Mail.Ru Group 20 лет: чекпойнты кода и технологий

в 11:14, , рубрики: 20 лет, mail.ru, mail.ru group, Блог компании Mail.Ru Group, день рождения, история

image

По меркам Интернета 20 лет — большой срок, но итоги подводить рано (это ведь только первые 20 лет!). Сегодня не будем раскручивать маховик историй про наше становление. Слишком много всего случилось, и для нас каждый незначительный, по меркам стороннего наблюдателя, поворот — большое событие. Здесь нужна книга, а не хабрапост.

Рассказ пойдет о том, что в целом произошло с Сетью за эти десятилетия. Мы менялись вместе, влияли друг на друга. В конечном счете, путь MRG зеркально отразил все важные вехи эволюции world wide web. Только еще не придумали, куда нам блокчейн внедрить.

В честь 20-летия посмотрим в ретроспективе, как менялись технологии. Сконцентрируемся на теплом пледе, окунемся в синее свечение ЭЛТ-мониторов, раскроем дедушкин лутбокс и рассмотрим артефакты прошлого.

1998 год: Почта

image

Сегодня Mail.Ru Group — крупнейший холдинг в России по дневной мобильной аудитории, но начиналось всё буквально с «гаража». В не самый привлекательный для российского бизнеса 1998 год команда петербургских программистов создала почтовый сервис Mail.Ru и выложила его в интернет для тестирования.

История электронной почты насчитывает не одно десятилетие. Первое письмо по сети, состоящее, по разным данным, из фразы «Test123» или «QWERTYUIOP», в 1971 году отправил программист проекта ARPANET Рэй Томлинсон. Ему же мы обязаны повсеместным использованием «собаки».

Логотип Почты Mail.Ru и непременный спутник любого письма — @ — это ответ на вопрос, куда должно отправляться сообщение. Первоначально адреса имели форму username@hostname, но вместе с разработкой системы доменных имен адреса расширили до username@host.domain.

К 1976 году 75 % всего трафика ARPANET приходилось на электронную почту. Новый сервис оказался настолько полезным, что начали появляться идеи, как отправить электронное сообщение за пределы внутренней сети.

Вплоть до 90-х годов эксперты прогнозировали, что электронную почту вскоре заменят другие сервисы. Например, факсимильный аппарат, который мог передавать изображения, в то время как в почте был доступен только текст.

image

В 1996 году Hotmail запустил первый бесплатный веб-сервис электронной почты. На него обратили внимание в Microsoft. В 1997 году проект был куплен за 400 или 500 миллионов долларов (данные разнятся).

Крупная сделка не прошла незамеченной на зарождающемся рынке интернет-технологий. Прообраз Почты Mail.Ru был разработан Алексеем Кривенковым для внутренних задач компании DataArt Enterprises Incorporated в 1997 году. Однако невероятный успех Hotmail подтолкнул Кривенкова и его коллегу из петербургского офиса Дмитрия Андрианова заняться собственным проектом. Основной владелец DataArt Евгений Голанд поддержал начинание — команда выкупила домен mail.ru и запустила сервис в тестовом режиме.

Проект быстро завоевал популярность и за несколько месяцев стал лидером по количеству пользователей. На его основе была создана компания Port.Ru, которая занялась развитием интернет-сервисов. Всего через два года каждый третий пользователь Рунета отправлял сообщения через почту на Mail.Ru.

Вскоре Port.ru, занимавшийся Mail.ru, Rabota.ru, Talk.ru и Autoport, объединился с NetBridge Services (Molotok.ru, List.ru, Boom.ru). Новая компания получила название Mail.Ru. И только в 2005 году Mail.Ru станет Mail.Ru Group.

2000: контент и медиапроекты

image

В 1993 году Школа журналистики Университета Флориды запускает первое онлайн СМИ вскоре после выхода бета-версии Mosaic — первого веб-браузера под Windows с графическим интерфейсом.

image

Развитие веба привело к созданию электронной доски объявлений — предтечи всех контент-проектов будущего. Постетители проекта Sun.ONE получали на сайте всё то, что они могли найти и в классической газете: новости, спорт и рекламу. Один из первых в мире контент-проектов стал новым этапом общемировой журналистики.

В 1999 году компания Netscape начала использовать технологию RSS для наполнения своего портала Netcenter. Через некоторое время эта технология использовалась для трансляции контента на многих новостных сайтах — BBC, CNET, CNN, Disney, Forbes, Wired, Red Herring, Slashdot, ZDNet и многих других. В том же году The Guardian начал ежеминутное освещение событий — лайф-блогинг.

Возможность получать новости в режиме реального времени подстегнула развитие интернет-журналистики, а 11 сентября 2001 года навсегда изменило СМИ и заставило миллионы зрителей следить за событиями в Нью-Йорке и по телевидению, и онлайн, что привело к небывалому росту трафика на многих мировых ресурсах.

