Martin Gräßlin: Фанбои и тролли в сообществе СПО

в 11:13, , рубрики: gnome, kde, linux, open source, сообщество, Социальные сети и сообщества, СПО, тролли, фанатики, фанбои

Мартин начал участие в KDE в 2008 году. В 2013 он устроился в Blue Systems и занимается этим «профессионально». В его записи речь пойдет основном о выводах, которые он сделал, ведя блог о разработке KDE Plasma и KWin.

Еще год назад у меня были стойкие политические убеждения: я был борцом за гражданские права, и попытки их ограничения, цензуры вызывали у меня недовольство. Свобода слова казалась самым главным, ведь демократия в моих глазах способна была справиться с любыми радикальными взглядами, даже с противостоящими самой демократии. Я поддерживал Пиратскую партии Германии во время последних выборов (из-за нового закона о цензуре). Более того, я стал разработчиком KDE; наверное, потому, что идеи СПО меня привлекали.

Однако мое мнение изменилось: сегодня я считаю, что не каждое мнение требует уважения. Более того, я не только считаю допустимым использовать цензуру в комментариях, но и советую другим поступать так же. Интересно, почему же мои взгляды так изменились? Нет, всё-таки я еще считаю, что права человека очень важны. Ответ же очень прост: фанбои и тролли.

Вы можете вступить в ряды разработчиков открытого проекта, создать блог и писать в него о своих успехах, достижениях, идеях. И в один прекрасный день понять, что вас ненавидят только за то, что вы хороший разработчик. Когда вы чего-либо достигли, вас оскорбляют, унижают, называют диктатором*, даже сравнивают с Гитлером (да, и такое тоже было; кто-то даже сравнил меня с худшим массовым убийцей в истории, только потому что я делаю свободное ПО и имею свое мнение). Говорят, что вам нужно большое количество терпения, чтобы работать в Open Source. Терпение? Правда? Мы улучшаем мир, жертвуем свое свободное время и усилия, отдаем весь свой код сообществу, и что мы получаем взамен? Оскорбления?! Это просто немыслимо! Даже если люди не любят какой-то продукт или предпочитают ему другой, у них не должно быть причин изливать свою ненависть на нём. Даже если это Microsoft, Apple или Google: нет никаких причин атаковать их.

Свой блог я начал с заметок об улучшении производительности в KDE. Хотя большинство и выражало благодарность, были и нападения в мою сторону. Ну зачем, зачем им нападать на человека, улучшившего производительность? Обычно говорят «haters gonna hate» (ненавистники будут ненавидеть), но объясняет ли это что-либо? Должны ли мы терпеть эти комментарии? Заслуживаем ли мы ненависти, если мы просто улучшаем наши программы и сообщаем об этом интересующимся с помощью блогов? Сейчас я просто удаляю такие комментарии, вот что изменилось во мне. Я научился терпеть, но я не хочу быть терпеливым, мне это не идет.

Спустя некоторое время я начал наблюдать за поведением этих самых «хейтеров». Например, я заметил, что после каждого релиза GNOME или Unity ненависть против KDE усиливается. Странно, не так ли? Особенно если учесть, что KDE4 был уже достаточно зрелым и готовым во время тех релизов Unity и GNOME. Зачем же атаковать KDE? Да, во время KDE 4.0 действительно были причины для ненависти и разочарований, но зачем им начинать снова?

Наверняка, если мы вернемся во времена KDE 4.0/4.1, то мы увидим усиление ненависти против GNOME. Пользователи СПО довольно трепетно относятся к приложениям, которые они используют, можно сказать, фанатично. Но не только это разделило сообщества KDE и GNOME: выбор между KDE Plasma и GNOME Shell трудно назвать объективным. Не обойтись и без эмоций, предрассудков, которые, зачастую, ставятся во главу угла при выборе между GNOME и KDE. Мы называем таких пользователей «фанбоями», но, по-моему, тут больше подходит «религиозные фанатики».

С точки зрения таких фанатиков, GNOME не следует использовать, потому что они удаляют возможности, они «интерфейсные нацисты», они не думают о своих пользователях. С другой стороны, KDE слишком усложнен, уродлив, медлителен и нестабилен.

