это время: умение работать в команде, ответственность, аккуратность и, конечно, знание языка и технологий, которые используются в компании.

Ведущий разработчик

На этом этапе своей карьеры человек может самостоятельно решить проблему любого уровня сложности, если она относится к написанию кода. Ему совершенно не обязательно уметь проектировать архитектуру сложных приложений, его главная задача — выбирать правильные инструменты на локальном участке и писать код, который работает и который потом будет реально поддерживать.

Такие люди сегодня на вес золота. Причина в нехватке людей в отрасли в целом. Из-за этого специалисты часто продвигаются вверх по карьерной лестнице быстрее, чем растут профессионально. Результатом такого продвижения стал целый слой разработчиков, считающих себя ведущими, но не обладающих необходимыми компетенциям.

От разработчика до ведущего минимум 3 года активной работы. Необходимо набраться опыта на разных проектах с разными задачами, наработать свой собственный набор инструментов. Ключевые зоны роста: командная работа и решение сложных задач различными способами.

На данном этапе развития все еще очень важна роль куратора, поэтому лучше выбирать компании с сильными специалистами. Как определить такую компанию? Посмотрите на того, кто проводил с вами собеседование. Подумайте несколько раз перед тем, как принимать предложение, если уровень будущего руководителя показался вам недостаточно высоким.

Тимлид

Этот вариант профессионального развития мы подробно описали в предыдущей статье. Если кратко, тимлид — это технический продюсер проекта, который отвечает за сбор бизнес-требований, трансформирование их в задачи для разработчиков, оценку сроков, планирование релизов и управление качеством с технической точки зрения. Кроме того, это самый настоящий неформальный лидер команды, который может взять на себя некоторые менеджерские функции: мотивация, развитие сотрудников.

Ведущему разработчику понадобится около 2 лет, чтобы стать хорошим тимлидом. В это время нужно не только хоршо писать код, но и приобретать менеджерские навыки. Учитесь планировать свое время, попроситесь наставником к стажеру (к этом времени все необходимые технические знания у вас уже будут), изучайте работу менеджера, ездите на встречи, смотрите, слушайте, делайте выводы.

Архитектор

Те ведущие разработчики, которым по каким-либо причинам не подходит карьера с уклоном в менеджмент могут выбрать другую, более техническую ветку своей карьеры. Архитектор — это, как правило, высококвалифицированный специалист, работающий сразу на нескольких проектах. Он занимается проектированием сложных интегрированных проектов, планированием работы под высокими нагрузками, масштабированием и рефакторингом. Архитектор, в отличие от тимлида, более силен в построении сложных программных продутов и менее — в менеджменте, которым он не занимается.

Архитектор — крайне редкая профессия. Наши партнеры за 11 лет опыта работы в IT в game-индустрии, интеграции и digital, видели живьем человек 5, которых можно было назвать архитекторами. Как правило, это были люди из high load или из enterprise-разработки. И борода у них была уже с проблесками седины.

Тимлид в перспективе может стать менеджером или даже начать свой собственный проект. Архитектор, как правило, развивается только в профессиональном плане. Таким людям доставляет удовольствие совершенствовать свои навыки и делать все более сложные проекты, все более изящно.

Резюме

Карьера разработчика бесконечна, даже если вы считаете, что достигли потолка, всегда есть возможность профессионального роста. Главная мысль данной статьи состоит в том, что для перехода на каждый новый уровень нужны несколько лет упорного труда и обучения на своих ошибках.

Мы искренне верим, что отрасль IT скоро стабилизируется, и выскочки, собирающиеся стать тимлидами за 1-2 года не пройдут собеседование в подавляющее большинство компаний. Для этого нужно, в первую очередь, повышать грамотность работодателей. Этому способствуют различные стандарты, которые разрабатываются, например АП КИТом (в их создании участвует beskov, наш преподаватель курса «Тимлид»).

Автор: Gugnin

Источник

Поделиться

* - обязательные к заполнению поля