News.mail.ru, в то время news.list.ru, уже был одним из крупнейших новостных ресурсов рунета. Но отдельного сервера ему ещё не полагалось, он работал на одном Pentium 3 с несколькими другими проектами.

11 сентября «Новости» обеспечивали работу сервиса при десятикратной нагрузке, постоянно оптимизируя работу сайта. Сначала статической стала главная страница Mail.Ru, потом страницы с ключевыми новостями, затем для экономии ресурсов была выключена «Афиша».

С тех пор прошло 17 лет, и жизнь самих новостных ресурсов очень изменилась. Например, проект Hi-Tech Mail.Ru когда-то сидел в бизнес-центре на минус первом этаже, рядом со столовой. Они, как и многие знаменитые контент-проекты Рунета, начинали с крохотных помещений, где едва хватало места для нескольких столов сотрудников. У них не было даже специального уголка для обзоров гаджетов, иногда приходилось тестировать прямо на полу. А сейчас Hi-Tech Mail.Ru входит в Топ-10 крупнейших IT-сайтов мира, обгоняя Engadget, Techcrunch, Wired и многие другие зарубежные проекты.

2003: мессенджеры

image

ICQ — знаменитый бесплатный мессенджер для мобильных и настольных платформ с поддержкой голосовой и видеосвязи. Первая версия ICQ появилась еще 15 ноября 1996 года, и на тот момент могла обеспечивать только обмен текстовыми сообщениями между пользователям.

image
(с)

Mail.Ru Group приобрела ICQ в 2010 году, хотят на тот момент у компании уже был свой мессенджер — Мail.Ru Агент, развиваемый с 2003 года. Вопреки распространенной практике, конкурирующий продукт закрывать не стали, проекты стали развиваться параллельно, и уже в январе 2011 года вышла 7-я версия ICQ, в которой появилась интеграция с Почтой Mail.Ru, Facebook, Twitter, Gmail, Youtube и Flickr.

ICQ — международный бренд, который хорошо знают за рубежом. А Агент к тому времени уже пользовался большой популярностью в СНГ, и насильно пересаживать пользователей на другую платформу не было никакого смысла. Впрочем, вполне возможно, что в будущем мессенджеры будут объединены.

В настоящий момент у ICQ более 11 млн активных пользователей, современный дизайн, реализованы все актуальные возможности мессенджеров, есть интеграция с нейросетями для обработки фото, а также детекция лиц и трехмерные интерактивные маски.

При этом в группе компаний всегда поддерживали здоровую конкуренцию между проектами. Мобильные приложения соцсетей тоже можно отнести к проектам быстрой коммуникации между пользователями. На базе «ОК Сообщений» (проект Одноклассников) в мае 2017 года появился кроссплатформенный мессенджер TamTam. В некотором роде это отражает глобальный тренд — в мире много популярных мессенджеров и нет проекта, который одержал верх.

2006: социальные сети

image

Главная особенность проектов Рунета не в том, как они появились (все успешные истории удивительно похожи и только провалы отличаются оригинальностью). Удивительно, что они появились и выжили в условиях мощной международной конкуренции. Это правило справедливо в отношении наших соцсетей. Очень мало стран в мире, где Facebook, Twiiter, Instagram не смогли победить национальные социальные сети.

ВКонтакте, Одноклассники и Мой Мир развиваются во взаимной синергии, хотя стороннему наблюдателя это незаметно. Так, в 2011 году команда разработки и поддержки сети Мой Мир (которая поглотила как фотохостинг Фото Mail.Ru, так и видеохосинг Видео Mail.Ru) попала в одно бизнес-подразделение вместе с OK и занялась разработкой большого объединенного видеораздела.

Объединение конкурирующих соцсетей на некотором базовом инфраструктурном уровне, а также обмен компетенциями, знаниями и технологиями трудно было представить на международном уровне до 2012 года, когда Facebook купил Instagram. Сегодня это норма, на которую делают ставки все крупные компании, желающие не терять новую аудиторию и привлекать самых требовательных пользователей из поколения до 18.

Пользователи могут отказаться от продукта только потому, что «старый», «непопулярный» или «слишком популярный у родителей». Именно поэтому сейчас соцсеть — это в первую очередь приложение для смартфона. Ежедневно приложениями ВКонтакте для iOS и Android пользуется десятки миллионов человек. По данным исследования Mediascope, мобильное приложение VK — наиболее популярное в России. Его используют 42 % жителей страны.

Абсолютным лидером по времени, проводимому в сети, среди тематических групп являются социальные сети — 22 % всего времени в настольном и 24 % – в мобильном сегменте. 52 % россиян ежедневно заходят хотя бы в одну из социальных сетей.

