Профессиональная видеоаналитика пришла в российских ритейл

в 18:24, , рубрики: linux, Блог компании Синезис, видеоанализ, видеоаналитика, видеонаблюдение, Работа с видео, метки: , ,

Первое серьезное внедрение

Все чаще российские интеграторы получают запросы от своих клиентов на установку систем видеоаналитики в розничной торговле. Первой крупной торговой сетью, которая провела конкурс  и длительные испытания на поставку такого решения была  М-Видео. Основная задача в большинстве магазинов сейчас это подсчет посетителей. Однако, крупнейшая сеть магазинов уделила особое внимание таким функциям как точность подсчета, возможность подсчета не только на входе, но и в неструктурированной очереди малоподвижных людей, классификации персонала по одежде,  определение активности персонала, анализ поведения посетителей в магазине. В связи с большим количеством магазинов и входов в магазин, важно было получить данные не только по одному входу(камере), но и число вошедших со всех входов в магазин, возможность сравнивать данные, полученные с разных магазинов и за разные промежутки времени.

Подсчет посетителей

Рассмотрим возможности и преимущества видеоаналитики для торговых сетей.   Во-первых, это подсчет покупателей. Эту функцию выполняют многие счетчики, не используя видео. Если сравнивать точность, то видеоаналитика от профессионального разработчика дает точность 95+ процентов, что более чем достаточно для  заказчика. Точность счетчиков варьируется от 70 до 95 процентов в зависимости от технологий, условий работы и стоимости прибора. Основные проблемы счетчиков в ограниченном функционале, низкой точности, не удобной обработки данных при использовании в больших торговых сетях.

Анализ людей в очереди

Следующий важный функционал видеоаналитики это оценки очереди. С помощью этого инструмента можно оценить количество людей в очереди, время, которое они в ней проводят, получить среднее значение за день, неделю, построить графики и диаграммы, характеризующие покупателей. Зачем это руководителю? Имея  такие данные, руководитель оптимизирует рабочий график персонала для уменьшения очередей, получает коэффициент эффективности(KPI)  кассира. Некоторые компании предлагают мобильные уведомления (приложения на iOs, Android, sms) об образовании очереди для мгновенной реакции старшего кассира или директора магазина. С помощью такого инструмента можно оценить качество оформления витрины или манекенов всего за один –два дня (KPI отдела маркетинга и мерчендайзеров).  Если результаты не устроят руководителя, то можно мгновенно поменять выкладку товаров и проанализировать изменения, опираясь на качественную оценку, полученную с помощью видеоаналитики. Теперь не нужно ждать несколько недель, когда накопится  статистика по чекам магазина. Вы экономите время, а правильно оформленные витрины и правильная раскладка новой коллекции позволяет заработать больше денег

image

Анализ поведения клиентов

Интересная функция видеоаналитики — построение тепловой карты. Вы получаете карту, на которой видно, где покупатели останавливаются в вашем магазине и проводят больше всего времени. Работать с этой карта можно самыми разнообразными способами. Например: определить самые дорогие витрины, разместить рекламную информацию в горячих местах, более дорогие товары,  привлечь внимание к непопулярным зонам. Кроме тепловой карты клиент получает еще карту  траекторий.  На ней отображаются все передвижения покупателей. Мы можем увидеть самые популярные маршруты и не популярные области нашего магазина. Принять необходимые меры по привлечению людей в «холодные» зоны и оценить как поменялось поведение покупателей.

Анализ решений на российском рынке

Рассмотрим некоторые решения, которые сейчас есть на рынке. Во-первых это ведущий разработчик видеоаналитики компания «Синезис».  Комплекс «Кассиопея» разработан с учетом потребностей розничной торговли. Пользователь получает своего рода гугл аналитикс для офлайн магазинов с богатым функционалом. Высокого уровня аналитика сочетается с проработанным пользовательским интерфейсом, что позволяет получать максимум полезной информации для анализа и принятия решений. Зарубежная видeоаналитика от компании Verint, ее пробуют продавать на российском рынке несколько интеграторов. Можно отметить высокого уровня аналитику, богатый функционал и успешный опыт внедрения на Европейском рынке. Из недостатков отметим высокую стоимость решения, отсутствие персонализации и поддержки на российском  рынке. Свое решение так же предлагает Элвис-НеоТек. Предлагается решение без использование компьютера или сервера. Вся видеоаналитика производится в вычислительном боксе. Из преимуществ  можно отметить простую установку, не высокую стоимость, обещают точный подсчет. Из недостатков – ограниченный функционал (только подсчет), возможность разместить только одну сигнальную линию под одной камерой, трудоемкое обновление софта и алгоритмов видеоаналитики, нет возможности централизовано собирать статистику.  Некоторые компании работают в этом направлении, но еще не разработали законченного решения. Например, российская инновационная компания «Сателлит Инновация», демонстрирует возможности своей аналитики.

Анализ решений на российском рынке

Комплекс видеоаналитики  «Кассиопея»
Производитель: Россия, Синезис

  • Плюсы: Широкий набор модулей (более 5 различных модулей и более 10 типов отчетов). Многосерверное решение, работает на медленных каналах связи.
  • Минусы: Отсутствие встроенной  возможности для записи видео. Но этот недостаток можно устранить при помощи сторонних бесплатных продуктов, таких как iVideon.  

