Тексты, которые помогли Relap.io[2] расти в этом году. Мы ориентировались на них, когда готовились к выступлениям, разрабатывали стратегии, строили планы и корректировали работу.
[3]
Руководство для медиаменеджера, написанное исследователем Андреем Мирошниченко. СМИ предстоит жить в мире, где плохая просмотренная статья лучше хорошей непросмотренной. Аудитория и трафик — не синонимы. Они ведут себя по-разному, для них нужны разные типы контента. Если гнушаетесь котиков и гифок — вы рискуете остаться на дне.
Благодаря соцсетям, которые доставляют статьи читателю, мы имеем теперь два типа медиа-потребления: в виде аудитории, и в виде трафика. Аудитория предполагает работу с лояльностью, а трафик — с текучестью (вот еще одно различие между старыми и новыми медиа). Глобальная тенденция уводит рынок от лояльности к текучести. Редактор теперь должен изучать не стилистику, а природу импульсивной покупки.
[6]
История издания с «безобразно длинными» качественными текстами, которое закрыли за нерентабельность. Головной корпорации ESPN сайт «Грантланд» приносил 10% постоянных посетителей. Но эта аудитория оказалась бесполезным мусором для бизнеса, потому что лонгриды невозможно продать.
Это не лонгрид мертв. По-настоящему мертвы мозги[8] маркетологов и рекламщиков, которые почти двадцать лет – время активного существования интернета – не могут придумать ничего, отличного от баннера на странице или рекламной врезки в видео- или аудио-трансляции. За исключением новых технологий (полноэкранный флеш, который мы все так любим) и идеи показывать баннеры адресно (тому, кто недавно гуглил «ботинки для лыж» подсовываем рекламу ботинок для лыж, самих лыж и палаток), все остальное в рекламном бизнесе – каменный век. Научиться зарабатывать на тех, у кого нет желания кликать на провокационные заголовки, на тех, кто любит читать то, что не помещается в лимит предела фокусировки золотой рыбки – для этого понадобится новый Эдвард Бернейс[9].
[10]
Чтобы сделать спецпроект быстро и дешево медиа не хватает процесса работы с рекламодателем, готового пакета продуктовых фич и форматов, которые они готовы предложить. «Медуза» такой пакет создала и рассказывает, как размещать рекламные тексты на сайте, на наступая редакции на горло.
Натив хорош тем, что он недорогой. Но многие площадки, увидев новый формат, решают схитрить и продавать натив как отдельные спецпроекты — и за соответствующие деньги. Но новый формат не может стоить дорого — иначе его не поставить на поток. Поток может возникнуть, когда вы за небольшие деньги показываете серьезный результат.
[12]
Текст, который можно использовать как руководство по объяснительной журналистике, копирайтингу, рекламе, продажам. Мы нашли его в американском блоге о маркетинге и перевели. Самонадеянно ставить его в подборку “главных текстов”. Но после прочтения, мы внесли кучу правок в лендинг и письма клиентам.
Список функций и услуг — это факты о вашем продукте или сервисе. А выгода — это то, зачем продукт нужен читателю.
Вообразите, что вы продаете кухонную печь. И одна из главных функций — быстрый разогрев. Система быстрого разогрева — это факт про печь, — то что она умеет делать.
Чтобы понять в чем выгода, спросите себя: «И что?».
Печь быстро разогревается.
И что?
Включаете, и она моментально готова приготовить лазанью.
И что?
Вы сможете поесть быстрее.
И что?
Жизнь станет легче. Не надо шататься по кухне, пока разогревается духовка. Не надо беспокоиться о том, что вы забыли включить ее заранее.
[15]
Текст который объясняет тенденцию на гигантские кнопки шеринга. Но дело там не в кнопках. Информация стала доступной. Имеет значение не то, что ты читаешь “Ведомости”, а то как ты делишься материалами “Ведомостей”. Для медиа это значит, что возможность шеринга стала ключевой потребностью читателя.
В условиях избытка дефицит утрачивает ценность. Включается противоположный механизм – sharing, умение эффективно и красиво делиться (в русском языке подходящего слова пока нет, видимо, шэринг и приживется).
Возникает совершенно другая экономика, где люди оплачивают не право пользования чужим товаром, а собственную эмоцию участия. Возникает другое общество, где политические бонусы приносит создание социальных сервисов, делающих sharing более удобным и заметным, престижным.
2 пункта, которых здесь быть не должно
[18]
«Как писать без говна». Лучшее, что мы видели в 2015 на эту тему, было написано Максимом Ильяховым[19] в 2014.
Автор не может знать все о теме, этого и не требуется. Но автор должен понимать, какие вопросы возникнут у читателя, и находить на них ответы.
[21]
Мы соврали в заголовке и вставили в подборку видео: лекция Сергея Паранько из редакции медиапроектов Mail.ru. Чтобы не смотреть 40 с лишним минут, вот главное, что мы оттуда почерпнули.
Если раньше аудитория попадала на главную страницу СМИ, а с нее растекалась по публикациям («газетная», аналоговая схема потребления), то сейчас большая доля читателей идет прямиком на страницу материала, через выдачу поисковика или по ссылке в социальной сети, минуя главную страницу.
Количество трафика на главные страницы и рубрики сайтов снижается, и будет продолжать это делать. Смещение внимания пользователя с рубрикатора и главной страницы на страницу материала меняет многое. Люди приходят на страницу материала и покидают ресурс с нее же. Отсюда вывод: «цеплять» пользователя нужно именно тут.
[11] Нативная реклама: почему это круто и почему ее никто не умеет делать: https://medium.com/meduza-how-it-works/%D0%BD%D0%B0%D1%82%D0%B8%D0%B2%D0%BD%D0%B0%D1%8F-%D1%80%D0%B5%D0%BA%D0%BB%D0%B0%D0%BC%D0%B0-%D0%BF%D0%BE%D1%87%D0%B5%D0%BC%D1%83-%D1%8D%D1%82%D0%BE-%D0%BA%D1%80%D1%83%D1%82%D0%BE-%D0%B8-%D0%BF%D0%BE%D1%87%D0%B5%D0%BC%D1%83-%D0%B5%D0%B5-%D0%BD%D0%B8%D0%BA%D1%82%D0%BE-%D0%BD%D0%B5-%D1%83%D0%BC%D0%B5%D0%B5%D1%82-%D0%B4%D0%B5%D0%BB%D0%B0%D1%82%D1%8C-4ae7e060f549#.vnie58lq9
[22] Пользователи стали читать иначе, что делать медиа?: https://tvrain.ru/teleshow/peremena2015/polzovateli_stali_chitat_inache_chto_delat_media-392985/