2006: игры

image

Игровой раздел, посвящённый компьютерным играм, появился на портале Mail.Ru вместе с первыми нашими проектами — то есть появились не только новости, но и то, о чем эти новости выходили.

Первая наша бесплатная онлайн-игра — Жуки Mail.Ru. Слышали когда-нибудь о такой? А проект живет до сих пор, несмотря на то, что в нашем портфолио такие крупные проекты, как Warface, Armored Warfare, Skyforge и Perfect World.

В 2010 прошло объединение с Astrum, в результате в группу вошли все сотрудники Nival, Astrum, IT-Territory. Некоторые из этих людей занимались разработкой игр ещё с 1996 года.

До кризиса 2008 года рынок игровой разработки был настолько сильно перегрет, что процесс создания нового «шедевра» выглядел следующим образом: делаешь любой плохой код, просто запаковываешь его, покупаешь лицензию на фильм, чтобы воткнуть на обложку узнаваемую картинку и название, затем продаешь, отбиваешь в первую неделю, со второй начинаются прибыли. Рынок выглядел настолько мусорно, что можно было делать что угодно и оставаться в плюсе.

После 2008 года ушёл треш, а потом рынок пошёл туда, где были деньги — в онлайн. Первые серьезные проекты в этом направлении — «Легенда: Наследие драконов», «Аллоды Онлайн», Perfect World — оказались в Mail.Ru Group. Рынок просто стал перестраиваться на онлайновые рельсы.

К 10-м годам молодые разработчики уже не могли потянуть крупный онлайн-проект и ушли в новую нишу: браузерные игры, а затем и мобильные.

2011: образовательные проекты

18 ноября 2011 года в МГТУ им. Н.Э. Баумана состоялось выступление генерального директора (на тот момент) и сооснователя Mail.Ru Group Дмитрия Гришина, который объявил о запуске проекта Технопарк. Цель проекта не изменилась по сей день: мы бесплатно учим студентов и аспирантов, чтобы создавать кадровый резерв для IT-отрасли.

Технопарк дал студентам возможность учиться у сотрудников Mail.Ru Group, пробовать свои силы в реальных проектах и решать реальные задачи. Запуск образовательного направления развития компании прошел успешно, и сегодня в семи ведущих ведущих российских ВУЗах действуют программы дополнительных IT-курсов для студентов: Технопарк в МГТУ им. Н. Э. Баумана, Техносфера (ВМК МГУ), Технотрек (МФТИ), Технополис (СПбПУ), Техноатом (НИЯУ МИФИ), Игросфера.Пенза (ПГУ), Игросфера.Воронеж (ВГУ).

Кроме того, с 2016 года Mail.Ru Group принадлежит GeekBrains, образовательный портал для обучения маркетингу, дизайну и программированию. В результате участников образовательных проектов компании за полгода стало на миллион больше. И это число продолжает расти с каждым годом — к обычным студентам подключаются всё новые люди, которые хотят получить знания, и сегодня аудитория GeekBrains составляет больше 3 млн человек.

Сегодня Mail.Ru Group ведёт программы очного обучения в ВУЗах, проводит образовательные митапы и конференции в офисе, устраивает олимпиады для школьников, публикует лекции на Хабре и YouTube-канале Технострим, организует чемпионаты для разработчиков и не только.

2011: СУБД

image
Первый логотип нашей СУБД

Первая статья о Tarantool появилась в 2011 году, и речь в ней уже шла о версии 1.3. Хотя первый выпуск состоялся еще в 2008 году, проект долгое время был в стадии бета и дорабатывался, прежде чем стал использоваться на портале Mail.Ru.

Tarantool — это система управления базами данных с открытым исходным кодом. Она сочетает в себе скорость, свойственную системам кэширования, и надежность промышленных решений. СУБД доступна для всех пользователей, как для коммерческих организаций, так и некоммерческих.

Кроме того, Tarantool предлагает IoT-платформу, разработанную для промышленного интернета вещей. Новый продукт позволит собирать данные с миллионов датчиков, расположенных на производственных площадках, транспорте, сельскохозяйственных полях, и пересылать в дата-центры для онлайн-аналитики.

Открытость исходного кода проекта нетипична для корпорации. Мы руководствовались несколькими утверждениями, которые разделяют многие сторонники открытого кода. Прежде всего open source способствует формированию сообщества, которое пишет код, проверят исходники на ошибки, создает собственные инструменты. В случае с Tarantool открытость значительно способствовала росту популярности.

2013: Облако

image
Помните эту акцию?

