Сколько зарабатывает писатель и Как послать посредников в тундру

в 12:41, , рубрики: издательский бизнес, копирайт, писательство, электронная библиотека, электронная коммерция, электронные книги, метки: , ,

image

При обсуждении копирайта довольно часто обсуждаются размеры писательских гонораров. В этой связи рискую не сообщить ничего нового и предназначаю первую часть для затравки. Главное содержится во второй части, посвященной проекту созданию такой электронной библиотеки, которая способна раз и навсегда покончить с присосавшимися к писателям посредниками-издателями.

Итак, пост распадается на две части:
1. Сколько зарабатывает писатель?
2. Какой способ оплаты писательского труда избавит автора от посредников?

Часть 1. Сколько зарабатывает писатель?

Я профессиональный литератор, опубликовал полсотни книг, поэтому знаю, о чем говорю: все приводимые данные взяты из долговременного опыта общения с десятками московских издательств.

Предположим, на магазинной полке лежит книжка ценой 100 руб.? Сколько, вы полагаете, из этой сотни достается автору? Давайте посчитаем.
Половину сразу отбрасываем в виде прибыли книжных магазинов, устанавливающих наценки в 100 %. Да-да, книжные магазины, впрочем как и продуктовые, хозяйственные и прочие торговые точки, работают с такой нормой прибыли.

Оставшиеся 50 руб. достаются издательству. Автору согласно лицензионному договору причитается от 8 до 15 % так называемой отпускной плановой цены издательства – той суммы, за которую издательство отдает книгу розничной сети. В среднем авторский гонорар составляет 10-12 %, возьмем для ровного счета 11 %. Однако не спешите умножать 50 руб. на 11 %, потому что во всех издательских договорах, с которыми мне приходилось сталкиваться, предусмотрен пункт о том, что при расчете гонорара отпускная плановая цена умножается на коэффициент 0,7. Другими словами, издательство корректирует сумму с учетом того, что будет отпускать товар со скидкой в 30 %. Правда, автор не может проверить, с какой реальной скидкой отпускается: может, 30 %, а может и 10 %, а возможно и вовсе без скидки – кто его знает? Легко указать в договоре процент, рассчитываемый от реальных продаж, однако согласных на подобное изменение договора в моей писательской практике не встретилось. Таким образом, гонорар автора сокращается на 30 % в пользу издательства.

50 руб. умножаем на коэффициент 0,7 и умножаем на 11 %, в сухом остатке 3 руб. 85 коп.: это та сумма, которая начисляется автору за книжку ценой 100 руб. в розничной продаже. Остается вычесть налог на доходы физических лиц. Профессиональный вычет (на который уменьшается налогооблагаемая сумма) составляет 20 %, ставка 13 %, в результате от 3 руб. 85 коп. остается 2 руб. 68 коп. – это то, что причитается автору на руки.

Сейчас средний коммерческий тираж книги 3 тыс. экземпляров. Умножаем на 2 руб. 68 коп., получаем аккурат 8040 руб. за брошюру розничной ценой 100 руб. Ну да, брошюрка тоненькая. Допустим, книга – уже не брошюрка, а средней толщины том, – стоит 500 руб., тогда писатель заработает в пять раз больше: 40200 руб.

Однако и эти деньги автор рискует увидеть лишь в сладком сне, поскольку, как хорошо известно работникам издательского и книготоргового бизнеса, существует множество способов обмануть автора, находящегося в самом низу пищевой иерархии. Самый распространенный и самодостаточный – сделать левую допечатку или левый тираж, за который можно вообще не платить. Авторов у издательства много, и экономия на каждой сотни баксов выливается во внушительную сумму.

Теперь вы понимаете, почему меня трясет, когда я общаюсь с работниками издательств – милыми девочками-секретаршами, получающими за две рабочих недели столько, сколько я за написание книги страниц этак в двести-триста.

