Самый успешный венчурный капиталист России Юрий Мильнер рассказал о своей стратегии инвестирования

в 14:51, , рубрики: alibaba, DST Global, Forbes, mail.ru group, xiaomi, бизнес-модели, венчурные инвестиции, венчурные фонды, интервью, китайские компании, Юрий Мильнер

Совладелец Mail.ru Group и DST Global, самый успешный венчурный капиталист России Юрий Мильнер начал инвестировать в китайские компании 5 лет назад. С тех пор его состояние увеличилось вдвое и достигло $3,2 миллиарда, а инвестор занял 32-е место в российском списке Forbes. В июле произошло падение на фондовых биржах Китая. Юрий Мильнер рассказал Forbes о том, останется ли он на китайском рынке, об инвестициях в Индии, а также об инвестиционном климате в России.

«Мегамозг» приводит наиболее интересные высказывания из интервью.

Об отличиях рынков США и Китая

Во-первых, сам Китай — это большой рынок. И он выделяется на фоне других стран своей закрытостью. Это уменьшает конкурентную борьбу с глобальными компаниями, но значительно увеличивает конкурентную борьбу внутри. Во-вторых, китайские компании за последние три года стремятся стать глобальными компаниями. Это повторение американской модели, когда каждая успешная компания в США хочет стать глобальной, причем на достаточно раннем цикле своего развития. В этом смысле, инвестируя в крупные китайские компании, вы потенциально инвестируете в глобальный бизнес. Это сближает американский и китайские рынки. Примером является та же Xiaomi. Она в значительной мере китайская, но с глобальными видами на развитие. Они уже в нескольких странах оперируют — в Индии, в Бразилии, в Юго-Восточной Азии. Инвестиции — это некая попытка заглянуть в будущее. И если заглядывая в будущее, вы видите глобальный рынок, то привлекательность той или иной компании повышается.

Об инвестициях в Xiaomi

Это был выход за рамки основной стратегии. Это единичный случай, но нам не удалось удержаться, поскольку команда была очень сильная, и их ранние результаты были достаточно беспрецедентные: это одна из самых быстрорастущих компаний в мире, вероятно, за всю историю. Им за три или четыре года удалось достичь выручки больше $10 млрд. А это мало кому удавалось, если вообще были такие примеры.

О падении на китайских биржах

Китайские биржи — это внутренний рынок, где происходят различные спекулятивные явления. С практической точки зрения, для меня как инвестора это некий параллельный мир. Этот рынок в значительной степени закрыт для иностранцев. Мы инвестируем в Китай через другой инструмент, который называется VIE (Variable Interest Entity). Это специальная юридическая конструкция, которая позволяет иностранцам вкладываться в китайские компании в иностранной валюте. Если посмотреть на те компании, куда мы инвестировали — Alibaba, JD.com, то они торгуются на NASDAQ, и их котировки не были подвержены таким колебаниям. Ни в сторону роста, ни в сторону падения. Ни одна компания, куда мы проинвестировали, не торгуется на внутреннем рынке и даже в принципе не может торговаться, потому что они по-другому юридически структурированы.

Мы на данном этапе не видим оснований существенно менять свой подход. Но давайте не забывать о том, что наш подход все-таки зависит в значительной мере от других факторов, а именно — насколько компания быстрорастущая, насколько там сильный основатель, насколько она инновационная. Если посмотреть на опыт 2008-2009 годов, то такие компании, как Facebook, скорее получили преимущество и ускорили свое развитие. В случае кризисных явлений перетекание денег в интернет, по нашим наблюдениям, может ускоряться. Технологические компании фактически занимаются оптимизацией. Они позволяют делать что-то быстрее, удобнее, дешевле. В ситуации с кризисом возрастает спрос на оптимизацию, все начинают думать об экономии расходов, рассматривают более дешевые варианты. И те компании, которые такую оптимизацию предоставляют, могут даже выиграть.

Об инвестициях на перегретом рынке

Вы смотрите на сотни и выбираете единицы. Вы не инвестируете в индекс, вы инвестируете в штучный товар. Даже на перегретом или на недоразогретом рынке, по нашим наблюдениям, можно найти отдельные интересные компании. То есть ни мы, ни любой другой инвестор не инвестирует в рынок в целом. Безусловно, перегрев рынка приводит к тому, что наиболее интересные и перспективные компании проще находят себе инвестиции, и инвестиционная среда становится более конкурентной. Здесь я с вами согласен. Но при этом количество компаний, которые делают инновационные вещи, как мне кажется, не зависит от этого цикла.

Об инвестициях в Индию и ставке на фаундеров

Это просто расширение горизонтов для нас. Мы по всему миру продолжаем инвестировать. В Европе у нас было несколько инвестиций недавно. Мы придерживаемся все-таки глобальной стратегии, поскольку она позволяет быстро учиться.
Стратегия универсальна не только для Индии или Китая, а для всего мира. Не думаю, что здесь могут быть существенные отличия. Это характеризует технологические компании, у которых, как мы говорили, отсутствуют активы, а есть видение основателя. Скорее здесь больше специфика инвестиций в технологические компании, чем страновая.

О копировании западных технологий в Китае

Вы знаете, это неизбежные циклы развития, причем, я думаю, это глобальный феномен. Сейчас можно буквально через день после запуска какого-то бизнеса узнавать об этом во всем мире. Давно уже нет никаких тайн, в некотором смысле все заимствуют у всех. Здесь трудно сказать, кто заимствует. Приведу один пример — компания Zynga. У нее была успешная игра Farmville, на которой компания поднялась. Но впервые она была придумана в Китае. И вообще все, что касается мультиплеерных игр, в значительной мере изобреталось в Китае на протяжении последних 10 лет.

Я думаю, здесь уже полная конвергенция происходит. Tencent тот же постоянно идет вперед с точки зрения инноваций в части мессенджеров. У них есть WeChat, который прокладывает дорогу всем остальным мессенджерам в мире. Alibaba — достаточно уникальный проект, которого нет в таком масштабе ни в одной стране мира. Масштаб, в котором все это реализовано, — китайское изобретение.

Об инвестициях в российские компании

Дело в том, что наша инвестиционная стратегия была нацелена на то, чтобы инвестировать в компании на стадии pre-IPO. Мы никогда не были венчурным инвестором, не вкладывали на стадии angel или seed. В России достаточное количество венчурных инвесторов, которые видят что-то раньше, чем и инвестируют на более ранних стадиях.

Автор: semen_grinshtein

Источник

Поделиться новостью

* - обязательные к заполнению поля