NextivaVideoAnalytics
Производитель: США, Веринт

  • Плюсы: Взрослое, проверенное решение.Развитые средства подготовки отчетов.
  • Минусы: Нет веб-интерфейса, необходимо установка специального ПО.  Необходим скоростной канал связи до торговой точки для получения отчета. Высокая цена 

Statistics
Производитель: Россия, Элвис-НеоТек

  • Плюсы: Самое простое решение. Использование недорогих камер.
  • Минусы: Отсутствие централизованного сбора и агрегирования данных. Поддерживает только подсчет по одной сигнальной линии  без возможности подсчета людей в очереди

Macroscop и AxxonNext
Производитель: Россия, Сателлит Инновация и ITV

  • Плюсы: Многонациональная система видеонаблюдения.
  • Минусы: Только подсчет людей. Это решение изначально спроектированное для безопасности, а не для бизнес-аналитики. Нет веб-интерфейса со статистикой и централизованного сбора данных.

Область применения видеоаналитики для бизнеса

Возможности видеоаналитики находят свое применение не только в розничной торговле, но и в банках или, например, на транспорте. Крупнейший отечественный системный интегратор «Техносерв» успешно прошел второй этап конкурса на московском метрополитене. Где в составе конечного масштабного и многофункционального решения так же участвует комплекс «Кассиопея». Задачи комплекса: подсчет пассажиров, оценка очереди, анализ пассажиропотока.
Компания РВС  устанавливает решение на железнодорожные станции пригородного направления для анализа очередей в кассах и подсчета безбилетных пассажиров.

Удобство пользователя и безопасность информации

Очень важно не только точность видеоаналитики, но и удобство решения. Пользователю должно быть комфортно получать и анализировать данные. Не нужно переутомлять оператора не нужными или повторяющимися действиями. Должна быть возможность просматривать как стандартные отчеты, так и персональные отчеты, которые нужны именно этому пользователю. Возможность собирать данные по различным правилам с одной или с нескольких камер. Важен удобный доступ из любой точки земли к отчетам, собранным со всех объектов, например, через веб интерфейс. Передача данных только по шифрованному каналу, для безопасности пользователя. Сильно упрощает работу пользователя  возможность суммировать и сравнивать различные графики прямо в отчете, не выгружая предварительно данные. Это позволяет, создавать сложные графики для не стандартных ситуаций. Например, для получение коэффициента захода (ER — Entry Rate), коэффициента конверсии (CR — Conversion Rate), коэффициент аэффективности для продавца, кассира, витрины, внешней рекламы, (KPI — Key Performance Indicator) и другие.

Анализ с помощью видеоаналитики на практике

Рассмотрим бизнес применение видеоаналитики на примере магазина одежды. Обладая определенными аналитическими навыками, руководители смогут локализовать проблему своего магазина. Что происходит? Где проблема? Как понять причину?  Начинаем «диагностику» с помощью видеоаналитики. Первым делом можно оценить количество покупателей, которые заходят в магазин, и сравнить ее с количеством проходящих мимо людей(коэффициента захода (ER — Entry Rate). Если процент заходящих не велик, то можно поработать над витриной, и посмотреть, как поменяются эти данные. Если с количеством посетителей все в порядке, то смотрим дальше. Оцениваем, как перемещаются покупатели в магазине. Совпадают ли наши ожидания с реальным поведением людей. К примеру, оцениваем, сколько времени покупатели проводят в том или ином отделе, перед новой коллекцией или перед отделом распродажи. Если не устраивают результаты, то можно поменять выкладку, «образы», дополнительно привлечь посетителей различными способами. Если на этом этапе все хорошо, то смотрим далее. Дальше идет примерочная. Можно оценить соотношение людей, которые заходят в примерочную с теми, кто идет к кассе. Если разница очень большая, значит, покупателя не устраивает качество, фасон одежды и с этим нужно что то делать.  Обязательно нужно следить за отсутствием очередей. Это сильнейший раздражитель для покупателя.  Очередь не должна превышать     4-5 человек. Собранная статистика поможет правильно распределить персонал между кассами и залом в зависимости от времени суток и дня недели.

Будущее за видеоаналитикой

Среди десяти стратегических технологий, выделенных Gartnerна 2013 год, с задачами
видеоаналитики для бизенеса сильно коррелируют как минимум три: Стратегические большие данные (Strategic Big Data), Аналитика в точке действия (Actionable Analytics) и Мобильные приложения (Mobile Apps). Похожие прогнозы делает IMS Research: Метаданные как Большие данные (Video Meta-data as “Big Data”) и вертикализация видеонаблюдения (Video Surveillance Goes Vertical).
Таким образом, дальнейшее развитие инфраструктуры бизнеса обязательно будет включать в себя видеоаналитику с применением всех возможностей. Частными задачами являются сбор статистики, визуализация данных для отчетов, просмотр видео онлайн, предсказывание очереди, использование облачного сервиса, мобильные уведомления.
По оценкам компании ABISearchв 2013 году рынок видеоаналитики продолжит активно расти, а к 2016 году составит 900 млн долларов.
Как мы видим, видеоаналитикой для бизнеса активно начинают интересоваться и в России. Ожидается большой рост на российском рынке по нескольким причинам.  Интерес не только от крупных участников розничной торговли (М-Видео, Детский Мир, Связной, МТС, РивГош и другие) но и у банков (Сбербанк, банк Открытие) и не больших сетевых магазинов, которые стремятся к улучшению сервиса и росту продаж. Запускаются большие проекты с госфинансированием  на транспорте (Метро, РЖД, Аэропорты) и в общественных учреждениях. Даже  крупные предприятия и заводы стремятся контролировать работу конвейера и рабочие места с помощью видеоаналитики.

Автор: NikolaiPtitsyn

Источник

* - обязательные к заполнению поля


https://ajax.googleapis.com/ajax/libs/jquery/3.4.1/jquery.min.js