Постскриптум

Я в комментарии к какому-то посту имел неосторожность пожаловаться на жизнь, так сердобольные читатели засыпали меня поучениями, как рекламировать и продавать свои книжки. Огромная просьба избавить меня от советов, воспроизводящих следующую ситуацию:

Когда же окончится служба, Иван Иванович никак не утерпит, чтоб не обойти всех нищих. Он бы, может быть, и не хотел заняться таким скучным делом, если бы не побуждала его к тому природная доброта.
— Здорово, небого! — обыкновенно говорил он, отыскавши самую искалеченную бабу, в изодранном, сшитом из заплат платье. — Откуда ты, бедная?
— Я, паночку, из хутора пришла: третий день, как не пила, не ела, выгнали меня собственные дети.
— Бедная головушка, чего ж ты пришла сюда?
— А так, паночку, милостыни просить, не даст ли кто-нибудь хоть на хлеб.
— Гм! что ж, тебе разве хочется хлеба? — обыкновенно спрашивал Иван Иванович.
— Как не хотеть! голодна, как собака.
— Гм! — отвечал обыкновенно Иван Иванович. — Так тебе, может, и мяса хочется?
— Да все, что милость ваша даст, всем буду довольна.
— Гм! разве мясо лучше хлеба?
— Где уж голодному разбирать. Все, что пожалуете, все хорошо.
При этом старуха обыкновенно протягивала руку.
— Ну, ступай же с богом, — говорил Иван Иванович. — Чего ж ты стоишь? ведь я тебя не бью! — и, обратившись с такими расспросами к другому, к третьему, наконец возвращается домой или заходит выпить рюмку водки к соседу Ивану Никифоровичу, или к судье, или к городничему.

2. Какой способ оплаты писательского труда избавит автора от посредников?

У меня как профессионального писателя нет способа монетизировать тексты без существенных потерь. Приходится:

  • либо сдаваться на милость издательству, которое еще не факт, что опубликует книгу. Издателя необходимо еще уговорить, иначе этот джентльмен с большой дороги побрезгует обокрасть тебя на договорной скидке и допечатке левых тиражей – невыгодно ему, понимаешь.
  • либо, от полной безысходности, размещать тексты на бесплатных ресурсах.

Механизм борьбы с посредниками не создан, хотя предложения поступают во множестве. Некоторые из проектов хороши, но недостаточно – в любом случае они не реализованы, поэтому предлагаю свой, за тысяча первым номером, вариант.

Платная библиотека, однако со своеобразным способом оплаты, в чем ее главное отличие от существующих.

Правила таковы:

1. Каждый зарегистрированный пользователь может опубликовать текст (художественный или научный), на бесплатной основе.

2. Публиковать тексты разрешается только непосредственным авторам (правообладателям), под собственной фамилией или литературным псевдонимом. Тексты, находящиеся в общественном достоянии, к публикации запрещаются.

3. Читать чужие тексты дозволяется лишь зарегистрированным пользователям на платной основе. Тем самым воспользоваться библиотекой можно в двух случаях:
а) после внесения денег на счет,
б) если ты разместил текст, за который тебе что-то капает.

4. Плата повременная (скажем 60 руб. в час, причем не за нахождение на сайте, а за просмотр конкретной книги). Счет посекундный, в крайнем случае поминутный.
Бесплатно можно ознакомиться с:

  • библиотечным каталогом (само собой разумеется),
  • автобиографическими данными (профилем) автора,
  • авторской аннотацией к произведению (два-три абзаца, как правило в виде отрывка),
  • отзывами читателей.

5. Сайт взимает комиссию (допустим, 5%), остальное перечисляется автору. Договор составлен таким образом, что библиотека перечисляет средства от одного читателя к другому по поручению первого.

6. Авторам и читателям предоставляется отчет с расшифровкой, кто из пользователей какой текст просмотрел (желательно с постраничной детализацией) и сколько времени на это потратил.

7. Программное обеспечение не позволяет скопировать книгу с экрана, иначе затея теряет смысл.

В чем прелесть данной методы?