Каждый такой фанатик неизбежно встретится с явлением когнитивного диссонанса. Хороший пример такого — появление GNOME Shell и Unity примерно в одно и то же время. Фанбои были убеждены, что тот GNOME был самым лучшим окружением в мире, однако они встретились с жестоким релизом третей версии, на момент релиза сильно недоделанной, падающей и заставляющей менять привычки. Абсолютная истинность в глазах фанбоев утверждения о том, что GNOME лучше, чем KDE, была поставлена под сомнение.

Как легче решить когнитивный диссонанс? Можно убедить себя в том, что KDE всё еще хуже, опустить его на фоне GNOME Shell и Unity, а заметка в блоге о улучшении производительности в KDE — отличное доказательство того, что KDE медленный, а новость о исправленных багах доказывает нестабильность. Это и объясняет усиление ненависти против KDE в моменты появления новых версий других сред: фанатики просто пытаются разрешить свой диссонанс.

Конечно, GNOME Shell и Unity — только примеры: то же самое бывает и с любителями KDE. Например, очень часто в багрепортах можно увидеть фразу «Следующая версия намного лучше и решает все проблемы». Похоже, тот факт, что другой пользователь испытывает проблемы, не согласуется с представлениями об идеальности KDE, и фанбой пытается решить возникший диссонанс упоминанием того, что эти проблемы исправлены в следующей версии.

С недавних пор этот диссонанс можно наблюдать и у фанбоев Ubuntu. Mir стал испытанием для тех, кто верил в Canonical, считал что они всегда поступают правильно. В нескольких моих постах на эту тему я мог наблюдать, как они пытались справиться со своим диссонансом. Моё любимое: я — причина того, что СПО терпит неудачу за неудачей, потому что я не поддерживаю Mir. Canonical создала очень тяжелую для них ситуацию: каждый их довод, попытка разрешить диссонанс, быстро опровергалась. Были даже доводы вроде «разработка шла слишком медленно, Canonical должны были что-то сделать» (который, очевидно, ничего не решил, ибо они вполне могли вложить свои силы в разработку Wayland).

Вчера я видел еще одного фанбоя в комментариях у себя в блоге: «Пожалуйста, перечитайте свое сообщение, сделайте его логичным и исправьте грамматические ошибки». Отличный пример изменения реальности в свою пользу, попытка аннулировать мой аргумент из-за опечатки.

Мне кажется, что эти религиозные фанатики — большая угроза СПО. Они ведут себя слишком иррационально, они только вредят, используют эмоции там, где их не следует использовать. Они просто мешают нам работать. Вообще, это не проблема именно свободного ПО, её можно наблюдать во всем IT. Apple имеет таких же «прекрасных» фанбоев. Однако только в СПО фанбои могут напрямую воздействовать на разработчиков и их нервы. В проприетарном мире они заблокированы отделом маркетинга, который натренирован работать с такими случаями.

Мы должны найти решение для борьбы с ними. Мой выбор — блокировать их в своем блоге. Я могу вытерпеть троллей, с ними легко справиться, но фанатики — совсем другое дело. Они здесь только для того, чтобы унизить вас в пользу сохранения своих взглядов на мир. И поэтому я называю их религиозными фанатиками, они ведут себя абсолютно так же! Любая религия, мотивированная фанатизмом, должна быть искоренена, и фанатизм в СПО не является исключением. Да, можно их вытерпеть, но таких инцидентов просто не должно быть. Не важно, насколько сильно ваше терпение, сравнение с Гитлером его подорвет. А если, к примеру, разработчик GNOME перестает работать из-за фанбоя KDE, это не значит, что GNOME потерял разработчика, всё свободное ПО потеряло его. Он один из нас. Мы — одно большое сообщество.

Финальное замечание: пожалуйста, не говорите мне, что я веду себя как фанатик когда критикую Mir. Критика очень важна и полезна, но только пока она конструктивна. Я никогда не нападал на разработчиков Mir или их продукты. Я только показал, что их решение неправильно и перечислил проблемы, которые могут появится у всех нас. Не более.

* Да, некоторых разработчиков СПО называют великодушными диктаторами. Я не соглашусь. Не существует такой вещи как «великодушный диктатор». Любое диктаторство недопустимо, как и его характеристика «великодушным»

Автор: tyderh

Источник

Поделиться

* - обязательные к заполнению поля