- PVSM.RU - https://www.pvsm.ru -
/ фото Al_HikesAZ [2]
Недавно в телеком-сфере активно циркулировала новость [3] о том, что МГТС сделает мобильную связь для своих абонентов бесплатной — для этого им будет нужно подключить «быстрый» тариф проводного интернета.
О вероятности создания по-настоящему бесплатной связи мы уже писали [4] (спойлер: не в ближайшие годы), поэтому поговорим о пакетных тарифах («бандлах») и их использовании для наращивания прибыли.
О пакетировании услуг операторов связи мы много писали в блоге [5], кратко выделим основные моменты. Бандлы могут быть жесткими и мягкими:
Жесткие пакеты хорошо подходят при выводе на рынок конвергентных телеком-продуктов, когда новую услугу «насильственно» добавляют к хорошо известной старой. Логика проста — новую услугу абоненты не знают, а потому вряд ли захотят покупать отдельно. Но если продавать ее «паровозиком» за популярной старой услугой и с хорошей скидкой, то можно и поднять продажи старой услуги, и новую продвинуть. Таких пакетных предложений должно быть ограниченное количество, чтобы клиентам было проще выбрать.
Когда абоненты уже привыкли к новой услуге оператора и стали искушенными, можно предложить им мягкие бандлы для самостоятельной «сборки» индивидуальных тарифов.
Именно по этому пути пошли в МГТС, и все бы хорошо, но реализация хорошей задумки вызывает вопросы.
Выбор — это хорошо, главное не перестараться. Но именно в такой ситуации оказываются абоненты МГТС, попадающие на страницу пакетных тарифов оператора [6]. Им предлагают самостоятельно выбрать готовый набор из четырех услуг в 48 (!) разных комбинациях: 24 тарифа с домашним телефоном и еще 24 без него. «Скидку нужно заработать» — как бы говорит нам МГТС.
Стоит заметить, что у МГТС на самом деле еще больше тарифных планов, так как каждую услугу можно купить и по отдельности, для каждой тоже есть несколько тарифных планов, причем некоторые из них — с дополнительными опциями, например, цифровое ТВ. Но сайт устроен так, что разобраться в них даже нам удалось не сразу.
Подавляющее большинство абонентов вряд ли осилит задачу выбора из нескольких десятков тарифных планов, разбросанных по разным разделам сайта, — людям просто некогда заниматься таким анализом.
Кроме того, в пакеты МГТС входят лишь самые простые тарифы на мобильную связь и ТВ. А что делать, если абонент хочет что-то подороже? В текущей реализации оператор просто недополучает деньги.
После критики подобного подхода, высказанного в профильной телеком-группе в Facebook, МГТС внесла в дизайн страницы тарифов изменения. Попытка исправить ситуацию путём транспонирования матрицы оказалось не слишком удачной — участь пользователей легче не стала.
МГТС можно посочувствовать — из большого количества услуг сложно сделать маленькое количество фиксированных пакетов, при этом не распугав аудиторию. Тем не менее, решить эту задачу можно было бы куда изящнее.
Так, американский оператор AT&T, который предлагает те же четыре услуги, что и МГТС, имеет на своём сайте мастер создания наборного тарифа — пользователь сам может добавлять в пакет новые услуги и видеть не только, как изменяется цена, но и как растёт скидка при заказе все большего количества услуг:
В этом случае все просто и понятно — выбираешь параметры и видишь скидку. А для тех, у кого нет времени думать, мастер начинает работу с предложения выбрать один из небольшого числа ходовых (и самых выгодных для оператора) предустановленных пакетов.
Проблема в том, что за верхушкой айсберга кажущейся простоты скрывается масштабная инфраструктура. В частности — биллинговая система, которая должна поддерживать мягкие пакетные тарифы.
Наверняка и МГТС, и другие операторы, которые предлагают своим абонентам выбор из большого числа вариантов, хорошо относятся к своим клиентам. Однако этого мало — нужно еще иметь и техническую возможность сделать выбор удобным.
Обычно в таких ситуациях оператор упирается в биллинговую систему, которая в лучшем случае позволяет создать лишь фиксированные пакеты, как у МГТС. Чтобы сделать калькулятор скидок, как у AT&T, биллинг должен знать правила применения этих скидок.
В итоге получается, что оператор приложил большие усилия, чтобы дать абонентам новую услугу, но вынужден идти на компромиссы и терять деньги из-за такой банальной (во всяком случае, для нас) недоработки.
