Медиа-пиратство в развивающихся экономиках

в 13:03, , рубрики: копирайт, пиратство, метки:

Медиа пиратство в развивающихся экономикахРазвёрнутый отчёт о пиратстве в России, Бразилии, Индии, ЮАР, Мексике и Боливии подготовил Совет по исследованиям в области общественных наук — авторитетная международная некоммерческая организация. Этот отчёт — итог трёхлетней работы тридцати пяти исследователей из разных стран. Он содержит более четырехсот страниц и доступен для свободного скачивания, в том числе и на русском языке. Этот чрезвычайно интересный документ упоминался на Хабре только вскользь, причём тогда русского перевода ещё не существовало. Для текста такого объема это очень существенный фактор.

Две основные «сюжетные линии», проходящие сквозь весь отчёт — это, с одной стороны, взрывной рост пиратства благодаря доступности и дешевизне цифровых технологий и интернета и, с другой стороны — изменение законов и преследование пиратов под давлением лобби копирайт-индустрии. Из отчёта следует, что попытки борьбы с пиратством путём запретов оказались практически безуспешными, и что проблема пиратства, в первую очередь, — это проблема доступности контента на легальных торговых площадках.

Основные выводы отчёта

Цены слишком высоки. Высокие цены, низкий уровень дохода и дешевизна цифровых технологий — основные двигатели пиратства. Относительно уровня дохода в России, ЮАР или Бразилии, CD, DVD или копия MS Office в этих странах стоят от пяти до десяти раз дороже, чем в США или Европе. Соответственно, легальные торговые площадки здесь находятся в едва живом состоянии.

Конкуренция — это хорошо. Чтобы цены на легальном рынке понизились, нужно присутствие сильных местных игроков. В развивающихся странах на рынке доминируют глобальные медиакорпорации, препятствуя появлению сильных конкурентов.

Антипиратская пропаганда провалилась. Во всех исследованных странах пиратство не считается чем-то зазорным и ежедневно практикуется значительной частью населения.

Изменить закон легко. Изменить привычки трудно. Правообладатели достигли больших успехов, лоббируя изменения в законодательство, криминализирующие пиратство. Однако им не удалось добиться выполнения этих законов. Правоохранительные системы развивающихся стран легко компенсируют строгость законов фактической необязательностью их исполнения.

Преступникам тоже не сладко. Исследования не выявили никакой систематической связи между пиратством и организованной преступностью или терроризмом. Так же как и «белые» торговцы интеллектуальной собственностью, преступники, пытающиеся заработать на контрафакте, не способны конкурировать с бесплатным скачиванием.

Принуждение не работает. Десять лет громкой борьбы с пиратством никак не повлияли на объем и доступность предложения пиратского контента.

Перевод этого замечательного документа выполнен преподавателями и студентами кафедры Экономики интеллектуальной собственности МФТИ (они также участвовали и в составлении отчёта), за что им всем огромное спасибо. Вот выдержки из предисловия редактора перевода, доктора экономических наук Анатолия Козырева:

… Мы сочли, что знакомство с этим материалом было бы очень полезно нашим политикам, правообладателям, сотрудникам силовых структур, судьям и просто гражданам, желающим иметь адекватное представление об экономике авторского права, свободе в интернете и медиа-пиратстве.

Мы сознательно употребляем термин «медиа», намного более широкий, чем СМИ, поскольку медиа — это ещё и игры, программное обеспечение, музыка и т.д. Точно так же термин «контент» не может быть заменён словом «содержание», здесь он обозначает всё, что в принципе поддаётся оцифровке.

… Следует также отметить, что в итоговый отчёт «Media Piracy in Emerging Economies» вошла лишь относительно небольшая часть собранного и проанализированного нами материала. Работа в проекте вместе с нашими зарубежными партнёрами расширила наше понимание предмета и показала, что дальнейшее исследование темы интересно, нужно и, что очень существенно, вполне нам по силам. Оно непременно будет продолжено.

Скачать отчёт в формате PDF можно здесь

Автор: ilya42

Поделиться

* - обязательные к заполнению поля