Открытое для пользователей Облако Mail.Ru появилось в 2013 году, но сама концепция облачных вычислений восходит к началу 1960-х годов. Считается, что облачные вычисления были предложены ученым—теоретиком Джозефом Карлом Робнеттом Ликлидером, когда во время работы над ARPANET возникла необходимость постоянного обмена данными между участниками проекта.

В 1983 году первый крупный провайдер в США CompuServe предложил потребителям небольшой объем удаленного дискового пространства, который использовался для хранения любых загруженных файлов. Началась эра облачных архивов, хотя в то время они еще так не назывались.

В 1994 году AT&T запустила онлайн-платформу для личного и делового общения PersonaLink Services, пользователи которой также получили доступ к облачному архиву. Нужно отметить, что термин «облачные вычисления» появился только в 1996 году, когда Джордж Фавалоро использовал его в бизнес-плане Compaq. Отсканированная версия этого плана сохранилась до наших дней.

Большинство пользователей узнали об этой технологии только в 2006 году, когда Google и Amazon начали использовать термин «облачные вычисления», чтобы описать новую парадигму, в которой, помимо ПК, пользователи всё чаще обращаются к вычислительным мощностям и файлам через Интернет.

На этом фоне забавно выглядела попытка Dell в 2008 году зарегистрировать на себя термин «облачные вычисления», особенно после того, как в 1997 году то же самое уже провернул предприниматель Шон О'Салливан.

2014: картографический сервис

image

Второй наш проект с открытым исходным кодом появился в 2010 году в Минске под названием MapsWithMe, а частью Группы стал в 2014 году. Сейчас вы знаете эти карты для мобильных устройств под именем MAPS.ME.

Изменения последовали быстро: мы занялись развитием экосистемы для туристов, добились увеличения количества пользователей более чем в два раза, сделали сервис бесплатным (по сей день), реализовали множество фич для взаимодействия c картами.

Открыть исходники — решение Mail.Ru Group. Мы помогли открытому проекту рисования карт OpenStreetMap, на данных которого основаны MAPS.ME, увеличив видимость этой «картографической Википедии» в информационном поле, и привлекли дополнительное внимание к интересной деятельности картографов в целом.

2016: фудтех

image
Так страница выглядела 8 лет назад…

В 90-е и 00-е крупный бизнес, затем средний и малый, открыли для себя онлайн, завели standalone-блоги и корпоративные сайты, стали получать трафик и клиентов из новой для себя сферы деятельности.

Затем ситуация изменилась на противоположную. Уже онлайн-бизнес открыл для себя офлайн и стал запускать продукты, не связанные напрямую с кодом. Одним из таких продуктов для нас стала доставка еды. В ноябре 2016 года Mail.Ru Group приобрела Delivery Club. Благодаря возможностям компании через год количество заказов на платформе удвоилось.

Направление «заказывай онлайн — доставим к двери» существовало и раньше, но только в 10-х годах уровень развития мобильного веба позволил организовать беспроблемную для пользователя среду: не нужно ходить на десятки разных ресурсов, чтобы сделать заказ, достаточно воспользоваться одним приложением.

О чем не сказали?

О многом. В ноябре 2013 года компания запустила международный стартап My.com. А ещё есть Добро Mail.Ru — первый массовый сервис для добрых дел по всей России. И многие, многие другие замечательные, значимые проекты, которые формируют облик компании и задают направление её развития на годы вперед.

Что случилось за 20 лет? Самое главное — мы приблизили будущее, о котором раньше могли только мечтать. Будущее интернета, сервисов, человечества. Проекты, которые в 90-х казались отдаленной фантастикой, сегодня такая реальность, где граница между виртуальным миром и офлайн-пространством становится максимально прозрачной.

Часто будущее представляют как мир летающих автомобилей, роботов, сильного ИИ, космических полётов. Но если отстраниться и взглянуть беспристрастно на прошедшие 20 лет, оценив все достижения цивилизации «по другую сторону скорлупы технологий», можно вновь испытать восторг и удивление.

В 1998 году электронная почта казалась революцией, меняющей мир. Сегодня это такая же обыденность, как почтальон 30 лет назад. Ваш смартфон под завязку набит приложениями, экономящими время, облегчающими достижение целей, определяющими уровень комфорта в 21-м столетии. Ваша работа, вероятно, связана с созданием кода. И часто бывает так, что ваш отдых — это тоже код, крутящийся на далеких серверах.

Весь этот мир стал возможен благодаря людям, которые не боялись мечтать и добивались поставленных целей. Не только в Mail.Ru Group — в тысячах IT-компаний по всему миру. И самое главное, что восторг от новых достижений никуда не выветрился за прошедшие годы. Остается только догадываться, в какой мир нас приведет желание менять реальность с помощью кода в следующие 20 лет.

Автор: randall

Источник

Поделиться

* - обязательные к заполнению поля