- PVSM.RU - https://www.pvsm.ru -

Путешествие финансовой транзакции

imageСовременные финансовые технологии развиваются не по спирали, они скорее ложатся пластами друг на друга. Сегодняшний пласт — это кроссплатформенные платежи, когда транзакция вынуждена даже не пройти, а пробежать длинный путь за короткий срок. Нынешний этап эволюции финансовой транзакции сформировал бизнес-нишу, в которой работает наш платежный провайдер Fondy [1], позволяющий принимать платежи по картам любых стран мира без ограничений.

Мы подошли к тому уровню развития финансовых технологий, когда традиционные представления о качестве платежных сервисов складываются из двух составляющих: скорости прохождения транзакции и одобрения платежа. И что же здесь нового, спросите вы? Так было всегда. Но в этом только часть правды.

Результат всегда один. А вот транзакционная цепочка менялась от десятилетия к десятилетию. Менялось количество участников в процессе инициации и одобрения платежа. Тут стоит упомянуть слово «процессинг» не просто как обработку данных, а как процесс между инициацией транзакции и ее финалом (одобрение/отказ).

Вернемся в прошлое, к бумажным чекам. Когда покупатель выписывал чек за услуги, а продавец шел в банк представлять подписанный чек.

image

На этом этапе все совсем просто, и мы видим четырех участников:

  1. Покупатель услуг
  2. Продавец услуг
  3. Финансовый представитель покупателя (банк 1)
  4. Финансовый представитель продавца (банк 2)

Полный документальный цикл обращения чека выглядел так:

image

Полный финансовый цикл обращения чека выглядел так:

image

Виток развития, и в 40-х — 50-х годах ХХ века платежные карты постепенно вытеснили и заместили чеки (дольше всех сопротивлялись дорожные (трэвел) чеки Томаса Кука, еще встречавшиеся в 90-х в России и других странах).

Подробно и с датами об истории развития карточного бизнеса пишет [2] Ассоциация карточного бизнеса Великобритании.

На русском об истории развития банковских карт можно прочитать здесь [3].

image

Что поменялось в процессе?

  1. Покупатель услуг (физическое лицо)
  2. Продавец услуг (магазин, юридическое лицо)
  3. Финансовый представитель покупателя (банк 1 — эмитент карты)
  4. Финансовый представитель продавца (банк 2 — эквайер платежа)
  5. Новый участник — платежная система (Visa/ Mastercard/Diners/AmericanExpress) как посредник между банком-эмитентом и банком-эквайером в обработке и финансовых расчетах между ними. Инструментом расчетов служит пластиковая карта с магнитной полосой.

Традиционная схема транзакции выглядела так:

image

Инструментом проведения платежа при помощи карты сначала служил импринтер (imprinter) — машинка для прокатывания карты и получения оттиска данных карты на слипе. В импринтер вставлено клише — прямоугольная пластинка, на которой эмбоссированы (или выдавлены) идентификационные данные точки приема. Пластиковую карту вставляют в импринтер и вкладывают слип. На слипе оттискиваются идентификационные данные точки приема (перенесенные с клише) и идентификационные данные карты (перенесенные с карты).

Импринтер:

image

Слип:

image

Слип при расчетах через импринтер имеет три копии: покупателю, продавцу и банку. На каждом экземпляре слипа должны быть четко отпечатаны реквизиты карты и клише импринтера организации. В слипе указывают имя держателя карты, номер карты, дату совершения покупки, израсходованную сумму, тип платежной системы (Visa, Mastercard и др.), адрес продавца и т.д.
Пока все еще очень похоже на чеки.

Так как авторизация транзакции проводилась голосом по телефону, она получила название «голосовой». До появления POS-терминалов она служила типичным методом подтверждения расчетов. По инструкции МПС она сопровождалась телефонным звонком в Службу авторизации Банка (обычно размещенной в процессинге банка).

Для авторизации карты кассир связывался с банком по телефону. Банк, с которым заключен договор эквайринга, в свою очередь связывался с банком — эмитентом карты и получал его разрешение. Как и теперь, осуществлялась эта связь через процессинговые центры, которые обеспечивают непрерывный обмен информацией между банками.

С появлением электронных терминалов голосовая авторизация сохранилась как способ дополнительной проверки при крупных операциях. При проведении покупок, превышающих лимиты по MCC-коду, банк вправе запросить и запустить дополнительную процедуру проверки клиента и провести голосовую авторизацию. Впрочем, сейчас это будет смотреться скорее дико.

