Первые краудинвестинговые проекты в России: про автопортал Пикуленко и Асланяна

в 4:35, , рубрики: автомобили, Блог компании «Smartmarket.net», краудинвестинг, краудсорсинг, краудфандинг, метки: , , ,

Первые краудинвестинговые проекты в России: про автопортал Пикуленко и Асланяна

Привет!
В прошлом топике про краудинвестинг и нашу экосистему для него было море вопросов про возможности инвестирования в России. Вы просили меня показать конкретные кейсы, на базе которых можно уже разбираться, стоит оно того или нет. Сегодня — необычный наполовину краудсорсинговый проект с краудинвестинговой моделью инвестиций.

Как отметили в соседнем топике про необходимость создания краудинвестинговых систем, лучшая площадка для оценки IT-проектов — непосредственно Хабр. Поэтому на ваш суд отдаётся автопортал с участием двух самых популярных автомобильных экспертов России: А. Пикуленко и С. Асланяна.

Этих людей знает, кажется, каждый автомобилист в России. Особой популярностью и авторитетом они пользуются не только среди автовладельцев, но и в среде автопроизводителей, представительств и автодилеров. Давайте посмотрим на проект — и вы скажете, может ли он стать успешным в России.

Руководство проекта — Алексей Буряк, имеющий большой опыт управления медийными проектами и Сергей Асланян, один из ведущих автомобильных журналистов России. Идею проекта они вдвоём разрабатывают уже 2 года. А. Буряк в IT-среде малоизвестен: сетевые проекты у него были лишь дополнением основного дела: во время журналистской работы, предвыборных кампаний, девелоперских проектов и т.д.

Алексей много раз слушал радиопередачи Сергея Асланяна, а потом однажды стал искать текстовый архив, и очень удивился, когда узнал, что его нет в сети. Сразу после этого они решили сделать персональный сайт журналисту, но после оценки всех возможностей идея трансформировалась в автомобильный портал. Потому что даже вдвоем Асланян и Пикуленко не смогут насытить информацией достаточное для монетизации количество пользователей. Тут и появилась масса прикладных функций и альтернативных источников контента дополняющих внеконкурентный авторский.

Разумеется, на первом этапе нужна была чёткая оценка, а не мнение друзей и коллег.

Чтобы проверить популярность первых экспертов проекта в сети, понадобилось просто посмотреть в Вордстат Яндекса и сравнить с индексом популярности будущих конкурентов:

Асланян  — 12.246 запросов в месяц (считать надо на 20-30% меньше из-за однофамильцев)
Сергей Асланян	—  5.815 запросов в месяц.
Виктор Травин	—  3.596
Константин Сорокин (Авторевю)	—  993
Михаил Петровский (drive.ru) —  865
Александр Пикуленко — 748
Леонид Голованов —  513
Игорь Моржаретто — 265
Михаил Подорожанский (Авторевю) —  136
Антон Чуйкин (За Рулем)	 — 53

Таким образом, даже если проект не будет продвигаться, около 15-20 тысяч пользователей в месяц будут находить его только из-за необходимости обратиться к архиву экспертов.

Затем была проведена аналитика лучших сайтов по автомобильной теме в России: детали есть в карточке проекта на Smartmarket.net вот здесь. Если совсем коротко — рынок огромный, но при этом нигде нет площадки с гарантированными ответами. Про автомобили у нас любят говорить все, но места, где профессионалы железно отвечают за свои слова и гарантируют результат — нет. Дело в том, что очень часто у нас на рынке когда журналист что-то говорит, возникает ощущение, что он отстаивает не только свою точку зрения, но и интересы какого-то бренда. Поэтому самая главная черта нового проекта — непредвзятость. Эксперты должны отвечать за каждое слово.

Разумеется, дальше были нужны field-тесты. Алексей и Сергей протестировали темпы привлечения пользователей на базе персональной странички в FB, на канале Youtube, Вконтакте. «Песочница» первоначального сайта С. Асланяна собрала тысячу подписчиков за один месяц. Таким образом были получены числа, с которыми можно было идти к инвестору на Smartmarket, тем более что сумма требовалась далеко не космическая – всего 2.491.000 рублей рублей на посевном этапе (на Smartmarket объем seed-инвестиций ограничен суммой в 3 млн. рублей).

