Советы основателя. Как онлайн-сервис Егора Егерева трансформирует event-рынок России

в 13:33, , рубрики: event-management, автоматизированные системы, бронирование билетов, Мероприятия, онлайн-сервисы, Развитие стартапа, управление разработкой

image

Информационные технологии наконец добрались до рынка продажи билетов на культурно-массовые мероприятия. Еще несколько лет назад в России не существовало ни одного онлайн-агрегатора билетов на подобные мероприятия.

На распространение билетов выдавались квоты, согласно которым они распределялись среди ограниченного круга продавцов. Отсутствовала единая система бронирования, и нельзя было вести автоматический учет проданных билетов, что нередко приводило к многочисленным проблемам.

Но теперь эта ниша не пустует благодаря нескольким энтузиастам. Егор Егерев, CEO и основатель билетной платформы Tickets Cloud поделился с нами своим опытом запуска и развития онлайн-сервиса с системой продажи электронных билетов «в едином билетном поле». Более того, он дал несколько советов начинающим.

Что такое система продажи электронных билетов в едином билетном поле?

Если ты заказываешь в Anywayanyday, OneTwoTrip или через любой другой агрегатор авиа- или ж/д-билетов, на разных сайтах получаешь одни и те же билеты, только с разной комиссией и ценой. При покупке последнего билета в одном месте, в другом месте он станет недоступен. Это все происходит через единую систему бронирования Amadeus. Она существует еще с 60-х годов.

На рынке культурных событий и мероприятий такой истории нет. Там есть квотирование: билеты заранее разделяют по разным продавцам. Так как отсутствует единая система бронирования и нельзя вести автоматический учет проданных билетов без дублей, то не может быть одинаковых билетов у разных продавцов.

То есть сейчас рынок продажи билетов фрагментированный. Выделяются какие-то квоты и так далее. Вы же хотите создать решение, которое повторяет либо систему бронирования отелей, либо авиабилетов?

Да. Именно эту проблему мы начали решать. Это проблема, которая пронизывает весь рынок, начиная от организаторов, которым приходится распределять билеты: делить бесконечно квоты невозможно. Проблема актуальна и для распространителей, потому что сложно и дорого зайти в другой регион или нишу, сложно получить квоту новым игрокам, все уже распределено.

Еще есть зритель, который может и не знать об этой проблеме. Но когда он с этим сталкивается, приходится пять сайтов сразу просматривать, чтобы подобрать себе места.

Как технологически выглядит ваш способ решения этой проблемы?

Это SaaS-решение. Мы предоставляем доступ в облако непосредственно организатору мероприятия. Можно легко согласовать с дистрибьюторами сделку на разных условиях. Это так же просто сделать, как подружиться в Facebook. Дистрибьюторов может быть любое количество. Несмотря на то, что работа идет через нашу платформу, организаторам и распространителям остается право согласовывать размер комиссии и другие условия. Наша система учитывает все движения денег на основе заключенных сделок в системе.

Как ты вообще к этому пришел? Как эта идея сформировалась и трансформировалась в ИТ-сервис?

Начало пути – 2005 год. Я тогда занимался организацией вечеринок. Занимался я этим примерно 7 лет. Все выросло в огромные фестивали электронной музыки до 15 тысяч человек. В 2012 году я запустил сервис «Нанобилет». Выражаясь простым языком, это такой последователь Eventbrite.

Так я перешел от деятельности промоутера в ИТ-сферу. Благодаря нашей компании «Нанобилет» и еще двум компаниям в 2012 году мы запустили услугу продажи электронных билетов. Сейчас в это сложно поверить, но действительно тогда три стартапа перевернули рынок с ног на голову. Теперь 70% билетов электронные. До этого вообще почти не продавалось — 1-5%.

Но затем я понял, что очень сложно получить квоту, квотирование мешает проникновению технологий (маркетинговых, и вообще каких угодно) на рынок. Решение проблемы висело в воздухе. Она много обсуждалась, но почти никто не хотел инвестировать в это решение. Я все-таки решил делать эту историю и получил поддержку не только от первых клиентов, но и от инвесторов. Инвестиции я начал получать в 2014 году. Тогда я собрал новую команду – Tickets Cloud.

