Фармацевтическая отрасль в мире это $1 трлн — что обсуждали на крупнейшей отраслевой выставке в Барселоне

в 15:37, , рубрики: Доктор на работе, Европа, здоровье, колонка, конференции, Станислав Сажин, Текучка, метки: , , , , , ,

Колонка Станислава Сажина, основателя «Доктора на работе»

В середине марта в Барселоне проходила ежегодная конференция EyeForPharma — пожалуй, самое значительное событие на фармацевтическом рынке в Европе (с самым странным названием — кому пришло в голову назвать конференцию «глаз на фарму», хуже может быть только «Доктор на работе»).

Для российского IT рынка эта конференция интересна тем, что сферы медицины и фармацевтики начинают привлекать все больше внимание технологических гигантов (и как следствие — стартапов), а лучший способ узнать, что уже сделали на западе, чего еще нет у нас — это посещать вот такие мероприятия.
Что я регулярно и делаю. Поэтому знаю о медицине и фарме больше, чем вы. Странно, но на профильных западных конференциях из российских игроков рынка цифровой медицины год за годом бываем только мы.
Весь ход конференции с фотографиями и цитатами я уже пересказал в нашем канале в Telegram «Цифровая медицина», поэтому перейду сразу к самому интересному, то есть выводам.

  1. Фармацевтическая отрасль в мире это $1 трлн. В России порядка $18 млрд. Это не вывод из конференции, а важные цифры, которые стоит запомнить всем, решившим положить глаз на фарму.
  2. Вся конференция была разбита на несколько направлений: как сделать препараты более доступными для пациентов, как учитывать интересы пациента и получать от него обратную связь, как цифровые решения могут помочь в работе и, наконец, разработка и исследования новых препаратов.
  3. Выступали руководители самого высокого звена (президенты и вице-президенты крупнейших фармкомпаний), то есть была возможность и услышать о последних решениях из первых рук, и задать вопросы. Некоторые выступления были очень интересными, некоторые набором пустых слов.
  4. Зачем конференция, например, мне? Кроме получения свежей информации о том «как у у них», это возможность встретиться как с руководителями российских представительств крупнейших фармкомпаний (примерно треть из них были там), так и с руководителями маркетинга в европейском и мировом масштабе. Ясно, что это отличный способ для команды «Доктор на работе» рассказать о своих продуктах тем, кто непосредственно принимает решения, и договориться о совместной работе в России.
  5. Под давлением общественного мнения, акционеров, правительств фармкомпании все больше смещают фокус с прибыли и развития на интересы пациентов. Иногда это лишь декларации, но иногда подтверждается непосредственными шагами. Так, Sanofi объявили со сцены, что теперь их стратегия — победа для пациента. Что это означает для предпринимателей? Можно делать стартапы, нацеленные на помощь Sanofi в реализации этой задачи.
  6. Интересы пациента это, прежде всего, участие пациента в своем лечении и активная обратная связь от пациента. Раньше считалось, что задача фармы просто сделать препарат, но времена меняются. Так, Abbott и Sanofi смогли улучшить результаты разработанной им терапии в лечении диабета 1 типа за счет устройств и приложений, которые включают пациента в понимание хода его болезни. Сразу совет — изучите, что же такое делают эти два гиганта, попробуйте предложить им свои решения.
  7. Sanofi и Google объявили о совместной инициативе в удаленном мониторинге диабета 2 типа. В России с этим совсем туго — кроме совсем уж отсталого «Норма сахар» ничего нет. Отличный повод сделать и включиться в удаленный мониторинг этих двух компаний.
  8. Sandoz (подразделение Novartis) решил фокусироваться на доступности препаратов для пациентов, а не только на инновациях. Доступность это и простота диагностики (если кто-то болеет, но не знает об этом, то ему нельзя помочь), и умение врача назначить верное лечение (врачей нужно обучать), и наличие препарата в аптеке или в больнице, и возможность включить препарат в покрытие страховым планом или государственными льготами, и приемлемая цена на препарат. Много ли вы знаете стартапов в этих сферах в России? Я не знаю ни одного. Отличный повод придумать идею и прийти с ней к Sandoz.
  9. Пожилые люди — еще один приоритет для Sandoz. К 2030 году их число вырастет от нынешнего на 500 млн человек. И все они будут хоть не просто выживать, а иметь приемлемый уровень жизни. Идеи и решения для пожилых — возможно, будущий тренд в мире.
  10. Американский гигант Bristol-Myers-Squibb рассказал о своем опыте работы с китайским приложением WeChat, которое значительно упростило обратную связь от пациентов. В России популярны WhatsApp и Viber. Почему бы и не использовать для связи пациентов и фармы.
  11. Концерн Bayer обеспокоен ростом числа хронических заболеваний. Уже сейчас 60% смертей в мире приходится на их число и это доля растет с каждым годом. Решение они видят в том, чтобы больше думать о истинных желаниях пациентов и врачей, удовлетворять их, и тем самым повышать эффективность разрабатываемых препаратов. То есть смещение фокуса от работы с молекулами и субстанциями на работу с людьми. Такая стратегия, очевидно, открывает новые возможности для сотрудничества с Bayer.
  12. Takeda в Европе активно взаимодействует с пациентами через онлайн проекты. Чем не повод предложить такие же решения для российского офиса.
  13. Мировой лидер в области исследований QuintilesIMS обеспокоен ростом стоимости препаратов. Их решения — повысить продуктивность и ускорить клинические исследования новых препаратов, демократизировать требования и упростить доступ новых препаратов на рынок, предлагать всем участникам рынка и регуляторным органам более активное взаимодействие, снизить расходы и скорость передачи материалов и продуктов между участниками рынка. В России есть их офис, пишите, звоните, если у вас есть идеи.
  14. Лидер американской цифровой медицины WebMD/Medscape обращает внимание: врачи и пациенты не хотят использовать много приложений для здоровья. Как правило, у каждого стоит лишь одно приложение в этой сфере. Стратегия делать много приложений для пациента или для врача не сработает.
  15. Цифровой канал для фармы требует полноценного подхода, как и другие каналы (телевидение, медпредставители, конференции). Этому каналу необходимы контент, поддержка, включение в маркетинговую стратегию. В России сейчас совсем не так — цифровой канал одинок, редко когда в фарме есть отдельная команда для него.
  16. Google: из 165 тысяч медицинских приложений в Google Play половина установок приходится на топ-36. Изучить эти 36 вы можете самостоятельно, но идея ясна — рынок сверхконкурентный.
  17. Американская фармкомпания Lilly растет и собирается продолжать расти благодаря поглощению стартапов, ориентированных на повышение эффективность фармацевтического рынка. И у них есть офис в России.
  18. Janssen (компания в составе Johnson&Johnson) придерживается стратегии отказа от обычных медицинских представителей и переходу к электронным и работе с врачами как с обычными клиентами, которым нужно внимание, поддержка, много обратной связи. В глазах Janssen медицинский представитель становится центром мультиканального маркетинга. E-REP — новый фокус для фармы, новая возможность для стартапов.
  19. Novartis (фармкомания № 1 в мире) придерживается подхода «быстро умри» в работе со стартапами: дает деньги, но при условии быстрой проверки идеи, при неудаче проект быстро закрывается. Вы уже предлагали мировому лидеру профинансировать ваш медицинский стартап?
  20. Мировой лидер на рынке цифрового здоровья M3: большинство врачей не против, чтобы фармкомпании оплачивали их образование. Новый тренд — образование врачей.

Источник

Поделиться

* - обязательные к заполнению поля