Решить проблему можно с помощью биллинга, который поддерживает оба вида пакетных тарифов — как, например, Гидра [7]. Вот как с ее помощью можно было бы реализовать пакетные предложения МГТС:
Из таблицы тарифов видно, что первоначальная задумка маркетологов была проста и понятна любому абоненту:
Вопрос лишь в технической реализации этой идеи. Вот как это можно сделать в Гидре двумя простыми правилами. Первое — для младших базовых тарифных планов на Интернет (30 и 60 Мбит/с): заказанные вместе с ними услуги мобильной связи и ТВ добавляют к цене по 100 рублей каждая:
Второе — для дорогих тарифов: к ним ТВ по-прежнему добавляет 100 рублей, а мобильная связь прилагается бесплатно:
Если в соответствии с этими правилами и базовыми тарифами на каждую услугу МГТС сделать калькулятор скидки на сайте, то он позволит:
По нашим оценкам, гибкая тарифная политика вкупе с грамотно составленными пакетами услуг могут повышать ARPU на 15–30% по уже существующей абонентской базе. Оператор не просто зарабатывает больше, но и доставляет абонентам приятные эмоции — возможность выбора дает людям ощущение свободы и контроля; они думают, что смогут сэкономить, если сами будут выбирать только то, что им нужно. При этом часто даже с учетом скидок пакеты и тарифные опции увеличивают цену базового тарифа на 50–100%.
Когда растет конкуренция, телеком-компании не следует пренебрегать возможностью дополнительного заработка. К сожалению, даже самые лучшие начинания иногда сталкиваются с суровой реальностью в виде ограниченных возможностей биллинга.
Если не дать абонентам тот уровень удобства, к которому они привыкли при работе с другими компаниями, от такси до банков, то они проголосуют ногами, и современная, технически сложная услуга, в которую инвестированы большие деньги, останется невостребованной. Если же выбирать инструменты, которые изначально создавались в помощь маркетингу, то отдача будет заметной и не заставит себя долго ждать.
Автор: Латера-Планадо
Источник [14]
Сайт-источник PVSM.RU: https://www.pvsm.ru
Путь до страницы источника: https://www.pvsm.ru/mgts/194922
Ссылки в тексте:
[1] Image: https://habrahabr.ru/company/planado/blog/311526/
[2] Al_HikesAZ: https://www.flickr.com/photos/alanenglish/5046379960/in/photolist-8FW1X3-m1Nfr7-iEkELP-bqrHTH-iEofpX-pM2ZEA-cioCVN-B4vZ-9jqybv-7Zgydh-iEneSu-75qwdj-o8xuYo-7ZkWpL-aQct5g-aDrVye-81Rq8b-eiC5SU-iEgxgt-m1NdDu-2QQDJ-dgwFR7-5AByeQ-aDvHCh-9Nv8dj-nB5JZn-ixj2HW-nMa2Mg-9RZub4-fP4ku1-aDrRJp-c3wYMq-5z8Fwo-aDvLqJ-nVvJDG-qrjrsm-5zhjCN-dbkTED-iEhb9W-dGn8eD-dWPdg9-AsHYYt-7SXFXM-iEpqA7-iEn3v9-gBucr-5zd2gK-7YH176-rsFAdE-3iHqzT
[3] новость: http://www.vedomosti.ru/technology/articles/2016/09/15/656986-mgts-wifi-routerov
[4] уже писали: https://roem.ru/15-06-2016/226489/no-free-calls/
[5] писали в блоге: http://blog.hydra-billing.ru/stories/159
[6] пакетных тарифов оператора: http://mgts.ru/home/internet/bundle/
[7] Гидра: http://www.hydra-billing.ru/
[8] Латеры: http://www.latera.ru/
[9] Будни биллингистов: Как мы готовились к деноминации в Белоруссии: http://blog.hydra-billing.ru/stories/716
[10] Как сделать миграцию на новый биллинг простой и понятной: автоматизируем перенос данных: http://blog.hydra-billing.ru/stories/657
[11] Автоматизируем учет адресов и привязок в IPoE-сетях: http://blog.hydra-billing.ru/stories/574
[12] Разработка приложения для повышения эффективности выездных сотрудников: Опыт Planado.ru: https://habrahabr.ru/company/planado/blog/294424/
[13] Что еще влияет на инфраструктуру: Как обеспечить качество монтажа оборудования: https://habrahabr.ru/company/latera/blog/271271/
[14] Источник: https://habrahabr.ru/post/311526/?utm_source=habrahabr&utm_medium=rss&utm_campaign=best
Нажмите здесь для печати.