История одной технологии. Mob

в 15:07, , рубрики: geekbrains, Блог компании GeekBrains, дизайн мобильных приложений, история технологии, мобильная разработка, мобильные приложения, мобильный разработчик, разработка мобильных приложений, разработчик мобильных приложений

Сегодня мобильные приложения приносят своим разработчикам миллионы долларов и всеобщее признание, а 20 лет назад это был лишь способ привлечь внимание к телефону.
Поговорим о втором нашем в GeekBrains любимом направлении. Вспомним о том, как все начиналось и к чему пришло.

История одной технологии. Mob - 1

Зарождение

В 1973 году компания Motorola разработала первый мобильный аппарат. Спустя 20 лет на свет появился по сути первый карманный компьютер — Psion 3. Формально, они существовали и ранее (в частности, в том же году появился первый смартфон IBM Simon), но ограничивались лишь записной книжкой, калькулятором и часами.

А вот Psion 3 обладал воистину безграничной функциональностью: на базе операционной системы EPOC был создан язык программирования OPL (Open Programming Language), позволяющий любому желающему создать своё приложение. Позднее именно он ляжет в основу всем известной Symbian.

История одной технологии. Mob - 2
Psion 3. Первый не официально, а по факту

В те далёкие времена у Psion был, по сути, лишь один конкурент — Palm Pilot. Именно этот девайс не позволил Psion 4 выйти на рынок. А виной всему настоящий тачскрин и, главное, возможность создания приложений на С/С++. Нетрудно догадаться, сколько преимуществ это дало платформе Palm OS.

История одной технологии. Mob - 3
Palm Pilot. Маленький шаг к большому сенсорному будущему

Вот инструменты для работы с мобильными гаджетами того времени:

  • WML (Wireless Markup Language) — язык разметки, разработанный для устройств с ограничениями, вызванными медленным интернетом, малым количеством оперативной памяти, размерами и качеством экрана. В сущности, это тот же HTML, но с более строгими требованиями по парности тегов и сильно урезанной функциональностью. Впервые был применен как раз в Palm Pilot.
  • J2ME/JME, по аналогии с WML, представляет собой урезанную версию Java. Практически любой человек, имевший в начале 2000х «серьёзный» мобильный телефон, сталкивался с поиском приложений, написанных на J2ME.
  • J2ME преимущественно состоит из двух конфигураций: CDC (Connected Device Configuration) и CLDC (Connected Limited Device Configuration). Первая предназначена для относительно мощных и производительных устройств, например, коммуникаторов или карманных компьютеров. Вторая — для недорогих гаджетов с существенными ограничениями, но с прицелом на широкую аудиторию. Конкретно для мобильных телефонов использовался режим MIDP (Mobile Information Device Profile), обеспечивающий слаженную работу интерфейса, приложений, сети и сохранение всех настроек. Именно благодаря ему мы познали чудеса мобильных 2D игр и первых красочных приложений.

Развитие

Ключевой период развития мобильных приложений, предвосхищающий современный, практически целиком и полностью связан с существованием системы Symbian. Symbian произошёл от платформы EPOC, в результате совместной работы Psion, Ericsson, Motorola и Nokia. Сотрудничество оказалось таким успешным, что к концу эпохи в 2009 году более 250 миллионов устройств работало на Symbian.

Разумеется, основную лепту в развитие системы внесла Nokia. Symbian S60 под их руководством вырос в платформу, по мощности и наполненности сравнимую с современными. Несмотря на то, что на S60 работали также смартфоны Samsung и LG, доминирование так и не переросло в единообразие.

Так, Sony Ericsson и Motorola были приверженцами Symbian UIQ, платформы с номинально более широкими возможностями, в частности, оптимизацией для работы с сенсорными устройствами. Кроме того, существовали вариации Symbian S40, S80, S90, и все они были практически несовместимы, что обостряло борьбу между мобильными компаниями, а пользователи часто становились приверженцами лишь одной марки телефонов.

История одной технологии. Mob - 4
Именно так должен был выглядеть ваш телефон в 2000-х. Стильный и строгий

При этом сам финский производитель на базе S60 периодически создавал дополнительные платформы для разработки игр и приложений, например, N-Gage. Первая попытка в 2003 году провалилась, зато вторая в 2008 году ознаменовала выход целой линейки мультимедийных устройств, ставших последней предсенсорной классикой.

