- PVSM.RU - https://www.pvsm.ru -
История дружбы двух компаний: «ТМ» [1] и Redmadrobot [2] началась во дворе… нашего офисного центра. Кроме шуток — офисы наших компаний находятся в одном здании и, даже несмотря на такую «близость», долго время мы друг о друге лишь слышали.
До того самого момента, когда «Роботы» (так ребята называют себя сами) первыми вышли на связь и предложили прийти к ним в офис, познакомиться и пообщаться. Так сложилось, что наше «общее» знакомство сразу стало продуктивным — Boomburum [3] рассказал, как правильно вести блог на Хабре, а после этого разработчики «ТМ» попали на пьянку в офис Redmadrobot. Так всё закрутилось, завертелось и в один определённый момент за столом остались только я, Максим и диктофон.
— Когда в 2008 году вышел первый iPhone, я заказал через знакомых в Штатах сразу 3 штуки, они летели в Москву DHL — один «потерялся» на нашей таможне. Мне вообще всегда нравились гаджеты, я всегда следил за технологиями. Когда вокруг Apple началась вся эта шумиха, айфон, магазин приложений, экосистема разработчиков, я загорелся.
— Чем ты тогда занимался?
— Я лет, наверное, восемь управлял проектами в большой дизайн-студии, мы делали графический дизайн, брендинг, веб, еще что-то. После участия в организации саммита G8 в Питере я понял, что перегорел — сложнее проект у меня уже вряд ли будет. И стал искать новые возможности. Запускал свою ИТ-платформу для РМ, какой-то интернет-магазин и пр. А тут айфоны мои приехали. И я решил провести эксперимент. Мы с другом нашли программиста, который написал нам первое приложение — IQ-тест. Простую программу с понятным алгоритмом — в сторе она продавалась за $2. Потом была такая точка бифуркации — еду на машине, и мне приходит СМС, что на счет упало $4 тысячи. Конечно, мы эту историю подхватили.
Вскоре я перестал работать в дизайн-студии и начал заниматься собственным бизнесом.
Разработку своих продуктов я подкрепил коммерческими заказами. Пошел по знакомым на рекламном рынке. Мобильные приложения в тот момент имели такой wow-эффект. И первыми волну подхватили рекламные агентства — они были готовы использовать мобильный канал для промо-кампаний. Мы тогда сделали первый коммерческий проект для Unilever. Влад Ситников (digital-агентство Grape) работал с брендом AXE, и ему нужен был какой-то интерактив. Я зарегистрировал юрлицо, чтобы получить деньги по договору, и мы выпустили приложение AXE Muchas Maracas. Так появился Redmadrobot [4].
Потом было еще некоторое количество промо-заказов и не только промо. Клиенты пошли. Например, мы заключили контракт с медиагруппой «Живи» на разработку приложения для блог-платформы и газеты F5, гендиректор медиагруппы Юрий Кацман поверил в нас и это позволило нам встать на ноги — офис снять, людей в штат нанять. Приложение мы сделали достойное, оно даже какие-то награды получило.
При этом мы выпускали в App Store и собственные продукты — пробовали заниматься играми типа «Побега из комнаты», соцсеть сделали. Очень скоро в стор вышли крупные игровые студии типа Electronic Arts с гигантскими бюджетами, всякие издатели, которые понимали в маркетинге и продвижении. Бюджетов у нас не было, а в маркетинге и продвижении мы ничего не понимали. Зато у нас был опыт ведения больших клиентских проектов — на этом мы и сфокусировались.
— Какой это был год?
— 2010-2011-й. Помимо мобильной разработки мы подхватили волну дополненной реальности — сделали виртуальный стенд технопарка Калужской области для международной выставки «Дни России в Париже», стенд «Умный дом» [5] «Роснано» для Санкт-Петербургского экономического форума и другие.
По части приложений ситуация на рынке менялась. Если рекламщики были непритязательны в плане требований к продукту (промо-приложения как бы одноразовые, приуроченные к каким-то акциям или просто без ясного продолжения / развития), то уже со второй волной интереса к мобильному каналу дела обстояли серьезнее — крупные компании начали смотреть на приложения как на бизнес-инструмент, а не только как на имиджевую составляющую. Нам в Redmadrobot пришлось перестраиваться — выходить на другой качественный уровень.
В 2012 году мы выиграли тендер РБК на переделку всех приложений холдинга, которые до этого там разрабатывались собственными силами. Мы довольно самоуверенно ввязались в эту историю. И увидели свое истинное на тот момент лицо :)
— Облажались?
— Для реализации таких больших и сложных проектов нужна система промышленной разработки — не только с дизайн-проектированием и кодингом, но и тестированием, тех.поддержкой, развитием функционала и всем остальным. «Дыр» у нас тогда вскрылось много. Мы увидели, чего у нас нет, где мы сильные, где слабые. Я бы не сказал, что мы облажались. Наше Android-приложение «РБК Новости» вошло в 12 Best Google Apps 2013.