Тогда уже у меня было больше опыта в ИТ и управления разработкой. И вот сейчас мы активно развиваем наш проект.

Насколько все это технологически нагружено? Какой стек? Команда разработчиков на аутсорсе?

Нет, команда своя. Разработка ведется на Python, фреймворк Pyramid, база данных MongoDB, несколько асинхронных микросервисов рядом с основным ядром… У нас 8 разработчиков, ПМ и два тестера.

А менеджеров сколько?

Так же – около 10 человек.

Что с вами произошло за эти два года (2014-2016)? Как ты оцениваешь свое место на рынке сегодня? Как ты видишь ближайшие перспективы на 2017 год?

По итогам 2014 года у нас было уже порядка 300 партнеров-организаторов и несколько десятков распространителей. Сейчас количество партнеров удвоилось. Среди наших клиентов — организаторы концертов Робби Уильямса в Петербурге и Москве (2017), спектакль «Черный Русский», фестиваль «Нашествие», серия концертов Sound Up и др. В обороте мы выросли в пять раз относительно 2014 года. Думаю, в 2017 году темп сохранится.

Уже видно, что планка оборота достаточно высокая. Наш доход вырос в шесть раз. А маржинальность за последние три месяца увеличилась в три раза.

Какое у тебя есть видение относительно будущего билетов как таковых?

С появлением подобных сервисов наличие билетов стало формальностью. Сейчас весь процесс покупки электронных билетов сводится к сбору информации о человеке. Если он посещает то или иное мероприятие и вводит какие-то данные, мы можем найти способ использовать эту информацию. Пока мы не совсем понимаем, во что именно это выльется.

Так как сейчас люди взаимодействуют с сервисами через мобильный телефон (мы, к слову, уже запустили возможность оплаты через Apple Pay), использование сервиса и участие в событии или мероприятии может превратиться в какую-то интерактивную историю с артистами.

Еще один важный (уже общий для многих отраслей) тренд – использование алгоритмов динамического ценообразования, автоматизированное управление ценой в зависимости от спроса. Возможно, и наш сервис когда-то будет подобные услуги предоставлять, сейчас мы активно исследуем это направление.

Есть ли главная мысль или несколько уроков, которые ты для себя извлек к текущему моменту развития?

Первое, что хочу отметить, несмотря на то, что это прозвучит банально… когда ты сам веришь – продолжай двигаться, даже если тебя все отговаривают. У меня был период, когда я был практически банкротом. Но моя цель не менялась, хотя я видел, что рынок инертный.

А теперь, когда стало получаться, «все» по-другому на это смотрят. То есть, главное – верить своей интуиции. Это самое главное.

Есть ли какая-то вещь, которую можно считать твоей главной ошибкой? Или, может быть, за эти два была какая задача, которую было труднее всего решать?

Рынок b2b – очень непростой. Плюс в моем случае это был еще и шоу-бизнес.

Период перед Tickets Cloud был особенно тяжелым. Непрофильные инвесторы и их деньги создали серьезные проблемы. Эта история замедлила наше движение месяцев на восемь. Наверное, без этого Tickets Cloud мог бы намного раньше запуститься. Но это все разрешилось полюбовно.

Какую рекомендацию ты можешь дать людям, которые стоят в начале пути?

Здесь я бы отметил тоже отчасти философскую мысль: я всегда старался делать в жизни то, что мне нравится. Конечно, первая вечеринка, первый ИТ-проект, релиз, первое взаимодействие с ИТ-разработчиками – все когда-то делалось в первый раз. Но я понимал, что мне нравится этим заниматься.

То есть, главное не наличие навязчивой идеи сделать ИТ-стартап или другой бизнес, а чтобы это действительно нравилось, чтобы ты засыпал, думая об этом, просыпался, думая о своем деле. Не должно быть какого-то противоречия внутри себя. Если это противоречие есть, то нужно начать делать что-то другое – никогда не поздно начать с нуля.

Автор: semen_grinshtein

Источник

Поделиться новостью

* - обязательные к заполнению поля