- PVSM.RU - https://www.pvsm.ru -

SpaceX провела испытания Formosat-5 Falcon 9, с планами очередной посадки на автономную платформу

SpaceX провела испытания Formosat-5 Falcon 9, с планами очередной посадки на автономную платформу - 1

Готовясь ко второму в этом году старту с Ванденберга, SpaceX провела статические огневые испытания ракеты Falcon 9. Она выведет на орбиту чрезвычайно лёгкий тайваньский спутник Formosat-5 в четверг, 24 августа, в 18:50 GMT со стартовой площадки SLC-4E на базе ВВС Ванденберг, Калифорния, с посадкой первой ступени на автономную морскую платформу [1] "Просто читайте инструкции".

Статические огневые испытания и перестроенное расписание запусков Западного Ракетного Полигона [2]

SpaceX провела предпоследний критический шаг для Falcon 9 перед её запуском через пять дней, в четверг.

SpaceX провела испытания Formosat-5 Falcon 9, с планами очередной посадки на автономную платформу - 2

"Статические огневые испытания" для Falcon 9 означают, что первая и вторая ступени проводят обратный отсчёт запуска [3], вместе с заправкой ракетным топливом — керосином и жидким кислородом, и обычно завершается запуском всех девяти двигателей Merlin-1D первой ступени на стартовом столе на время ~ 3.5 секунды.

В частности, эта первая ступень, Core 1038, была изготовлена в Хоторне, штат Калифорния, доставлена по дороге под охраной на восток, в МакГрегор, штат Техас, где она была установлена на испытательном стенде S1 и прошла серию проверок, в том числе запуск двигателей на время, равное полному времени её полёта.

Точное время подобных мероприятий никогда не известно заранее, однако аэрофотографии NASASpaceflight.com, доступные для просмотра после регистрации на форуме [4], подтверждают присутствие Core 1038 на стенде S1 20 июня 2017 года, где-то за месяц до запланированного запуска Formosat-5.

SpaceX провела испытания Formosat-5 Falcon 9, с планами очередной посадки на автономную платформу - 3

После успешных огневых испытаний в Техасе, Core 1038 была завёрнута в транспортную защиту и отправлена обратно на запад к базе ВВС Ванденберг, где она прошла заключительную предстартовую подготовку и интеграцию со второй ступенью, которая тоже прошла огневые испытания в МакГрегоре.

Так как SpaceX объявила об откладывании запуска Formosat-5 на месяц — назначая новую дату запуска на 24 августа, что было бы после планировавшегося запуска NROL-42 на ракете Atlas V от United Launch Alliance (ULA) [5], расписание запусков с Ванденберга начало изменяться.

Далее, во время подготовки к запуску спутника связи TDRS-M, НАСА столкнулось с проблемами, которые привели к смещению планов на 15 дней. И, хотя спутник успешно стартовал в пятницу (18 августа) утром с космодрома Канаверал, штат Флорида, весь график запусков ULA был вынужден сместиться вправо с учётом этой задержки.

Сдвиг запуска TDRS-M заставил сместить дату запуска NROL-42 почти на месяц — с 14 августа на 11 сентября.

Из-за этого Formosat-5 стал первым в очереди на запуск, после июльской паузы в работе Западного Ракетного Полигона (который сопровождает космодром Ванденберг) для его стандартного обслуживания и модернизации оборудования. Подобная пауза также произошла в июле на Восточном Ракетном Полигоне (который работает с космодромом им.Кеннеди).

Таким образом, SpaceX планировал провести статические огневые испытания Falcon 9 в субботу, 19 августа с окном времени от 12:00 до 16:00 PDT. Подтверждение того, что испытания состоялись сразу же при открытии тестового окна, послужило признаком отсутствия проблем при подготовке и обратном отсчёте.

После завершения статических огневых испытаний, был проведён быстрый обзор данных, чтобы проверить, что всё идёт по плану, и что стартовая команда может продолжать подготовку к запланированному в четверг запуску. SpaceX выпустила подтверждение в своём твиттере вскоре после выполнения проверки.

SpaceX провела испытания Formosat-5 Falcon 9, с планами очередной посадки на автономную платформу - 4

Далее последует более подробный разбор данных, завершаясь Проверкой Готовности к Старту за два дня до запуска. Во время этой проверки ещё раз обсудят все элементы стартовой кампании и статических огневых испытаний, чтобы официально разрешить старт Falcon 9.

Если все будет хорошо, SpaceX запустит Falcon 9 с Formosat-5 в четверг, 24 августа, со стартовым окном 18:50-19:34 GMT.