Алексей:

Взвесив все за и против мы поняли, что каудфайндинг для нас – оптимальный путь. Все включая наших консультантов, нашли условия наиболее приемлемыми. В наших планах еще два раунда привлечения инвестиций последним из которых планируется получение и запуск фараншизы всемирно известного автомобильного издания.

Минимальная сумма пакета – 30 тыс. рублей. Мы собираем 2,5 млн. рублей – будет не больше 84 инвесторов. Это не очень крупная и очень полезная диверсификация инвесторов.

Проверка проекта прошла отлично, без замечаний и существенных дополнений. После первой встречи проект доуточнял формы монетизации. При этом одним из вопросов от нашей площадки было наличие фактических договорённостей с контрагентами. amsrus.ru уже имеет несколько устных соглашений с крупными оффлайновыми проектами сферы (благо все участники проекта — «свои»), и на бумаге это будет в ближайшее время. Один из стартапов с которым AMSRUS объединяет усилия привлек на нулевом раунде 1,5 млн. долларов. Данные о договорённостях появятся в карточке проекта по факту заключения договоров.

Первые краудинвестинговые проекты в России: про автопортал Пикуленко и Асланяна
Макет будущего портала

Ниже – небольшое интервью с Алексеем по поводу работы проекта:

Какова первая цель проекта?

В первую очередь сделаем популярную радио рубрику С. Асланяна «Муки выбора» общедоступной в интернете. С архивом за последние 3-4 года. Пусть даже будет видна динамика изменения оценки конкретного автомобиля автоэкспертом. К примеру, в 2007 он считал эту модель средней, а в 2009 уже хорошей. Такое может встретится в архиве Сергея Степановича.

Как пользователи будут участвовать в жизни портала?

Лучшие (по рейтингу) 20 пользователей раз в квартал будут объявляться «народными экспертами», и за это они получат право публиковать материалы, участвовать в качестве официального представителя в различных мероприятиях от имени портала (тест драйвах, конференциях, выставках, презентациях), а в определенных случаях и выступать от имени сайта. Они будут формировать большую часть контента: заметки, обзоры, новости на региональную авто тематику. Процентная доля «народного» контента будет зависеть от качества материалов «народных экспертов». На них же ложится обязанность отвечать на вопросы простых пользователей, хотя в большей степени этим будут заниматься претенденты в топ-20, потому что это их основной шанс стать «народным экспертом».

Какие роли пользователей есть в проекте?

• Пользователи
• Народные эксперты
• Наблюдательный совет (своеобразный «Пантеон» – общепризнанные в масштабах страны автомобильные эксперты. На старте это Асланян и Пикуленко).
• Дилеры – представители торговых компаний, официально представляющих свои интересы на портале.
• Администраторы – штатные сотрудники.
Типы аккаунтов не будут совмещаться.

Как будут выгружаться данные о ценах?

Цены для дайджеста торговых площадок будем по несколько раз в день брать с открытых популярных торговых площадок, что не составит существенных трудозатрат. В случае если пользователь захотел увидеть конкретные предложения и контакты продавца – он перейдет на страницу донора (торговой площадки) тем самым, мы заинтересуем в сотрудничестве с нами.

Что в планах?

• Сотрудничество с зарубежными изданиями;
• Собственная аналитическая и исследовательская работа;
• формирование уникальных информационных поводов (примером может служить разбирательство с тормозной системой VW Tiguan). «Цитировать должны нас, а не мы».
• Собственный YouTube-канал, на котором будем размещать все наши достойные внимания видео-мероприятия: тесты, рейды, встречи с пользователями, видео презентации новых марок автомобилей и еще целый ряд эффективных маркетинговых видео новшеств.

Какова главная задача сайта?

Главная задача сайта: он помогает пользователям с выбором автомобиля. Причем, не только выдавая цифры, но и отзывы наблюдателей и экспертов, которые статистически выделят преимущества и недостатки конкретного автомобиля. Последний тренд маркетинга: «снять ответственность с клиента», поэтому советы гуру во все более затрудняющемся выборе становятся популярнее.

