- PVSM.RU - https://www.pvsm.ru -
Давайте начистоту, мало кто использует отладчик GDB на Linux в консольном варианте. Но что, если добавить в него красивый интерфейс? Под катом вы найдёте пошаговую инструкцию отладки кода С/С++ на Linux в Visual Studio Code.
Передаю слово автору.
Относительно недавно я переехал на Linux. Разрабатывать на Windows, конечно, удобнее и приятнее, но и здесь я нашел эффективный способ легко и быстро отлаживать код на С/С++, не прибегая к таким методам как «printf-стайл отладки» и так далее.
Итак приступим. Писать в sublime
(или gedit/kate/emacs
), а запускать в терминале — так себе решение, ошибку при работе с динамическим распределением памяти вряд ли найдёшь с первого раза. А если проект трудоёмкий? У меня есть более удобное решение. Да и ещё поддержка Git в редакторе, одни плюсы.
Сегодня мы поговорим про Visual Studio Code [1].
Ubuntu/Debian
sudo dpkg -i (имя пакета).deb
sudo apt-get install -f
OpenSUSE/SLE Based distrs
sudo rpm --import https://packages.microsoft.com/keys/microsoft.asc
sudo sh -c 'echo -e "[code]nname=Visual Studio Codenbaseurl=https://packages.microsoft.com/yumrepos/VScodenenabled=1ntype=rpm-mdngpgcheck=1ngpgkey=https://packages.microsoft.com/keys/microsoft.asc" > /etc/zypp/repos.d/VScode.repo'
sudo zypper refresh
sudo zypper install code
Чтобы VS Code полностью сопровождал нас при работе с файлами С/С++, нужно установить расширение «cpptools». Также полезным будет поставить один из наборов сниппетов.
Настоятельно рекомендую включить автосохранение редактируемых файлов, это поможет нам в дальнейшем.
Идём дальше. Открываем любую папку (новую или нет, неважно).
У меня в этой папке уже есть пара файлов для работы с C/C++. Вы можете скопировать одну из своих наработок сюда или создать новый файл.
Осталось всего ничего. Настроить компиляцию в одну клавишу и научиться отлаживать без printf
.
Шаг 1. Открываем файл .c/.cpp, который (обязательно) лежит в вашей папке.
Шаг 2. Нажимаем Ctrl+Shift+B. VS Code вам мягко намекнет, что он не знает как собирать ваш проект.
Шаг 3. Поэтому дальше настраиваем задачу сборки: выбираем «Настроить задачу сборки» -> «Others».
Шаг 4. Прописываем конфигурацию в соответствии с образцом. По сути мы пишем скрипт для консоли, так что всем кто имел дело с ней будет понятно дальнейшее. Прошу заметить, что для сборки исходников в системе должен стоять сам компилятор (gcc или другой, отличаться будет только значение поля command
). Поэтому для компиляции .cpp, понадобится в поле command
указать g++
или c++
, а для .c gcc
.
Шаг 5. В args
прописываем аргументы, которые будут переданы на вход вашему компилятору. Напоминаю, что порядок должен быть примерно таким: -g, <имя файла>
.
Внимание: Если в вашей программе используется несколько файлов с исходным кодом, то укажите их в разных аргументах через запятую. Также обязательным является ключ -g
(а лучше даже -g3
). Иначе вы не сможете отладить программу.
Если в проекте для сборки вы используете makefile
, то в поле command
введите make
, а в качестве аргумента передайте директиву для сборки.
Шаг 6. Далее возвращаемся обратно к нашему исходнику. И нажимаем F5 и выбираем C++.
Шаг 7. Осталось только написать путь к файлу программы. По умолчанию это ${workspaceRoot}/a.out
, но я в своем файле сборки указал флаг -o
и переименовал файл скомпилированной программы, поэтому у меня путь до программы: ${workspaceRoot}/main
.
Шаг 8. Всё, больше нам не нужно ничего для начала использования всех благ VS Code. Переходим к основному проекту.
Для начала скомпилируем программу (нет, нет, убери терминал, теперь это делается по нажатию Ctrl+Shift+B).
Как вы видите в проводнике появился main
, значит все в порядке и сборка прошла без ошибок. У меня не слишком большая программа, но выполняется она моментально. Одним словом, провал чистой воды, потому что отладка идет в отдельном терминале, который закрывается после того, как программа дошла в main() до "return 0;"
.
Пришло время для брейкпоинтов. Выберем строчку с "return 0;"
и нажимаем F9.
Строчка, помеченная красной точкой слева — место, где остановится программа, при выполнении.
Далее нажимаем F5.
Как я и сказал, программа остановила выполнение. Обратите внимание на окно с локальными переменными.
Удобненько. Также при остановке можно наводить мышкой на переменные и структуры в коде и смотреть их значения.
Также, если на каком-то этапе выполнения вам нужно посмотреть пошаговое выполнение той или иной операции, например в цикле, то поставьте брейкпоинт перед ней и нажмите F10 для выполнения текущей строчки без захода в подпрограмму и F11 с заходом.
Также есть случаи, когда считать выражение очень муторно вручную, но для отладки вам нужно знать, например, значение суммы трех элементов массива, или значение большого логического выражения. Для этого существуют контрольные значения. Все это и многое другое могут показать вам Контрольные значения (или «watch»).
Важно:
Полезные шорткаты можно посмотреть здесь [2].
Максимилиан Спиридонов [3] — разработчик C#, студент МАИ, Microsoft Student Partner. В профессиональную разработку на .NET пришёл ещё в школе. Около года работал с реальными проектами на WPF(MVVM)+C#, MySQL, более 4-х лет разрабатывал на C#. Основная сфера интересов сейчас — это мобильная разработка на Xamarin. Также, по воле случая в сфере интересов оказались С/С++ и Linux.
Автор: Schvepsss
Источник [4]
Сайт-источник PVSM.RU: https://www.pvsm.ru
Путь до страницы источника: https://www.pvsm.ru/linux/260762
Ссылки в тексте:
[1] Visual Studio Code: https://code.visualstudio.com/
[2] здесь: https://code.visualstudio.com/docs/getstarted/keybindings#_keymap-extensions
[3] Максимилиан Спиридонов: https://habrahabr.ru/users/maxspt/
[4] Источник: https://habrahabr.ru/post/333680/
Нажмите здесь для печати.