Но мы ту ситуацию с «дырами» использовали по полной — сформировали картину as is и план to be, в который входили компетенции, люди, процессы, необходимые нам для перехода в область промышленной разработки. И стали этот план реализовывать. Создавать новые подразделения, приглашать в команду профессионалов с опытом из индустрии.
Если до этого мы двигались в формате «что умеем, то и делаем», то теперь поняли: или меняемся или сдохнем. (Оговорюсь: для нас перспектива остаться «сосисочной» по выпуску мелких приложений была неприемлема).
Следующим для Redmadrobot испытанием стал «Билайн» [6], потому что он был на порядок сложнее РБК. Вот тут мы реально чуть не сдохли. Одна постоплата чего стоила.
— Для «Билайна» вы что делали?
— Мобильный личный кабинет в структуре самообслуживания абонентов. «Билайн» нам показал новые «белые пятна» в нашем производстве. В этом проекте мы интегрировались с несколькими подрядчиками «Вымпелкома». Это был другой уровень сложности. Не с точки зрения профессиональных скилов команды (разработки, бэкэнда, дизайна и всего остального), а с точки зрения управления. На коммуникацию уходило очень много времени. И вскрылись пробелы с управлением ожиданиями, изменениями и так далее — то есть, с выстраиванием гибкой разработки. «Билайн» сначала шел как Waterfall, потом пошел уже по Agile – спринтами.
Тогда мы усилили команду управленцами — у нас появились профессионалы из лидирующих в Европе компаний по аутсорс-разработке.
— Вы хантили целенаправленно какие-то личности?
— Мы размещали вакансии на hh.ru. Плюс всегда уделяли внимание нашему PR и маркетингу, на рынке нас знали. И люди сами приходили. Это уже потом в «Роботе» была развернута hr-служба и работа с hr-брендом. А тогда только вакансии, только хардкор :)
Возвращаясь к первым больших проектам — нам удалось выжить, собрать очень крутую команду (и с точки зрения профессиональных скилов и с точки зрения мотивации) и научиться делать сложные многопользовательские мобильные продукты.
Встав на путь промышленной разработки, мы стали снова смотреть в сторону собственных продуктов. На этот раз выбрали модель кооперации. Это когда свои компетенции в разработке мы дополняем компетенциями партнера из какого-то рынка — и делаем на стыке совместный бизнес. По такой схеме была создана компания Alpina Digital [7] — Redmadrobot и издательство «Альпина Паблишер» [8] выпустили платформу для доставки электронного контента: читалку на b2c-рынок и корпоративные библиотеки для b2b-клиентов (абсолютный лидер на рынке — более 100 контрактов с крупнейшими российскими и международными компаниями).
Также у нас появилась мобильная платформа Oncall [9] для «полевых» сотрудников, которую мы разработали вместе с Onpoint [10], монстром по производству контента для eDetailing и CLM-систем.
— Redmadrobot 7 лет, как и рынку мобильных приложений. Что нарастили вы, как компания, и что нарастил рынок? Какой «жир»?
— Мы сделали систему, которая позволяет не только деньги в моменте зарабатывать, но и развиваться. Развивать проекты, продукты, команду. Я говорил про hr-службу и hr-бренд. Это, в том числе, наш «жир».
Сейчас в штате группы компаний более 200 человек (география такая: Москва, Питер, Тольятти, Калининград, Киев).
Проблема, которую мы видим впереди у всего ИТ-рынка, — это нехватка людей. И я уже не только про разработчиков говорю. Стартуем какой-то новый бизнес — там нужен правильный генеральный директор, правильные руководители направлений. Где их брать? Это ограничение для развития. И тут нужна система подготовки управленческого кадрового резерва.
Мы создали корпоративный университет, который за последние 1,5 года пережил несколько трансформаций. Идея была в том, чтобы транслировать в команду стандарты работы, доукомплектовывать компетенциями производство, выращивать людей внутри, улучшать коммуникацию, эффективность. Первая модель универа отработала какое-то количество интенсивных курсов с внутренними и внешними экспертами. Через полгода мы поняли, что у нас получился тренинг-центр — оторванная от реальных проблем теория.
Я хочу сказать, что подобная конструкция тоже полезна бизнесу, но в нашем случае — в стадии бурного роста компании она больше съедала ресурсов, чем приносила пользы. Нам надо было по живому резать и шить, а не сглаживать шероховатости. И тогда мы изменили модель универа, создали мощный внутренний инструмент развития сотрудников в боевых условиях — мы называем это «процессом управления знаниями в компании» [11], это трансляция опыта что называется от сотрудника к сотруднику. И это как раз то, что позволяет нам быстро развиваться.
Ну и наш hr-бренд сильно прокачался — мы ежеквартально выступаем в среднем на 10 профессиональных конференциях, ведем обучающие курсы в Британке, ИКРе, УНИКе, судим и менторим крупные хакатоны, проводим стажировки, на которые получаем по 600-700 заявок, выпускаем крутейшие мобильные проекты для “Азбуки Вкуса” [12], “Открытия” [13], “Альфастрахования” [14], “Билайна” [6] и других big names. Плюс активная работа со СМИ, рейтинги — это все «жир» по части top-of-mind на рынке мобильной разработки. И Хабр, конечно :) Вот только что получили диплом за лучший корпоративный блог в тематике «Мобильная разработка». Статистика показывает, что 3 из 5 соискателей выбрали нашу вакансию, потому что прицельно искали работу в Redmadrobot.