На этом довольно длинном этапе произошел бурный рост финансовой системы, как затем и ее стагнация, но это не является нашей сегодняшней темой. И вот уже импринтеры сменились электронными терминалами оплаты (POS-терминалами).

image [4]

Количество банков и банковских клерков расло пропорционально, а то и не всегда, количеству клиентов в банке, а в процессинговых центрах загруженность систем и сотрудников измерялась количеством эмитированных карт и обработанных транзакций. Разработчики электроники и софта рекламировали свой продукт, исходя из количества авторизаций в минуту, возможностей матчинга/сверки авторизации и финансового сообщения, постинга и клиринга транзакций.

Карточный бизнес перешел под контроль интересантов — платежных систем (Visa, Mastercard). Они формировали операционные и технологические стандарты, проводили обучение сотрудников банков, они же разрабатывали формы отчетности. Банки поквартально отчитывались о количестве эмитированных простых и более дорогих карт, количестве обработанных транзакций и средней сумме авторизации в разрезе MCC-кода (типа предоставляемых услуг).

Вот одна из традиционных обучающих схем, известная каждому сотруднику процессинга, отдела расчетов, многих других отделов. Эта картинка как из букваря карточника.

image [5]

Пластиковая карта стала любима. Она проста и удобна. Сначала в нее интегрирована магнитная полоса, и авторизация проходила то голосом, то ее не проводили вообще ради экономии телефонных издержек для подлимитных транзакций.

Очень скоро с улучшением качества телефонии и каналов связи большинство авторизаций проходили электронно. И вот уже появились мандатные 45 секунд для успешно проведенной транзакции из точки А в точку Б. VISA и Mastercard регулярно обновляли операционные требования и указывали в них, в том числе, временные параметры авторизации. Выглядело это обычно так:

image

Или так*:

image

*Это современные требования платежной системы. Там, где сейчас на авторизацию ритейл-операции отводилось 30 секунд, сейчас уходит 5. Для банкоматных транзакций сроки ужались с 15 секунд тоже до 5.

За процесс разработки и внедрения отвечали поставщики финансовых решений: платежная система как идеолог, разработчики (вендоры) процессинговых систем, терминалов и банкоматов, банки-эмитенты и банки-эквайеры.

Виток в развитии конца XX — начала XXI века ознаменовался сменой магнитной полосы на чип. Сначала полоса и чип соседствовали на карте.

Международные платёжные системы Mastercard, Visa и Europay в 1993 году подписали соглашение о совместной работе, чтобы развить технические характеристики для использования смарт-карт при оплате счетов кредитными и дебетовыми картами. Первая версия систем стандарта EMV [6] (Europay, Mastercard, Visa) была выпущена в 1994 году. В 1998 году стала доступна следующая версия технических характеристик.

Формат чипа, разработанный Eurocard, Mastercard, Visa получил название EMV — по первым буквам этих компаний. Более подробно о стандарте чиповых карт можно почитать здесь [7] и здесь: EMVCo [8].

image

image

Предполагалось, что очень скоро все банки справятся с простой задачей перевыпуска карт и перейдут на чиповые карты. И тут случилось неожиданное. Представители МПС (международных платежных систем) часто встречали отпор со стороны как банков-эмитентов, так и банков-эквайеров. Для первых дорогой затеей оказалась замена пластика (первые чипы были очень дорогими), для вторых необходимо было поменять приемники карт, как в банкоматах, так и в терминалах. Наверное, это был золотой старт для компаний-производителей чипов Gemalto [9], Oberthur [10] и многих других. Именно они стояли у истоков последующего взрывного роста технологических решений и дальнейшего перехода с чипов на бесконтактные платежи. На данный момент, по словам Майкла Финни [11], платежная система VISA заявила, что выпущено 300 млн чиповых карт, которые могут быть представлены к оплате в 1.25 млн торговых точек, оснащенных терминалами EMV.

Все смарт-карты можно разделить по способу обмена со считывающим устройством на:

  • контактные смарт-карты с интерфейсом ISO 7816 [12];
  • контактные смарт-карты с USB-интерфейсом;
  • бесконтактные (RFID [13]) смарт-карты.