1. Писатели получают мощнейший стимул публиковать свои произведения в данной библиотеке, и нигде еще, ведь:

  • они зарабатывают деньги, причем немалые: 57 руб. (60 руб. за минусом 5 % комиссии библиотеки) за каждый час прочтения его произведения. Уверяю, это писательская мечта: за каждого такого читателя писатель будет биться, аки лев рыкающий;
  • при этом тексты защищены не только от копирования, но и от передачи книжки от одного пользователя к другому (явное преимущество в сравнении с бумажной технологией);
  • писатели избавляются от вечных хлопот по пристраиванию рукописей;
  • наконец, они избавляются от самих бумажных издательств, что является целью проекта. Условия электронной библиотеки для всех равные, модерация осуществляется лишь на предмет отсутствия законодательных нарушений.

2. Читатели не платят лишнее за книжку, которая не приглянулась, либо ту, в которой требовалось уточнить один-два абзаца.

Лично мне интересны выходящие в свет труды, однако не многие я готов дочитывать до конца: большинство откидываю после одной-двух страниц. С этой стороны оплата автору пропорционально времени, затраченному на чтение, представляется единственно справедливой: 60 руб. за час, рубль за минуту чтения – не слишком накладно для того, чтобы захлопнуть новомодный том на первой-второй страницах. Не покупать же его целиком, в самом деле?

3. Библиотека имеет законную комиссию в 5 % с оборота, кроме того сохраняет возможность традиционного заработка: посредством размещения рекламы.

4. Наконец, общекультурные плюсы. Рассмотренная схема оплаты писательского труда:

  • побуждает читателей к скорочтению, то есть заставляет совершенствоваться, что хорошо само по себе;
  • дает читателям возможность легально и без переплаты знакомиться с современной литературой,
  • служит развитию писательского ремесла «дальнего действия», а не сиюминутных поделок. Горячие новости останутся в дальней перспективе невостребованными, их продолжат публиковать бесплатно на других ресурсах, тогда как художественные произведения (хотя и соразмерные современному ритму жизни), а также учебная и научная литература найдет платного читателя. Освежить в памяти главу учебника либо понравившийся рассказ, заплатив за удовольствие порядка 20 руб., – можно себе позволить, по-моему;
  • устанавливает равные условия писательского труда,
  • раскрывает авторам данные о численности и составе читательского контингента, что также представляется благом;
  • наконец, позволяет реально покончить с бумажным книгоизданием. Заявляю как писатель со стажем: многие из литературных задумок не реализуются по той причине, что не будут опубликованы «бумажными» издательствами, следовательно за них не удастся получить денег в обозримом будущем. А если рукопись будет гарантированно размещена на платном сайте (причем крупном, на таком, на котором лучшие писатели свои произведения размещают) – другое дело: тут можно и обождать, пока читатель «распробует» произведение, и рекламой заняться. Напечатание рукописи в «бумажном» издательстве станет скорей глуповатой причудой, чем печальной необходимостью.

У кого еще необходимость общения с издателями вызывает головные боли? Для того, чтобы послать этих нахлебников в тундру, достаточно одной правильно организованной электронной библиотеки. Которая неплохо на этом заработает, как мне представляется.

Автор: mikejum

Источник


  1. Читатель:

    ты очень тугой человек)

  2. cvt[:

    сразу видно что не писатель дебил какой-то

  3. Писательница:

    Автор, вы неправильно посчитали. Исправьте, пожалуйста. В вашем случае, т.е. от 3 руб. 85 коп., на руки автору с учетом вычетов остается 3,45 руб.! В итоге налог составляет около 10%, а вы прям чуть не 30 забабахали))

    По поводу темы. Все, конечно, хорошо, ну а как быть с теми, кто любит держать в руках бумажную книгу? Я, например, электронные не уважаю, терпеть не могу читать с экрана. И, поверьте, у многих людей та же ситуация). Лучше бы правительство занялась издательствами-мошенниками и выпустило какой-нибудь вменяемый закон, указывающий минимально допустимый гонорар автору. А пока всем начхать, ворюги так и будут жить припеваючи, а талантливые люди голодать.

* - обязательные к заполнению поля


https://ajax.googleapis.com/ajax/libs/jquery/3.4.1/jquery.min.js