Кроссовки «Адидас», запрещенные на территории Российской Федерации

в 21:06, , рубрики: alibaba group, e-commerce, блокировка, Госвеб, кейсы, китай, колонка, Правообладатели, Роскомнадзор, суд, метки: , , , , , , , , ,

Два дня назад в Rutaobao пришло письмо от Роскомнадзора о том, что сайт внесён в реестр запрещённых на территории России. В описании запрещённой информации — такое есть в конце каждого подобного уведомления — значилось «Размещена информация о продаже спортивной обуви фирмы Adidas, признанная запрещенной на территории РФ».

Скачайте уведомление от Роскомнадзора и решение суда с нашего сервера, если не верите.

Письмо Роскомнадзора мне переслал сооснователь онлайн-магазина Сергей Синюгин. В нём речь идёт о блокировке kupinatao.com — это домен, который теперь использует проект, все посетители rutaobao.ru и rutaobao.com редиректятся на него.

Возможно, мало кто помнит про эту площадку. Сейчас она и вовсе выставлена на продажу, так как перестала оправдывать финансовые ожидания, сказал Синюгин. Но в 2013 году про неё, например, писали на страницах «Секрета фирмы», когда он ещё принадлежал «Коммерсанту»:

Первым партнером Taobao в России стал сайт RuTaobao.com, созданный весной 2010 года Сергеем Синюгиным, Алексеем Нетрусовым и Анастасией Ковалевой. Бизнес-модель была проста: пользователи выбирали товар в русскоязычном каталоге (это принципиально важно, так как у Taobao.com нет даже англоязычной версии) и переводили деньги на счет интернет-магазина. После этого представители RuTaobao.com в Китае получали товар от продавца, проверяли его качество и отправляли заказ в Россию. По наблюдениям участников рынка, наценка RuTaobao.com на товары достигает 50% без учета стоимости доставки в Россию. Особенно сервис оказался популярен в провинциальных городах. «В небольшом российском районном центре нет многих товаров — их можно купить только в Китае через интернет», — поясняет представитель RuTaobao.com Юлия Попова. По ее словам, более 80% клиентов сервиса живут в регионах России.

В 2012 году это был крупнейший игрок российско-китайской электронной коммерции, писал СФ. Вскоре после этого холдинг Alibaba Group, в который входил и Taobao, задумался о выходе в Россию и даже, спустя некоторое время, пытался отсудить у российских предпринимателей домены, вспоминает Синюгин. Их Синюгин с партнёрами смог отвоевать в суде, но основной домен на всякий случай сменил. В общем, kupinatao.com — это не мелкая и неизвестная площадка, а недавний лидер отрасли.

Роскомнадзор, разумеется, ничего не знал о кроссовках, запрещённых на территории Российской Федерации. В ведомстве были столь любезны, что даже сами нашли решение суда. Ниже привожу цитату из него (выделение моё).

В обоснование требований указано, что прокуратурой района проведена проверка исполнения требований законодательства, регулирующего оборот алкогольной и спиртосодержащей, продукции, в ходе которой выявлены факты размещения в информационно-коммуникационной сети «Интернет» для свободного доступа неограниченного круга лиц на страницах сайта kupinatao.com запрещенной информации о порядке приобретения, доставки, оплаты спортивной обуви фирмы «Адидас».

В соответствии со статьей 1225 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ) результатами интеллектуальной деятельности и приравненными к ним средствами индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятии, которым предоставляется правовая охрана (интеллектуальной собственностью), являются, в том числе, товарные знаки и знаки обслуживания. Интеллектуальная собственность охраняется законом.

Вкратце: прокуратура Инзенского района Ульяновской области проверяла оборот алкоголя, каким-то образом попала на сайт с товарами с китайского онлайн-маркетплейса и решила защитить интеллектуальную собственность Adidas. Для понимания: опрошенные «Роем!» юристы говорят, что подобный иск возможен только с подачи правообладателя, то есть компании Adidas. Кроме того, чтобы признать нарушение интеллектуального права, необходимо было бы доказать, что обувь действительно является поддельной. Подробные комментарии они давать отказались, сославшись на то, что необходимо знать все обстоятельства дела.

В Роскомнадзоре тоже удивились решению суда. «Мы обязаны выполнить вступившее в законную силу решение суда. Неисполнение судебного решения влечёт уголовную ответственность. Оспорить судебное решение может только владелец сайта», — прокомментировали в пресс-службе ведомства.

Впрочем, российские суды умеют удивлять. Чуть больше года назад ещё один местечковый суд решил внести Google, «Яндекс» и Internet Explorer в список экстремистских материалов, и этому решению должен был подчиниться Минюст.

Представители российского Adidas впервые услышали о блокировке от меня. От комментариев они воздержались, пообещав вернуться с ними позже.

Ясно только то, что решениям о блокировках не хватает прозрачности, логики и согласованности действий. До тех пор, пока любой районный суд сможет заблокировать любой сайт на территории всей России, не стоит ждать ни того, ни другого, ни третьего. Владельцам же ресурсов в этом случае остаётся только оспаривать решение.

Источник

Поделиться новостью

* - обязательные к заполнению поля