Существуют карты, которые включают в себя как контактные, так и бесконтактные интерфейсы. По функциональности они представляют собой два типа:

  • карты памяти (содержат некоторое количество данных и механизм разграничения доступа к ним)
  • интеллектуальные карты (содержат микропроцессор и возможность управлять данными на карте)

А ведь изменение платежного инструмента стало возможным благодаря развитию и применению криптографических новаций в сфере платежных технологий. Только подумайте, от чтения треков 1 и 2 магнитной полосы, перехода к чтению чиповых ячеек (а про модификации чипов, рост количества ячеек ни чипе, породивших рост программ лояльности и других приложений написаны уже тонны материалов (почитать раз [14], два [15], три [16], ISO/IEC 7816 [12] или ISO/IEC 14443 [17]), мы дошли до технологий Mastercard Paypass [18]/Visa payWave [19], бесконтактные платежи вскружили голову покупателям и продавцам. Мы стали тратить считанные секунды (5 сек.) на сам платеж, больше времени стало уходить на то, чтобы достать карту из бумажника.

Второе десятилетие XXI века, и вот уже доставать кату из бумажника больше не нужно! Новый виток. Мы готовы расплатиться, используя другие устройства: телефоны, браслеты, брелоки. ApplePay [20], SamsungPay [21], AndroidPay [22], кто следующий?

В отличие от устройств других производителей, использующих только технологию NFC, Samsung Pay работает не только с терминалами, поддерживающими бесконтактную оплату. Секрет в том, что кроме NFC, Samsung задействует собственную технологию — MST (от англ. Magnetic Secure Transmission — магнитная безопасная передача), что дает возможность оплачивать покупки с помощью смартфона на практически любом терминале, принимающем банковские карты. Смартфоны Samsung, которые совместимы с сервисом Samsung Pay и поддерживают технологию MST, могут создавать магнитное поле, схожее с сигналом магнитной полосы банковской карты. Обычно даже сами продавцы не знают, что такое возможно в их магазинах, но это реально работает.

Нужны простые и интуитивно понятные решения, надежные, как никогда. Защита должна быть выстроена как на уровне харда, так и на уровне софта. Как в устройстве, так и у поставщика платежного решения. И скоро мы не захотим куда-либо ходить, чтобы платить. Можно все в онлайне? Можно и нужно уже давно. Коротко, в один клик. Если не получается в один, то хотя бы в три: скачать приложение, добавить в него карту, и все готово к оплате!

Автор: Fondy

Источник [23]


Сайт-источник PVSM.RU: https://www.pvsm.ru

Путь до страницы источника: https://www.pvsm.ru/karty/246921

Ссылки в тексте:

[1] Fondy: https://fondy.ru/

[2] пишет: http://www.theukcardsassociation.org.uk/history_of_cards/index.asp

[3] здесь: http://www.banki.ru/wikibank/istoriya_vozniknoveniya_bankovskoy_kartyi/

[4] Image: https://habrastorage.org/files/98f/ee4/58c/98fee458c5dc41c19c9d2cbd7b5a36fe.jpg

[5] Image: https://habrastorage.org/files/853/5b5/b60/8535b5b602df41479d1984528d66ec40.PNG

[6] EMV: https://ru.wikipedia.org/wiki/EMV

[7] здесь: http://www.pvsm.ru/informatsionnaya-bezopasnost/117705/print/

[8] EMVCo: https://www.emvco.com/

[9] Gemalto: http://www.gemalto.com/emv/chip

[10] Oberthur: http://www.oberthur.com/emv/

[11] по словам Майкла Финни: http://abc7news.com/home/7-on-your-side-examines-pros-and-cons-of-chip-credit-cards/1449665/

[12] ISO 7816: https://ru.wikipedia.org/wiki/ISO/IEC_7816

[13] RFID: https://ru.wikipedia.org/wiki/RFID

[14] раз: https://habrahabr.ru/post/210062/

[15] два: https://habrahabr.ru/post/74092/

[16] три: https://habrahabr.ru/post/255529/

[17] ISO/IEC 14443: https://ru.wikipedia.org/wiki/ISO/IEC_14443

[18] Paypass: https://www.mastercard.ru/ru-ru/consumer/features-benefits/contactless.html

[19] payWave: http://www.visa.com.ru/ru/ru-ru/personal/features/visapaywave.shtml

[20] ApplePay: http://www.apple.com/apple-pay/

[21] SamsungPay: http://www.samsung.com/ru/apps/mobile/samsungpay/

[22] AndroidPay: https://www.android.com/pay/

[23] Источник: https://habrahabr.ru/post/322736/?utm_source=habrahabr&utm_medium=rss&utm_campaign=best