Математика краудфандингового проекта

в 6:54, , рубрики: boomstarter, Kickstarter, planetaru, краудсорсинг, краудфандинг, Финансы в IT-индустрии

Проработав с десятками-сотнями краудфандинговых проектов, решил написать несколько статей для тех, только только собирается запускать свой проект.

Первая статью, которую я хотел бы опубликовать, непосредственно связана с деньгами в краудфандинге. «Математика краудфандинга» не такая простая штука, как кажется с первого взгляда, но и не «теория относительности» Эйнштейна. Эта статья поможет не оказаться в ситуации, когда, собирая деньги, вы еще и сами окажитесь должны и продадите квартиру, расплачиваясь с долгами .

Так из чего состоит финансовая составляющая краудфандинга?

В первую очередь, это сама «Необходимая заявленная сумма проекта»  —  та цифра, которую вы указываете на краудфандинговой платформе и пытаетесь достичь:

image

Например: друзья, если мы соберем 100.000 рублей, мою книгу “Краудфандинг в России” издадут!

Чтобы правильно посчитать эту цифру, нужно учитывать все расходы, которые существуют.

Имейте в виду, что проекты очень разные, поэтому тут указаны общие рекомендации в составлении краудфандингового-плана.

В «сумму проекта» входит:

  • Бюджет на реализацию идеи;
  • Вознаграждения;
  • Комиссия краудфандинговых платформ;
  • Комиссия платежных систем;
  • Налоги;
  • Реклама, оформление;
  • Подушка.


Первая и главная составляющая проекта, которую мы включаем в «сумму проекта»:

Бюджет на реализацию идеи
Это общая сумма денежных средств, которая позволит вам реализовать задуманный проект, в обещанном качестве.

Бюджет понятие растяжимое, поэтому хотелось бы изначально предостеречь от двух ошибок:

1) Цифра из головы

Это когда вы решили собрать на книжку, и не узнав реальную стоимость, заявили сумму в 100 тыс руб. Придя же в издательство вы узнали, что на самом деле все это стоит 300 тыс руб. Как результат, паника и попытка дособрать сумму. В этом случае скорее всего придется либо отменять проект, либо докладывать собственные средства. Что не совсем приятно.

Поэтому необходимо все заранее просчитывать и ставить ту цифру, которая позволит реализовать данные обещания.

2) Очень частая ошибка у отечественных авторов, это попытка сразу за один заход собрать на весь проект.
Это может быть совсем не маленькая цифра, например, на разработку качественной мобильной игры необходимая сумма часто доходит до 1,5 млн руб, сумма достаточно большая для России и пока что, большинство проектов не достигают ее. Поэтому, ставя слишком большую сумму, вы рискуете остаться у разбитого корыта: без денег и без проекта.

Что же делать? На английском это называется «stretch goals». С англ. яз. отложенные цели можно перевести как раунды, ступени проекта.
Разделите проект на части и собирайте на какой-то минимум, который позволит вам стартовать, например, для создания прототипа игры зачастую будет достаточно 300 тыс руб.

Так сделали авторы проекта «28 панфиловцев», они собирали не на весь фильм сразу (60 млн руб), а на тизер фильма — 300 тыс руб., в результате с первого наскока они пересобрали до 3,2 млн. руб и смогли значительно продвинуться.
Другой пример: американец Тим Керби предложил своим спонсорам напрямую повлиять на масштаб игры «Свержение мутантов — битва за Россию», которую он выпустит этим летом.

image

Вознаграждения (~30%)
Дальше в расчеты вы должны заложить одну из самых завлекательных причин спонсировать ваш проект: вознаграждения!

Из чего эти вознаграждения состоят:

  • Это их себестоимость (за сколько вы их произведете);
  • Стоимость доставки (почта, курьерская служба, место на складе);
  • Резерв (закладывайте небольшой процент на случай, если вам вдруг придется отправлять доставку в Бразилию);
  • Обычно себестоимость вознаграждения — это около 20-40% от суммы, вносимой спонсором.

Важно: то, что в случае, когда вознаграждения являются и конечной целью проекта, как, например, с книгами, они могут входить в сумму бюджета издания тиража; в других же случаях, например, майка с логотипом, их надо считать отдельно.

Важно: Не забывайте ставить ограничения по количеству вознаграждений.

С этим разобрались, поехали дальше:

Комиссии (~10%)
Краудфандинговые платформы существуют на те проценты, которые они берут с проектов.
Стандартная схема — это 5-10% с суммы успешного сбора, сюда же входит комиссия платежных систем.

Таким образом, в общую сумму вам еще нужно заложить 10% комиссии краудфандинговой платформы.

Так как бывают и другие условия у краудфандиновых платформ, обязательно уточните.

Налоги (~6-13-…%)
Никто не любит платить налоги, но с ними приходится считаться и включать в «Сумму проекта».

Если вы физическое лицо, то российское государство возьмет с вас 13% с суммы, оставшейся после комиссии краудфандинговой платформы.

Если вы юридическое лицо, вы уже знаете свою налоговую ставку, она может быть от 6% на упрощенной системе налогообложения до…, в общем, у всех по разному.

PR/SMM/оформление
Хотя при серьезной подготовке продвижения тратиться на рекламу не понадобится, но все же иногда будет полезно оплатить несколько ключевых публикаций, которые заведомо окупятся в денежном или информационном эквиваленте.

Кроме того, вам, возможно, потребуются средства на оплату дизайнера, съемок ролика и др. затраты, связанные с оформлением проекта.
Если же вам нужна очень большая сумма, то, возможно, на продвижение проекта все же придется прилично потратиться.

Поэтому прикиньте сумму, необходимую для продвижения проекта, которую вы хотели бы вернуть и заложите ее в «сумму проекта».

Подушка (1%-15%)
Очень часто появляются незапланированные траты. Чтобы они не стали не приятным событием, рекомендуется закладывать 1%-15% от «суммы проекта». Эти деньги выполнят роль подушки безопасности вашего проекта, что позволит вам реализовать проект с сниженными рисками.

Изначально все верно посчитав, вы сможете полноценно работать над своим проектом, не заботясь о финансовой стороне.

Автор: Ebra

Источник

Поделиться

* - обязательные к заполнению поля