После Formosat-5, Западный Полигон переключится на запуск ULA спутника NROL-42 на ракете Atlas V 541 [6] (пятиметровый обтекатель полезной нагрузки, четыре твердотопливных ускорителя и верхняя ступень Centaur с одним двигателем) 11 сентября, прежде чем перестроиться обратно на SpaceX и запуск Iridium Next 21-30, намеченный на 30 сентября в 13:30 GMT.

После Iridium Next 21-30, оживлённый манифест запусков космодрома Ванденберг на оставшуюся часть 2017 года в настоящее время выглядит так:

Дата Ракета Полезная Нагрузка Стартовая площадка Время запуска
12 октября Delta II 7920 JPSS 1 SLC-2W 09:48 GMT
17 октября Minotaur-C Skysat SLC-576E 21:37 GMT
конец нобяря Falcon 9 Iridium Next 31-40 SLC-4E в планах
декабрь Falcon 9 Iridium Next 41-50 SLC-4E в планах
13 декабря Delta IV M+ (5,2) NROL-47 SLC-6 в планах

Formosat-5 – ВКМС или не ВКМС ?

Особенностью всех запусков с Ванденберга на сегодняшний день была невозможность выполнить посадку с ВКМС (Возврат К Месту Старта) первой ступени Falcon 9 из-за высокой массы полезной нагрузки (например: запуски Iridium Next), из-за чего остатков топлива в баках Falcon 9 было недостаточно для посадки, а также потому, что не были получены официальные разрешения и не завершены процедуры допуска от ВВС США ( USAF [7] ), Агентства по охране окружающей среды ( EPA [8] ), Федерального управления гражданской авиации ( FAA [9] ) и Департамента транспорта ( DOT [10] ).

SpaceX провела испытания Formosat-5 Falcon 9, с планами очередной посадки на автономную платформу - 5

Однако 7 октября 2016 года все вышеупомянутые учреждения завершили оценку различных воздействий на окружающую среду для строительства и использования посадочной площадки возле SLC-4W, чтобы позволить приземление ВКМС первых ступеней Falcon 9.

"После анализа и анализа имеющихся данных и информации о существующих условиях и потенциальных воздействиях, в том числе и EA-2016 [11], FAA определилась с выдачей лицензий SpaceX для проведения реактивного торможения и посадки ракеты Falcon 9 на площадку SLC-4W… не окажут существенного влияния на качество окружающей среды человека по смыслу Закона о национальной политике в области окружающей среды [12]".

Так говорится в отчёте Федерального управления гражданской авиации по коммерческому космическому транспорту Об Утверждении Экологической Оценки и Определении Какого-либо Значимого Воздействия от Торможения и Посадки Первой Ступени Falcon 9 на Площадке SLC-4W на Базе ВВС Ванденберг, Калифорния, и Варианты Непредвиденных Обстоятельств для Посадки в Открытом Море.

В этом же докладе также был получен вывод о несущественном воздействии на наземную и морскую жизнь при приземлениях с ВКМС на Ванденберг.

SpaceX провела испытания Formosat-5 Falcon 9, с планами очередной посадки на автономную платформу - 6

После официального утверждения отчёта в октябре 2016 года, SpaceX начал строительство посадочной площадки на SLC-4W — расположенной всего в 430 метрах (расстояние между центрами) от стартовой установки SLC-4E.

И сейчас, спустя чуть более 10 месяцев после разрешения на строительство посадочной площадки на SLC-4W и возможности выдавать лицензии на посадку с ВКМС для запусков SpaceX с западного побережья, здесь наконец-то находится первая миссия с достаточно лёгким полезным грузом для выполнения посадки с ВКМС.

Тайваньский спутник Formosat-5 весит всего 475 кг — оставляя более чем достаточный запас в баках Falcon 9 для выполнения требуемых (обратного, тормозного и посадочного) этапов работы двигателей чтобы безопасно вернуться к SLC-4W.

Однако лицензии на запуск и посадку, запрошенные от SpaceX и предоставленные FAA для Formosat-5, предусматривают приземление первой ступени на автономной морской платформе "Просто читайте инструкции", которое будет располагаться на расстоянии около 344 км от Ванденберга.

SpaceX провела испытания Formosat-5 Falcon 9, с планами очередной посадки на автономную платформу - 7

Возникает вопрос о том, почему будет происходить приземление на платформу вместо посадки на сушу, поскольку все экологические барьеры были устранены, а Falcon 9 имеет возможности для проведения посадки с ВКМС.

Один из возможных вариантов ответа заключается в том, что посадочная площадка и связанные с ней вспомогательные объекты для посадки первой ступени не были завершены к тому времени, когда SpaceX должна была подать заявку на получение лицензий на запуск и посадку миссии Formosat-5, т.е. к 28 июня 2017 года.

