- PVSM.RU - https://www.pvsm.ru -
В июле 2015 года к «Квест-Хаусу» присоединился первый франчайзи из Калининграда. По нашим расчётам, квест должен был открыться через 3 месяца, а ещё через 3 месяца мы планировали запустить вторую локацию. Ха-ха. На деле все оказалось иначе — первую локацию открыли только через полгода, а вторую — через год.
По условиям франшизы партнёр платит нам 10% от выручки квеста, поэтому каждый неоткрывшийся франчайзи — это ежемесячная потеря денег.
Забегая вперёд, скажу, что даже год на открытие — это не антирекорд. У нас есть несколько партнёров, которые купили франшизу, пропали и уже полгода (это не шутка!) не берут телефон и не отвечают на письма. На случай, если они сейчас читают этот пост — пожалуйста, созвонитесь с Екатериной из отдела развития.
И всё-таки, спустя полтора года после старта франшизы, нам удалось сократить время открытия партнёров и сделать этот процесс управляемым. Но прежде чем раскрыть все секреты, хочу рассказать о том, как мы строили квесты раньше и почему так делать не стоит.
Если вы задумаетесь над тем, из чего состоит квест в реальности, то первое, что придёт вам в голову — это сценарий. Он включает в себя три элемента: легенду локации, сюжет и набор загадок.
Легенда | Сюжет | Загадки |
---|---|---|
Краткое описание истории, которое вводит игроков в суть происходящего | Последовательность событий, которые будут развиваться в процессе прохождение квеста | Набор головоломок, которые предстоит разгадать, чтобы выбраться из комнаты |
Есть два стула подхода к выбору сценария: взять старый, уже реализованный в каком-нибудь городе или написать с нуля новый. У каждого подхода есть свои плюсы и минусы.
В середине 2015 года, когда к нам начали присоединяться первые партнёры, мы писали уникальный сценарий для каждого, думали, что это очень круто и безумно гордились. Конечно, для этого были и объективные причины.
У нас не было базы готовых сценариев. На тот момент в Новосибирске работало всего 2 наших собственных локации — «Во все тяжкие» и «Охотники за привидениями». Это хорошие квесты, но мы не могли быть уверены, что они станут популярны в других городах. Рисковать деньгами франчайзи не хотелось.
Мы открывали филиалы в «продвинутых» городах. Большая часть заявок на франшизу приходила из городов, где уже было работали несколько квестов крупных федеральных сетей с большими бюджетами. Из-за этого порог входа получался высоким — в таком городе бессмысленно открывать низкобюджетную локацию с кучей бумажных подсказок и парой кодовых замков.
В квестах хорошо работает сарафанное радио, поэтому отзывы очень сильно влияют на заполняемость. В некоторых городах до 40% броней — по рекомендации. В таких условиях пара плохих отзывов от опытных команд могли «потопить» локацию. Требовалось придумывать что-то новое и необычное.
Чтобы охватить широкую аудиторию и не ограничивать себя, мы брали известные фильмы и сериалы. Так получились локации «Пропавшее пророчество», «Во все тяжкие» и «Охотники». В популярных вселенных всегда есть где развернуться сценаристам. Хотя, конечно, это большая ответственность — важно ничего не исказить и не переврать. Издательству «Махаон», например, читатели до сих пор не простили новый перевод Гарри Поттера [1].
Дополнительная сложность с реализацией сценариев на основе эпичных фильмов — большой бюджет. Были ситуации, когда приходил партнёр с 400 000 ₽, который хотел построить локацию по «Властелину колец». В таком случае мы объясняли, что на эти деньги получится только «Властелин кодовых замков» и старались договориться стартовать с чего-то менее масштабного.
Перед тем как окончательно определиться со сценарием, важно предварительно выбрать жанр квеста. Обычно, мы проводим небольшой анализ города франчайзи, прежде чем давать рекомендации и настаивать на конкретном решении. По результатам такого анализа складывается представление о ситуации в городе.
Например, на прошлой неделе мы заключили договор с франчайзи из Череповца. Первой его идеей было открыть хоррор. «Окей!» — говорим мы, — «Давайте посмотрим, какие квесты у вас в городе уже есть?».
Проводим экспресс-исследование, смотрим информацию на агрегаторах, изучаем группы во Вконтакте. Результат:
Жанр | Количество локаций |
---|---|
Хорроры | 10 |
Детективный квест | 1 |
Приключенческие квесты | 3 |
Детский квест | 1 |
Юмористические квесты | Ни одного |
Ещё раз смотрим на таблицу и сразу понятно, какой квест открывать не стоит, потому что он станет «ещё одним из».
При этом у подхода с написанием уникального сценария для каждого партнёра были очевидные минусы.