Современный мир

Явление миру Apple iPhone, а также нежелание Nokia расставаться с наследием Symbian, предопределило новую противоборствующую группу платформ: iOS, Android, Windows Phone и BlackBerry OS.

Официально на свет система iOS (до 2010 года и запуска iPad носила название iPhone OS) появилась лишь в марте 2008 года, однако фактически существовала с начала 2007. Всё дело в том, что Apple первые полтора года бережно охраняли платформу от сторонних разработчиков, утверждая, что смартфоны работают на урезанной десктопной операционной системе.

В 2008 году была выпущена бета-версия среды для разработки приложений — SDK (Software Development Kit). Сегодня в пакет вместе со стандартными инструментами использования физических и программных возможностей устройства входит XCode и iPhone Simulator.

История одной технологии. Mob - 5
Так сегодня условно обозначается «любой» смартфон

Разработка Android началась в 2005 году: именно тогда Google купил молодую и амбициозную компанию Android Inc. Доподлинно неизвестно, над какой именно платформой велась работа 2 года, но спустя 10 месяцев после старта продаж iPhone в Google объявили о запуске мобильной системы Android, создании Open Handset Alliance (OHL) — альянса, занимающегося её поддержкой и развитием, а также о пакете для разработчиков Android «Early Look» SDK.

Android основан на ядре Linux и виртуальной машине Java. Google сумел оперативно разработать и сразу дать всем желающим разработчикам практически неограниченные возможности для создания приложений — от Android Native Development Kit (портирование библиотек и компонент с множества языков) до OpenGL ES (работа с трёхмерной графикой). Кроме того, с первого дня запуска в ноябре 2007 года, Google проводит конкурсы на лучшие приложения с многомиллионными призами.

Windows Mobile жила и процветала на рынке коммуникаторов и карманных компьютеров начиная с 2000 года, пока в конце десятилетия популярность сенсорных смартфонов с сопутствующими операционными системами не поставила Microsoft перед необходимостью создания достойного ответа.

Идея заключалось в том, чтобы взять от «старшего брата» всё лучшее, привязать к всё ещё вызывающим доверие телефонам Nokia, и тем самым привлечь разработчиков к освоению новой платформы. Этой цели служила Visual Studio Express, позволяющая создавать как узкоориентированные приложения, так и кроссплатформенные. Также WP предлагала разработчику инструменты Windows Bridge (портирование сторонних приложений), Expression Blend (веб-дизайн), XNA (игры), Silverlight (интернет-приложения). Впрочем, последние два фреймворка сейчас уже не актуальны из-за отсутствия поддержки и кроссплатформенной системы Windows 10.

История одной технологии. Mob - 6
Неплохие аппаратно-программные возможности Windows Phone так и не покорили сердца

BlackBerry OS — пожалуй, наименее развитая и наиболее близкая к вечному забвению мобильная операционная система. Первая версия была выпущена в 2009 году, но лишь пять лет спустя она стала по-настоящему стабильной и функциональной. Особый упор системы сделан на удобство пользования (многие интересные находки, вроде миниатюр, BB Hub, управления жестами были «внедрены» позднее в Android и iOS) и корпоративную безопасность.

А вот с приложениями оказалось совсем туго. Если сегодня зайти на страницу разработки, половиной предложенных вариантов будет создание Android-приложения с возможностью запуска на устройствах BB. Фактически же, начиная с 10 версии, вы получаете предустановленный Amazon App Store и возможность выбрать любой другой Android-магазин.

Будущее

Остаётся только догадываться, что станет актуально завтра, как в качестве основной платформы, так и гаджета №1. С одной стороны, очевидно, что решения, актуальные сегодня на «больших» устройствах будут актуальны и на мобильных — будь то веб-дизайн или создание приложений на Java.

Вместе с тем, более глубокое внедрение карманных девайсов (которые теперь и на руке, и на лице) означает, что сенсорное управление завтра может смениться, например, полноценно визуальным (язык жестов) или голосовым.

Не стоит сбрасывать со счетов и возможное возвращение к более простым платформам мобильных телефонов. В частности, буквально на днях стало известно, что Microsoft разработал новую операционную систему для бюджетных аппаратов, которая заменит сильно устаревшие и всё ещё функционирующие Symbian.

А какого развития ожидаете вы?

Автор статьи: Илья Бубнов

Автор: GeekBrains

Источник

Поделиться новостью

* - обязательные к заполнению поля