Очень возможно, что посадочная площадка и модернизация сооружений должны были быть завершены к тому времени, когда была запрошена лицензия на посадку, поскольку иначе FAA было бы затруднительно одобрить её без возможности обследовать эксплуатационный статус всего посадочного комплекса.

Вполне возможно, что посадочная площадка и связанные с ней объекты ещё не завершены даже сейчас.

Независимо от текущего состояния посадочной площадки SLC-4W, первая ступень Falcon 9 будет садиться на автономную морскую платформу, так что возможно это будет уже девятая первая ступень, сбережённая в этом году.

(Фотографии: твиттер SpaceX, Chris Gebhardt и Philip Sloss для NASASpaceflight.com, Google Maps и L2 McGregor через Gary Blair)

Август 19, 2017 (с) Chris Gebhardt

Автор: vassabi

Источник [13]


Сайт-источник PVSM.RU: https://www.pvsm.ru

Путь до страницы источника: https://www.pvsm.ru/kosmonavtika/262715

Ссылки в тексте:

[1] автономную морскую платформу: https://ru.wikipedia.org/wiki/Autonomous_spaceport_drone_ship

[2] Западного Ракетного Полигона: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D0%B0%D0%B7%D0%B0_%D0%92%D0%B0%D0%BD%D0%B4%D0%B5%D0%BD%D0%B1%D0%B5%D1%80%D0%B3

[3] обратный отсчёт запуска: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9E%D0%B1%D1%80%D0%B0%D1%82%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D0%BE%D1%82%D1%81%D1%87%D1%91%D1%82#.D0.9A.D0.BE.D1.81.D0.BC.D0.BE.D0.BD.D0.B0.D0.B2.D1.82.D0.B8.D0.BA.D0.B0

[4] доступные для просмотра после регистрации на форуме: https://forum.nasaspaceflight.com/index.php?topic=34957.msg1692230#msg1692230

[5] United Launch Alliance (ULA): https://ru.wikipedia.org/wiki/United_Launch_Alliance

[6] Atlas V 541: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D1%82%D0%BB%D0%B0%D1%81-5#.D0.92.D0.B0.D1.80.D0.B8.D0.B0.D0.BD.D1.82.D1.8B_.D0.B8_.D0.B8.D1.85_.D0.BE.D0.B1.D0.BE.D0.B7.D0.BD.D0.B0.D1.87.D0.B5.D0.BD.D0.B8.D1.8F

[7] USAF: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%92%D0%BE%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D0%BE-%D0%B2%D0%BE%D0%B7%D0%B4%D1%83%D1%88%D0%BD%D1%8B%D0%B5_%D1%81%D0%B8%D0%BB%D1%8B_%D0%A1%D0%A8%D0%90

[8] EPA: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D0%B3%D0%B5%D0%BD%D1%82%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE_%D0%BF%D0%BE_%D0%BE%D1%85%D1%80%D0%B0%D0%BD%D0%B5_%D0%BE%D0%BA%D1%80%D1%83%D0%B6%D0%B0%D1%8E%D1%89%D0%B5%D0%B9_%D1%81%D1%80%D0%B5%D0%B4%D1%8B_%D0%A1%D0%A8%D0%90

[9] FAA: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D0%B5%D0%B4%D0%B5%D1%80%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE%D0%B5_%D1%83%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5_%D0%B3%D1%80%D0%B0%D0%B6%D0%B4%D0%B0%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B9_%D0%B0%D0%B2%D0%B8%D0%B0%D1%86%D0%B8%D0%B8_%D0%A1%D0%A8%D0%90

[10] DOT: https://en.wikipedia.org/wiki/Department_of_transportation

[11] EA-2016: https://en.wikipedia.org/wiki/Environmental_impact_assessment#United_States

[12] Закона о национальной политике в области окружающей среды: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%97%D0%B0%D0%BA%D0%BE%D0%BD_%D0%BE_%D0%BD%D0%B0%D1%86%D0%B8%D0%BE%D0%BD%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE%D0%B9_%D0%BF%D0%BE%D0%BB%D0%B8%D1%82%D0%B8%D0%BA%D0%B5_%D0%B2_%D0%BE%D0%B1%D0%BB%D0%B0%D1%81%D1%82%D0%B8_%D0%BE%D0%BA%D1%80%D1%83%D0%B6%D0%B0%D1%8E%D1%89%D0%B5%D0%B9_%D1%81%D1%80%D0%B5%D0%B4%D1%8B

[13] Источник: https://geektimes.ru/post/292315/