Загрузка заблокированных аудиозаписей в «ВКонтакте»

в 7:54, , рубрики: Вконтакте, звукозапись, копирайт, Работа со звуком, метки: , , ,

Я давно являюсь читателем Хабра, но ещё не написал ни одной статьи. На написание этой статьи меня подтолкнул данный пост: Блокировка аудиозаписей Вконтакте. Восстанавливаем плейлист.

Мне понравились методы, используемые автором для обхода фильтра ВКонтакте, но, как человек, долгое время занимающийся обработкой звука и написанием музыки, могу сказать, что это не лучшее решение, которое можно принять в данной ситуации, и вот, почему:
1. Портится качество аудиозаписи, при многократном конвертировании и намеренном ухудшении качества.
2. Вырезание куска произведения изменяет музыку.

Я предлагаю немного другой подход к решению этой проблемы. Кого заинтересовала тема — прошу под кат. Я расскажу подробнее о нескольких методах, которыми можно обойти фильтр, в том числе, о способе, позволяющем загружать заблокированную музыку, не изменяя её содержание (т.е. полностью сохраняя звучание).

Все тесты выполнялись в программе Audacity, для анализа была выбрана песня, исполняемая рэпером Pitbull и певцом Marc Anthony, название — Rain Over Me. Именно эта песня подходит для теста по нескольким причинам: она «запрещена» ВКонтакте, в её спектре присутствуют все частоты в полной мере, в ней есть как «тихие», так и «громкие» части, что позволит экспериментировать с динамикой. Для начала, убедимся, что прослушать аудиозапись невозможно, т.к. она удалена по запросу правообладателя:
image

Как видите, верно, оригинальная аудиозапись изъята, и при попытке загрузить такую же, мы получим предупреждение о нарушении авторских прав:
image

Загрузка той же аудиозаписи, но под другим названием также не увенчалась успехом. Теги в обеих записях (оригинал и версия с изменённым названием) — отсутствовали.

Теперь давайте попытаемся загрузить эту же аудиозапись, слегка изменив её некоторым образом.

Способы обхода фильтра

1. Изменение тонального баланса всего произведения, или его части, то есть, обработка эквалайзером:

На мой взгляд, это самый простой метод. Рассмотрим несколько случаев использования EQ:

Здесь я привожу сразу результат того, к чему я пришёл, в действительности, я неразумно начал пытаться «скормить» ВКонтакте аудиозапись со слегка изменённым тональным балансом, так, что расслышать разницу практически не представлялось возможным (например, применял ФНЧ и ФВЧ с очень мягкими настройками- разница в звучании была ничтожной). ВКонтакте отклонял записи с такими изменениями, но, что интересно, принял, обработанную вот так:
image

Это значит, что распознавание идёт только в области средних частот, высокие и низкие — не затрагиваются. Первый вариант — эквализация всего трека: необходимо вырезать небольшую область среднечастотного диапазона. Попробовал применить EQ только на небольшой участок трека — загрузить не получилось.

2. Добавление шума

В комментариях к статье пользователь Gorthauer87 предложил «немного подмиксовать какой-нибудь незаметный ухом шум». Мысль верная, собственно она мне самой первой и пришла в голову. В индустрии звукозаписи уже давно применяется дизеринг, который есть ни что иное, как добавление шума, правда сейчас шум проходит стадию нойз-шейпинга — т.е. из него удаляются частоты, наиболее слышимые человеческим ухом.

Добавление белого шума в количестве, достаточном для того, чтобы чётко его расслышать, не помогло загрузить аудиозапись. Этот метод нам не подходит, ведь если шум можно расслышать, то, можно считать, что аудиозапись испорчена и прослушиванию не подлежит =(

3. Работа с динамикой трека

После обработки всего трека компрессором с достаточно «мягкими» настройками, аудиозапись была успешно загружена. Привожу скриншот настроек компрессора:
image
Услышать разницу с оригиналом неподготовленному слушателю достаточно проблематично, а если слушать в наушниках или на не очень качественной акустике, то невозможно.

«Коронный» способ

А вот этот способ меня удивил своей простотой, при том, он оказался самым качественным из всех рассмотренных ранее. Надо всего лишь добавить небольшой кусок произвольного сигнала в конец трека (уже после того, как музыка закончилась). В результате, полезный сигнал никак не меняется, но сайт «ВКонтакте» не пытается блокировать такие треки. Конкретно в данном примере я добавил синусоиду 440 герц в конец произведения, продолжительность шума — примерно 1 минута.

Если эта статья заинтересует читателей, то я могу подробнее рассмотреть каждый из способов загрузки музыки (догадываюсь, что «коронный» метод скоро будет «прикрыт»), в зависимости от материал (классика, рок, поп, электроника). Каждый из вариантов будет лучше работать на одном материале и хуже на другом, то есть, где-то заметнее для человека, а где-то практически не изменяя исходник.

Статья получилась не такой полной, как хотелось бы, по той причине, что моя DAW отказалась работать и стала выдавать ошибку (поэтому всю работу провёл в Audacity). Предполагаю, что есть ещё несколько способов, которые сработают:

1. Работа со стерео-базой (её расширение/сужение)
2. Обработка всего трека многополосным эксайтером
3. Многополосная компрессия среднечастотного диапазона, в намного меньшей степени, чем рассмотрено в статье.
4. Добавление очень слабого сигнала реверберации, неразличимого человеческим ухом.
5. Экспандирование, как одно- так и многополосное.
Если будет возможность поработать на мощной DAW, то я смогу рассмотреть и эти случаи.

Заключение

Я не сторонник нарушения авторских прав, так как сам занимаюсь созданием музыки, но считаю, что ситуация с копирайтом в наше время перешла все допустимые рамки Запреты и ограничения — это лишь временные решения, которые не устранят пиратство, требуется решать проблему полностью, стимулируя альтернативные средства распространения музыки. В действительности, кто из тех людей, которые пострадали от удаления аудиозаписей «ВКонтакте» пойдут в магазин и купят компакт-диск? Или купят музыку через интернет?

*Образец аудиозаписи был взят с сайта youtube.com, куда он выложен в свободном доступе правообладателем. Аудиозапись использовалась исключительно в исследовательских целях.

Автор: Richardo

Источник

Поделиться

* - обязательные к заполнению поля