- PVSM.RU - https://www.pvsm.ru -
Совладелец Mail.ru Group [1] и DST Global [2], самый успешный венчурный капиталист России Юрий Мильнер [3] начал инвестировать в китайские компании 5 лет назад. С тех пор его состояние увеличилось вдвое и достигло $3,2 миллиарда, а инвестор занял 32-е место в российском списке Forbes. В июле произошло падение на фондовых биржах Китая. Юрий Мильнер рассказал Forbes о том, останется ли он на китайском рынке, об инвестициях в Индии, а также об инвестиционном климате в России.
«Мегамозг» приводит наиболее интересные высказывания из интервью [4].
Во-первых, сам Китай — это большой рынок. И он выделяется на фоне других стран своей закрытостью. Это уменьшает конкурентную борьбу с глобальными компаниями, но значительно увеличивает конкурентную борьбу внутри. Во-вторых, китайские компании за последние три года стремятся стать глобальными компаниями. Это повторение американской модели, когда каждая успешная компания в США хочет стать глобальной, причем на достаточно раннем цикле своего развития. В этом смысле, инвестируя в крупные китайские компании, вы потенциально инвестируете в глобальный бизнес. Это сближает американский и китайские рынки. Примером является та же Xiaomi [5]. Она в значительной мере китайская, но с глобальными видами на развитие. Они уже в нескольких странах оперируют — в Индии, в Бразилии, в Юго-Восточной Азии. Инвестиции — это некая попытка заглянуть в будущее. И если заглядывая в будущее, вы видите глобальный рынок, то привлекательность той или иной компании повышается.
Это был выход за рамки основной стратегии. Это единичный случай, но нам не удалось удержаться, поскольку команда была очень сильная, и их ранние результаты были достаточно беспрецедентные: это одна из самых быстрорастущих компаний в мире, вероятно, за всю историю. Им за три или четыре года удалось достичь выручки больше $10 млрд. А это мало кому удавалось, если вообще были такие примеры.
Китайские биржи — это внутренний рынок, где происходят различные спекулятивные явления. С практической точки зрения, для меня как инвестора это некий параллельный мир. Этот рынок в значительной степени закрыт для иностранцев. Мы инвестируем в Китай через другой инструмент, который называется VIE (Variable Interest Entity). Это специальная юридическая конструкция, которая позволяет иностранцам вкладываться в китайские компании в иностранной валюте. Если посмотреть на те компании, куда мы инвестировали — Alibaba [6], JD.com [7], то они торгуются на NASDAQ, и их котировки не были подвержены таким колебаниям. Ни в сторону роста, ни в сторону падения. Ни одна компания, куда мы проинвестировали, не торгуется на внутреннем рынке и даже в принципе не может торговаться, потому что они по-другому юридически структурированы.
Мы на данном этапе не видим оснований существенно менять свой подход. Но давайте не забывать о том, что наш подход все-таки зависит в значительной мере от других факторов, а именно — насколько компания быстрорастущая, насколько там сильный основатель, насколько она инновационная. Если посмотреть на опыт 2008-2009 годов, то такие компании, как Facebook [8], скорее получили преимущество и ускорили свое развитие. В случае кризисных явлений перетекание денег в интернет, по нашим наблюдениям, может ускоряться. Технологические компании фактически занимаются оптимизацией. Они позволяют делать что-то быстрее, удобнее, дешевле. В ситуации с кризисом возрастает спрос на оптимизацию, все начинают думать об экономии расходов, рассматривают более дешевые варианты. И те компании, которые такую оптимизацию предоставляют, могут даже выиграть.
Вы смотрите на сотни и выбираете единицы. Вы не инвестируете в индекс, вы инвестируете в штучный товар. Даже на перегретом или на недоразогретом рынке, по нашим наблюдениям, можно найти отдельные интересные компании. То есть ни мы, ни любой другой инвестор не инвестирует в рынок в целом. Безусловно, перегрев рынка приводит к тому, что наиболее интересные и перспективные компании проще находят себе инвестиции, и инвестиционная среда становится более конкурентной. Здесь я с вами согласен. Но при этом количество компаний, которые делают инновационные вещи, как мне кажется, не зависит от этого цикла.
Это просто расширение горизонтов для нас. Мы по всему миру продолжаем инвестировать. В Европе у нас было несколько инвестиций недавно. Мы придерживаемся все-таки глобальной стратегии, поскольку она позволяет быстро учиться.
Стратегия универсальна не только для Индии или Китая, а для всего мира. Не думаю, что здесь могут быть существенные отличия. Это характеризует технологические компании, у которых, как мы говорили, отсутствуют активы, а есть видение основателя. Скорее здесь больше специфика инвестиций в технологические компании, чем страновая.
Вы знаете, это неизбежные циклы развития, причем, я думаю, это глобальный феномен. Сейчас можно буквально через день после запуска какого-то бизнеса узнавать об этом во всем мире. Давно уже нет никаких тайн, в некотором смысле все заимствуют у всех. Здесь трудно сказать, кто заимствует. Приведу один пример — компания Zynga [9]. У нее была успешная игра Farmville, на которой компания поднялась. Но впервые она была придумана в Китае. И вообще все, что касается мультиплеерных игр, в значительной мере изобреталось в Китае на протяжении последних 10 лет.
Я думаю, здесь уже полная конвергенция происходит. Tencent [10] тот же постоянно идет вперед с точки зрения инноваций в части мессенджеров. У них есть WeChat [11], который прокладывает дорогу всем остальным мессенджерам в мире. Alibaba — достаточно уникальный проект, которого нет в таком масштабе ни в одной стране мира. Масштаб, в котором все это реализовано, — китайское изобретение.
Дело в том, что наша инвестиционная стратегия была нацелена на то, чтобы инвестировать в компании на стадии pre-IPO. Мы никогда не были венчурным инвестором, не вкладывали на стадии angel или seed. В России достаточное количество венчурных инвесторов, которые видят что-то раньше, чем и инвестируют на более ранних стадиях.
Автор: semen_grinshtein
Источник [12]
Сайт-источник PVSM.RU: https://www.pvsm.ru
Путь до страницы источника: https://www.pvsm.ru/mail-ru-group/97827
Ссылки в тексте:
[1] Mail.ru Group: https://ru.wikipedia.org/wiki/Mail.Ru_Group
[2] DST Global: http://dstglobalsolutions.com
[3] Юрий Мильнер: https://ru.wikipedia.org/wiki/Мильнер,_Юрий_Борисович
[4] интервью: http://www.forbes.ru/tekhnologii/internet-i-svyaz/297743-yurii-milner-vy-investiruete-ne-v-indeks-v-shtuchnyi-tovar?page=0,0
[5] Xiaomi: https://ru.wikipedia.org/wiki/Xiaomi_Tech
[6] Alibaba: https://ru.wikipedia.org/wiki/Alibaba_Group
[7] JD.com: http://en.jd.com/ru
[8] Facebook: https://ru.wikipedia.org/wiki/Facebook
[9] Zynga: https://ru.wikipedia.org/wiki/Zynga
[10] Tencent: https://ru.wikipedia.org/wiki/Tencent
[11] WeChat: http://www.wechat.com/ru
[12] Источник: http://megamozg.ru/post/19160/
Нажмите здесь для печати.