Есть какие-то сложности с опубликованием «Мук выбора» в сети?

Да. Это большая проблема – до сих пор прорабатываем версии совмещения математических и прозаических, экспертных оценок. Ищем наиболее удобный и лаконичный алгоритм сравнения. Но эта задача решаема – будем модернизировать до тех пор пока не найдем вариант устраивающий большинство пользователей.

Будут ли текстовые версии (расшифровки аудиопередач)?

Обязательно! Это первое что появится на сайте и будет ежедневно обновляться.

Откуда придут первые народные эксперты?

Уже есть кандидаты, отобранные среди подписчиков странички С. Асланяна в Facebook.

Вам не кажется, что ваша модель немного похожа на Автокадабру? Что вообще можете сказать об этом ресурсе?

Ресурс отличный! С четко определенными целями. Хотя можно подтянуть маркетинг и улучшить продаваемость. Но наша идея не похожа на Автокадабру. Мы разные. У нас другой возрастной сегмент целевой аудитории – чуть старше. По наполнению мы отличаемся: больше аналитических, информационных материалов, новостей. Сравнение автомобилей и так далее. Единственное в чем мы совпадаем это – коммюнити автовладельцев.

У такого рода сообществ есть общая проблема: когда пользователи чувствуют власть, они начинают резко критиковать почти все без исключения бренды. Вы же планируете создать экосистему, где бренды будут чуть ли не друзьями пользователей. Как этого получится добиться?

Мы не планируем навязать пользователям дружбу с брендами против воли. Мы создаем меритократическую систему: власть пользователя, а уже он решит – с кем дружить. При достижении определенного количества пользователей появятся и защитники брендов. Не буду лукавить – мы допускаем появление и «купленных пользователей». Но только не среди экспертов. Это мы будем проверять.

Как будет поддерживаться объективность информации? Например, может ли войти в команду экспертов представитель автоконцерна?

Действующий представитель не может. На условно «третьем» этапе развития у представителей автоконцернов будет другой тип аккаунта.

На какого рода рекламе вы планируете зарабатывать?

Баннерная и тизерная реклама. В течение первых двух лет. Мы планируем превзойти конкурентов в новых форматах рекламы. Конечно, это не получится с самого старта проекта. По завершению первого года мы реализуем систему показа целевой рекламы, Пользователь будет видеть рекламу именно тех автомобилей, которые он ищет на портале. Тизерная реклама будет направлена на автосалоны – рекламные бюджеты которых, в последнее время существенно ограничены. Помимо новых моделей мы постараемся раскачать и рекламный рынок услуг, который практически не рекламировался – trade in.

Станет ли эта площадка основной для автолюбителя, или же он будет обходить сразу несколько? Как, по-вашему, это происходит сейчас?

Сейчас пользователь обходит несколько площадок – цены в одном месте, аналитика и сравнение в других местах. Претензии на объединение есть, но где то проваливается маркетинг, где то не достигнута оптимальная форма взаимодействия с пользователями, где то нет достойного контента. Наша цель: выйти на уровень смартсети – онлайн коммюнити автовладельцев с массой прикладных функций. Соответственно при успешной реализации плана интеграции с автомобильными оффлайн проектами мы получим:
• Не только онлайн точку концентрации автомобильных пользователей, но и постоянный источник привлечения, и удержания пользователей;
• Увеличение объема и качества контента;
• Резкое расширение спектра услуг для постоянного пользователя;
• Дополнительные факторы мотивации пользователей.

Резюме

Целевая сумма проекта amsrus.ru– 2.491.000 рублей. В первые часы после начала сбора средств уже собрано 270.000 рублей (причём официальный запуск краудинвестинговой площадки ещё не состоялся). Финансовый план, CV Алексея, анализ рынка и другие детали по проекту доступны на его странице на Смартмаркете. Там же можно следить за судьбой проекта.

Собственно, вопрос к вам: как вы считаете, достигнет ли успеха такой проект? Стали бы вы в него краудинвестировать? Интересно было бы покопаться в его финансовой документации и узнать больше о том, как развивать такие сообщества изнутри?

Автор: WebPilot

Источник

Поделиться