- PVSM.RU - https://www.pvsm.ru -

Донейт, Литрес и копирайт. Итог

Некоторое время назад я написал короткую заметку [1]с опросом о судьбах донейта как способа финансирования писательского труда. Пришло время подвести итоги.

Коротко. История с Литресом за неделю не закончилась ничем. В договоре есть пункт об автоматическом продлении договора. Так же в нем есть пункт 2.7 «Агенство обязуется выплачивать Автору вознаграждение согласно п.1.1.3 Договора». По нашим данным никакой оплаты за последние 4 года произведено не было. На письмо с этой информацией ЛитРес не отреагировало никак. Книги продолжают продаваться (всего 72 произведения).

image

Статью прочитало 52 000 человек. Из них 90 перевели благодарственный платеж (за что им глубокий поклон и искренняя благодарность от Святослава Логинова и от меня лично). Это 0.17% от аудитории. Средний платеж составил чуть больше 300 рублей.

Таким образом, чтобы обеспечить доход от благодарственных платежей в размере 30 000 рублей (чуть меньше средней ЗП в Санкт-Петербурге) надо, в дополнение к непосредственно к творчеству, писать статьи с просьбой о донейте, которые прочитает 650 000 умных, образованных людей в год.

Несмотря на довольно удручающие статистику, 49% всех опрошенных ответили, что верят в донейт как в средство финансирования писательского труда. Что удивительно и меня сумели убедить. Да, не здесь и не сейчас, но я согласен — это возможно. Но обо всем по порядку.

В самой структуре «донейта» скрыто две довольно разных сущности.

Первая – меценатство, характеризуется значительными платежами от тех, для кого автор стал чем-то важным в жизни. Таких людей довольно мало, но для них это не просто платеж за книгу, для них это в первую очередь личная благодарность автору. Например из 90 человек 20 перечислили сумму больше 500 рублей, а 5 – больше 1000. По меркам стоимости электронных книг это больше, чем полное собрание сочинений.

Вторая часть ближе всего, по своей сути, к чаевым. Это отложенная оплата, размер которой зависит от качества услуги. И здесь возникает сложный момент – чаевые как способ оплаты чьего-то труда требуют общественного договора. А именно:

1. Все понимают, что сколько стоит

В США на многих чеках сразу приведено, сколько чаевых надо заплатить, чтобы получилось 15%,18% или 20%. Все очень просто – 15% — обычное обслуживание, 18% – хорошее, 20% – выдающееся. Платить больше – пускать пыль в глаза. Платить меньше – неприлично. Размер минимального платежа в целом понятен – столько, сколько стоит произведение в магазине. Если понравилось – платишь чуть больше.

2. Оплата является естественным, нормальным вариантом поведения.

При этом 15% платятся не тогда, когда вам понравилось, а тогда когда нет вещей, которые отчетливо не понравились. То есть если вам не вылили суп на колени и в кофе не плавала муха – заплати.

Начал читать – дочитал до конца, вроде было не отвратительно – заплати. Этот благодарственный платеж делается не тогда, когда вы восхитились, а тогда когда это не было «унылым удобрением».

3. У общества есть инструменты принуждения для «отщепенцев»

Каждый раз когда приходится платить — срабатывает стандартная дилемма узника [2]. Заплатить за то, что можно получить бесплатно – нерационально. Ведь есть куча мест, куда потратить эти деньги. И в итоге все общество страдает – писатели не пишут, а читатели лишаются законной возможности самостоятельно принимать решение о том, достойное получилось произведение или нет.

Пока эгоистов мало – потери от них не заметны. Но если их становится слишком много, срабатывает теория разбитых окон [3]. Очень сложно быть хорошим, если вокруг все плохие. Это банально не выгодно. Чтобы такого не происходило общество обычно использует санкции к эгоистам. От общественного презрения, до запретов и принуждений. Скачал 20 фильмов, ни за один не заплатил – получай бан по айпи. Как-то так. В случае с чаевыми пользователь знает, что раз не заплатишь, второй не заплатишь, а потом найдешь расческу в борще или девушка на тебя посмотрит как на жмота.

Если в нашем обществе появятся эти три вещи — донейт станет не просто темой для разговоров, но реальным способом финансировать создание высококачественных творческих произведений.

Кроме этого есть и ряд технических параметров, которые могут помочь развитию донейта:

1. Информационная пропаганда. В первую очередь внутри самих произведений искусства. Посреди романа врезка – «о пользе донейта» с указанием реквизитов.
2. Удобство проведения платежей. Но надо признать, что современные системы (PayPal, Webmoney, Skrill, Yandex.Деньги,Qiwi) закрывают 95% всех возможных платежей, так как позволяют расплачиваться не только виртуальными деньгами, но и обычными картами, обеспечивая высокий уровень безопасности и удобства платежей. Объективно говоря, оплата по кнопке «донейт» не сложнее (а в общем-то даже проще), чем покупка в электронном магазине. Так что этот пункт стремительно теряет свою актуальность.

Ну и последняя мысль — деньги, получаемые человеком – это оценка его полезности обществом. Я понимаю, что у нас не идеальный мир, и существует куча искажений (воровство, коррупция, неинформированность и прочие прелести несовершенного рынка). Но в общем случае, если именитый писатель зарабатывает как дворник, значит обществу его работа ценна ровно настолько же.

Автор: DenisVitman

Источник [4]


Сайт-источник PVSM.RU: https://www.pvsm.ru

Путь до страницы источника: https://www.pvsm.ru/kopirajt/27338

Ссылки в тексте:

[1] заметку : http://habrahabr.ru/post/169081/

[2] дилемма узника: http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%94%D0%B8%D0%BB%D0%B5%D0%BC%D0%BC%D0%B0_%D0%B7%D0%B0%D0%BA%D0%BB%D1%8E%D1%87%D1%91%D0%BD%D0%BD%D0%BE%D0%B3%D0%BE

[3] теория разбитых окон: http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A2%D0%B5%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%8F_%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%B1%D0%B8%D1%82%D1%8B%D1%85_%D0%BE%D0%BA%D0%BE%D0%BD

[4] Источник: http://habrahabr.ru/post/169737/