Затяжные согласования. Люди, которые хотят построить локацию, как правило, уже были в других квестах, загорелись идеей и даже частично продумали, какой сценарий хотят видеть. В процессе обсуждения бывает жарко, вот рейтинг самых дискуссионных тем:
Долгое и дорогое строительство. Главная сложность с новыми сценариями — не всегда ясно, сколько денег и времени уйдёт на ремонт. При этом обычно, ещё нет четко налаженной работы внутри команды строителей и техников, нет проверенных контактов бутафоров в городе.
Бывали случаи, когда строители на месте пропадали и срывали сроки. Один раз несколько партнёров, которые открывали квест совместно, на этапе ремонта разругались между собой и завершили проект.
Казань — грустный пример того, как может затянуться строительство классного квеста. К сожалению, наши коллеги до сих пор не достроили локацию по мотивам игры Neverhood:
Дополнительные расходы. Для полноценного запуска квеста, помимо сценария и готового помещения нужны:
Итого — 79 500 ₽, чтобы по минимуму укомплектовать квест к запуску.
В своё время мы обратили внимание на то, что многие наши коллеги из других сетей выбрали другой путь — они открывали одни и те же квесты во всех городах. Да, не все их локации жили долго или хотя бы окупились, но за то время, пока мы открывали 5 филиалов, они успевали открыть 15. Стало очевидно, что подход с использованием готовых сценариев жизнеспособен. Главное, чтобы набор таких сценариев включал в себя все возможные варианты открытия: в маленьких городах (Арзамас, Улан-Удэ), в миллионниках (Москва, Санкт-Петербург) и в туристических центрах (Сочи, Севастополь).
К тому моменту у нас уже сформировалась собственная база из 32 сценариев. Мы могли выбирать и рекомендовать в город проверенный сценарий в подходящем жанре. Было глупо не масштабировать имеющиеся ресурсы.
Первым «коробочным» квестом стали «Во все тяжкие». Это квест-приключение по мотивам одноимённого сериала, который отлично показал себя в Новосибирске. Мы выбрали его по нескольким причинам:
Последний пункт очень важен, потому что зачастую франчайзи застревают на этапе подбора инженера-электронщика на месте. Хороший электронщик похож на девушку из Вконтакте — его трудно найти и легко потерять.
Мы собрали информацию уже готовым успешным сценариям и параллельно начали работу над масштабированием других. Получили такие Гугл-папки:
Здесь собрана вся информация по локации, которая может пригодиться, вплоть до списка покупок в Икее и Леруа Мерлене.
Переходим к самому интересному!
Я только что перепроверил время открытия по уникальным сценариям в нашей сети. С момента подписания договора и до первой оплаченной среднее время — 190 дней, медианное — 173 дня.
Сравним со статистикой коробочных квестов:
Арзамас, «Во все тяжкие» — 100 дней,
Улан-Удэ, «Фредди» — 138 дней,
Кемерово, «Пропавшее пророчество» — 115 дней.
Может показаться, что разница в один-два месяца несущественна, но это не так. От этого дополнительного месяца выигрывают все.
Сокращается срок окупаемости вложений франчайзи, они быстрее выходят на операционную прибыль и открывают новые локации. Мы, как управляющая компания, больше зарабатываем на роялти.
Недавний опыт строительства квеста «под ключ» в Словакии [2] показал, что нам все ещё есть над чем работать — время открытия можно сократить до 45 дней. Для этого мы хотим расширить цех производства электроники и организовать выездные строительные бригады, которые смогут помогать франчайзи на месте.
P.S. Вчера мы провели и записали вебинар, на котором обсудили с потенциальным франчайзи, как будем меняться классический формат квест-комнат в 2017 году [3]. Если вам интересна жизнь квестов «с изнанки» — приглашаю посмотреть.
Автор: Квест-Хаус
Источник [4]
Сайт-источник PVSM.RU: https://www.pvsm.ru
Путь до страницы источника: https://www.pvsm.ru/kvest/239874
Ссылки в тексте:
[1] не простили новый перевод Гарри Поттера: http://pikabu.ru/story/garri_potter_uzhe_ne_tot_ili_istoriya_o_tom_kak_izdatelstvo_quotmakhaonquot_oblazhalos_3855050
[2] опыт строительства квеста «под ключ» в Словакии: https://habrahabr.ru/company/rindo/blog/320294/
[3] как будем меняться классический формат квест-комнат в 2017 году: https://www.youtube.com/watch?v=oicjxKJowqk&feature=youtu.be
[4] Источник: https://habrahabr.ru/post/321026/?utm_source=habrahabr&utm_medium=rss&utm_campaign=best
Нажмите здесь для печати.