Стартап умер, да здравствует стартап

в 11:03, , рубрики: lean startup, бизнес-модели, Блог компании Свезёт, краудсорсинг, Развитие стартапа

Здравствуйте!

Спойлер: не совсем умер, но цитата уж больно подходящая.

Этот пост подведение итогов и планы на будущее. Краткая предыстория: пользуясь современной терминологией, «Свезёт» задумывался как match making'овый (тогда назывался «краудсорсинговый») проект, позволяющий удаленно купить и привезти нужный Вам товар. Акцент был именно на купить и привезти потому, что доставка любых вещей хоть и более жизненная, но потенциально более опасная для перевозчиков. А в случае с покупкой (если она совершается не «в лавке на заднем дворе улицы XXX по паролю YYY») опасностей гораздо меньше.

Время показало, что спрос на покупку и доставку есть, а вот на доставку гораздо меньше (близкий к 0). Ну и если было понятно, куда делать pivot: в витрину импортных товаров, как сделали тогдашние конкуренты gransjoy и новый стартап grabr.io (вроде как привлекли $4M) то понимания как убедить перевозчиков участвовать на тот момент не было. страна переживала «тучные годы», и небольшие суммы не привлекали их, а бОльшие делали покупку не выгодной.
О сути заголовка я напишу по катом.

А дальше случилось многое:

  • Падение курса рубля. Что резко сократило число поездок.
  • Закончились деньги. Что сократило свободное время на проект.
  • Родился сын. Что еще сильнее сократило свободное время на проект )

В эти смутные годы, я не оставлял идеи вернуться к проекту. И как следствие занимался близкими делами: трансграничной торговлей с Казахстаном и восстанавливал навыки программирования, которые подутратил уйдя в менеджмент.

И как принято, решил начать новую жизнь с нового года. Оставил Казахстан, и вернулся к стартапам.

Итак, нужно было что-то решать с перевозчиками. И если падение доходов сделало более привлекательным такое вознаграждение, то вопрос безопасности и доверия по-прежнему оставался не решенным. Единственное решение, которое пришло мне на ум: создание собственного комьюнити (о доверии внутри сложившихся групп я писал ранее).

В общем, мы решили совершить pivot, но не традиционный: объединиться и создать новый стартап для путешественников Ullsee, и в случае успеха возродить «Свезёт» уже на комьюнити «Ullsee».

Почему так? Чтобы учесть ошибки «Свеёзт»:

  1. Кодер проекта должен быть в команде. Миллион доделок, проверок гипотез + наемный кодер быстро покончат с Вашими нервами и кошельком.
  2. Команда проекта из 1 человека редко жизнеспособна. Невозможно и кодить и продвигать идею и продавать проект инвесторам. Неудачи быстро выматывают.
  3. Решено было стартапить по-научному: lean startup — золотой стандарт стартапов на данный момент (тут у нас было определенное сомнение, о котором ниже).

О сомнениях относительно lean startup'а:

  1. Им пользуется ФРИИ. Изучив их статистику получилось следующее: из первых 2х наборов выжили 17 из 62х, а из последних 2х выжили 26 из 53. Встал вопрос: «как это интерпретировать?». Может lean startup не работает? Однако, решили, что это не противоречит его идее: «быстро понять востребована идея или нужно переставать тратить на него время и деньги». Что рождает следующий вопрос.
  2. Оба проекта не на 100% про деньги, а все-таки идеологические:
    • Мы любим путешествовать и первооткрывательство!
    • Хочется делиться полученным опытом.

    И если окажется, что он не сильно востребован? Закрывать его? А как же идея?

В общем решили сделать гибрид, взять лучшее от lean: MVP, customer development & unit экономику, а в случае неудачи оставить проекты живыми как хобби.

О чем новый проект?

На дворе 21 век, а вся информация в виде веток на форуме или статей travel блоггеров (а статья еще окажется датированной 2010 годом, ты ты сомневаешься в актуальности) или вопросы в групповые чаты комьюнити той местности, куда ты прибыл (хорошо, если комьюнити есть и ты знаешь о чатах).

Банальная ситуация: в 2010 году я зимовал в Паттае с другом. Возник вопрос где подстричься. Результат:

  • Я у знакомых узнал про парикмахерскую филиппинцев, где вокруг меня ходили задумчиво с пол-часа, изредка делая взмах ножницами. Пришлось форсировать события, указав на машинку, чем я похоже, обидел мастера. Цена вопроса: 200р
  • Друг послушал мой рассказ и решил пойти своим путем. Чтобы избежать проблемы перевода терминов «полубокс» на местные языки, он нашел русско-говорящую стриптизершу, которая днем подрабатывала парикмахером за 400р! (казалось бы хороший рэйт, но видимо не стабильный канал).

А потом я нашел «улицу парикмахеров» (очень часто в городах они кучкуются по гильдиям). Итого: 60р!

Или как я ездил за визой в Лаос. 14 часов сидя в автобусе! Я проклял все и всех! А оказалось туда ходит поезд.

Или overpriced такси из аэропортов. А на Бали я брал в аренду байк у местного, который готов подать его прямо в аэропорт и там же у тебя его забрать. Его визиткой потом пользовались мои друзья.

Бытовых ситуаций, за эти годы было очень много. А есть еще вопросы: как добраться, чего опасаться.

В общем, миссия Ullsee сделать местность понятной за 20 минут. Только конкретные советы и инструкции.

Для себя я его описываю как «stackoverflow для путешественников» (раздел с вопросами появится в ближайшее время).

Автор: trueshura

Источник


* - обязательные к заполнению поля


https://ajax.googleapis.com/ajax/libs/jquery/3.4.1/jquery.min.js