Сколько платить автору?

в 11:47, , рубрики: авторское право, копирайт, пиратство, метки: ,

Я наткнулся на пост, где обсуждалась тема как в заголовке моего этого поста. Я хотел дописать комментарий, но там закончился срок (чего? голосования? комментирования?) — короче, не хватило квалификации понять, почему нет ссылки «добавить комментарий», решил написать свой пост, изложить точку зрения.

Что очевидно, так это то, что сейчас в книгоиздательстве мы переживаем период «фазового изменения», «смены парадигмы» или чего-то подобного, что в ближайшие 5-8 лет (может, и быстрее) приведет к серьезным качественным изменениям. Как в технологии создания книг, так и в вопросах монетизации этого. Поэтому прогнозировать уверенно, что «будет вот так» ни у кого не получится. Я тут хочу просто изложить, что напридумывалось. Как вариант возможных улучшений, не больше.

Первое, что сегодня не так, так это то, что сегодня от публикации контента прибыль получают на 95% посредники-держатели перекупленных имущественных авторских прав, а сами авторы питаются крохами в 3-5% стоимости тиражей, при этом считают эти условия, увы, для себя приемлемыми. Понятно, что в этих условиях монополии издательств и высокой доходности этого бизнеса законодательства т.н. цивилизованных государств защищают права отнюдь не авторов, а правообладателей. В силу этого уместнее было бы право «авторское» именовать «проавообладательским», или «посредническим».

Учитывая ширящееся распространение книг по электронным каналам, будущее «бумажных» издательств видится пессимистическим. Лично я реально бумажных книг не покупал уже лет пять. Но, к стыду своему, за электронные копии не платил в эти годы тоже. Уж больно доступны бесплатные варианты. Понимаю, что это не есть гут, почему и стал обдумывать этот вопрос и читать о нем.

Для начала принял как аксиому то, что всякий востребованый обществом труд должен иметь шансы быть оплаченным. Никому не нужный труд под эту аксиому, ясен день, не подходит.

В рыночных экономиках степень востребованности продукта определяется соотношением предложения и спроса. Из этого соотношения вырабатывается цена продукта. Не упускаем из виду примыкающие сюда вопросы рекламы, промоушена и прочих маркетинговых действий. Кто хочет продать, тот это все делает.

Теперь о продукте писательства. Что продает писатель? Тексты, в которые от вложил свой опыт, знания, талант. Чем этого всего больше, тем априори текст ценнее. И сколько «стоит» такая работа?

Попробуем порассуждать аналогиями. Вот великий Микеланжело ваял своего «Давида» некоторое количество лет и месяцев. Какова стоимость труда его и его подмастерьев в этот период? Тупо-примитивное перемножение количества времени на (извините) «почасовую ставку» даст какую-то сумму, которая есть чистая абстракция, ничего не имеющую общего с реальной жизнью. Понятно, что Микеланджело получил на эту статую заказ от своего мецената, герцога Сфорца. Сфорца уплатил аванс, вполне приличный, и М-а тратил эти деньги и на материалы, и на жратву, и на прочие жизненные нужды, но ни он (и никто другой) никак не считал, что это и есть вся плата за тяжкий труд, творческие муки, бессонные ночи и т.п. Настоящая оплата произошла потом, когда шедевр был обнародован, загремели аплодисменты (и даже по большей части адресованные герцогу, не автору; о темпора! о морес!) и вот тогда Сфорца, правитель по-своему справедливый, отвалил гению сколько ему было не жалко. Точно не скажу, но в книжках пишут, что достаточно.

Как видим, творческий работник выполнил работу под заказ и получил от заказчика деньги, достаточные, что бы жить небедно продолжительное время. Микельанджело получал после этого за «Давида» плату? Известно, что нет. Как плату за работу не получал. А вот слава за шедевр пребывает с ним вечно. И мы называем ее сегодня «неимущественное авторское право». А с деньгами что? А ничего. После финальной оплаты творение стало, опять-таки по-сегоняшнему, «объектом национального достояния». Приезжайте во Флоренцию, любуйтесь за бесплатно.

Деньги, уплаченные заказчиком за заказ выражали на тот момент соотношение спроса и предложения этого шедевра в реалиях 16 (16-го ли?, не помню точно) века. Дистанция между создателем и покупателем нулевая. Ни тендеров, ни откатов. (Боюсь предположить, что бы было, если бы вопрос «сколько заплатить» отдал наивный Сфорца на откуп скажем, своему заму по статуям, или кто у него там был… Точно стало бы герцогу на половину дороже...)

Подхожу к сути.
Платить надо за труд, а не за имя.
Платить надо напрямую автору, а не праводержателю.
Платить надо, пока товар покупается.
А снижаются продажи ниже критической отметки — вешаем на товар бирку «общенациональное достояние» и читай на здоровье кто хочешь сколько хочешь.

Как говорят американцы «sounds great». Достичь этого — как?

Ну вот книжка или другая Интель-собственность. Как распространять? — Хорошее решение, высказываемое многими — доступ к книге не как вещи или файлу, а как к сервису. Но сделать сервисы доступа по типу «читатель — создатель». Издатели бумажных копий могут оселать Print-on-Demand — печать качественных элитных экземпляров под заказ. Кому надо и кто способен проплатить.

Как отсечь торрент-пиратство? Пиратства не будет, если исчезнет выгодность скачивания через
торрент и когда пропадет соблазн получить бесплатно. Ну, насчет выгодности уже сказано. Плата напрямую автору снижает плату на порядок. И второе — нужно вести статистику потребности в скачивании.
Цена скачивания коррелируется с частотой запросов. Многие хотят — отдавать подороже, упал спрос — цену вниз. Нет спроса — статус «нац достояния» по прошествии карантинного периода. Дальше бесплатно. А писателю — что? Как всем. Пиши новое произведение или живи на сбережения. Сегоняшняя ситуация, закрепленная законодательно, когда произведение «доят» чуть ли не столетиями, отражает интересы не читателей, не общества в целом, а интересы только монополистов-праводержателей. Менять законы надо. Надо, чтобы не «люди для закона», а «закон для людей».

Насчет оплаты скажу вот что. Надо на клиентов интернета заводить электронные аккаунты безналичных оплат услуг Сети, прозрачные и проверяемые. Деньги туда вносить безусловно как, скажем, 2-3% платы провайдеру за Сеть. И любой входящий трафик, с трекера. или не с трекера, проплачивать с этих аккаунтов как оплачивается сейчас мобильная связь — списыванием со счета. И получатся эти деньги как НДС в макроэкономике, все всем понемногу заплатили. И не будет моральных мучений — заплатить 30 центов интернет-магазину за трек, или мужественно рыскать по Сети, принципиально разыскивая халяву. Если за вход в твой инет-порт все равно насчитаются те же 30 центов за контент, какой смысл воровать?

Я не говорю, что высказанные предложения — готовые решения всех проблем. Тут прорабатывать и прорабатывать. Но если в какую-то сторону не думать вовсе, то ничего не напридумывается. Вот я сегодня думаю так.

Автор: cranoxy

* - обязательные к заполнению поля


https://ajax.googleapis.com/ajax/libs/jquery/3.4.1/jquery.min.js