По итогам 2015 года
6 877 резюме просмотрела HR-служба Redmadrobot
420 собеседований прошло в Redmadrobot
770 упоминаний Redmadrobot в СМИ
674 000 просмотров постов Redmadrobot на Хабре
— Новые сотрудники много нового приносят в компанию?
— Новых сотрудников два типа: те, кто приходит учиться, и те, кто что-то новое приносит в компанию (технологии, опыт). Средних мы не берем: либо прокачанные классные ребята, либо начинающие, но с потенциалом. У нас программист-джуниор вырастает в SE за полгода. Я не знаю других компаний, где такая скорость возможна. А у нас возможна — за счет системы трансляции опыта и стандартов, за счет среды, в которой живут разработчики, и за счет общего темпа компании. Люди с опытом тоже растут — в наши новые бизнесы.
— Со стартапами вы сильно конкурируете по кадрам?
— Это такая странная конкуренция. Какой-нибудь мужик дал на проект сколько-то миллионов, и проект начал хантить разработчиков на зарплату 300 тысяч рублей. Мы не можем себе позволить с такими цифрами конкурировать, потому что сами себе деньги зарабатываем, не какой-то мужик нас кормит. Но чему научится разработчик в этом стартапе? И долго ли он там проработает? И дойдет ли до релиза в сторах? Потому что мы видим ребят из сдувшихся стартапов, они возмущаются: «мы получали в два раза больше, чем вы нам предлагаете». А мы говорим: «Ребят, а что вы умеете вообще?» Делаем code review — там все плохо. И в этот момент перед разработчиками встает выбор — строить фундамент своего профессионального развития по-настоящему, заниматься серьезными продуктами или опять прототипы пилить, которые конечные пользователи никогда не увидят.
— Хорошо, давай про «жир» на рынке поговорим.
— Если прослеживать динамику годовых бюджетов (заказная разработка и развитие приложения под одну платформу), то цифры примерно такие: 3 млн руб. (2013 год), 6-10 млн руб. (2014 год), 30 млн руб. (2015 год), 60 млн руб. (2016 год). И вот эта история с мобильными рабочими местами — тоже новая перспективная ниша сейчас. Если раньше компании свои бизнес-процессы автоматизировали за счет стационарных систем, то сейчас они просто делают то же самое, но с мобильниками и планшетами. Больше мобильных рабочих мест и меньше физических рабочих мест — это хорошо для бизнеса. И если людям в «полях» дать digital-инструментарий, а руководителям — технические возможности контроля и управления, то эффективность бизнеса возрастает в разы.
Мы ездили на Web Summit в Дублин. Доклады послушали и прошли по стартапам — посмотреть, что происходит. Активности вокруг мобильных рабочих мест (МРМ) стало сильно больше. МРМ для обходчиков зданий, которые трещины смотрят, усадки-просадки, риэлторов, торговых агентов и пр. Бизнес-процессы начали перетаскивать в mobility. Вот мы как-то посмотрели на это дело, нашли партнера из фармрынка и сделали мобильное рабочее место для медицинских представителей фармкомпаний, которое потом трансформировалось в мобильную платформу Oncall [9] для вообще любых field force.
— Field Force — это страховые и банковские агенты, коммивояжеры...
— Да-да. В целом МРМ для field force — это инструментарий, который закрывает потребности сотрудника в «поле» и помогает его работодателю контролировать количество и качество ежедневного воркфлоу. Мы поставляем такое решение в фарму, банковский, страховой и телеком рынок. Там и недобросовестные агенты подсвечиваются, потому что наша платформа ведет разные хитрые замеры, и маркетинг четче работает, отслеживая реакцию ЦА на презентации, и в целом минимизируется человеческий фактор — в МРМ весь рабочий процесс автоматизирован, сотрудник идет по скриптам, никакой отсебятины, ошибок, мошенничества.
Разрыв офисных служб и field force — это проблема, у которой большие последствия. Страховые компании ежегодно теряют десятки миллионов рублей, возмещая ущерб от несуществующих ДТП и пожаров. Это проблема разрыва. Банковские агенты мало продают или продают не то — тоже разрыв. Причем МРМ места могут быть в разных форматах — на корп.устройствах, на byod-ах (bring your own device). Неважно — это в любом случае удобно полевым сотрудникам и выгодно компаниям.
— Давай про будущее. Я понял, что вы хотите расти качественно. Какие большие цели стоят перед компанией? То, что сейчас время непростое, можно даже вслух не произносить. Но это время дает достаточно большие возможности.
— В непростое время компании бегут оптимизировать бизнес-процессы. Бегут к нам, в том числе. Как к технологическому бизнес-партнеру, который скажет, что нужно дигитализировать, какую экосистему построить с заделом на будущее развитие и для достижения целевых бизнес-показателей. У нас подтвержденная экспертиза уже не просто по качеству кода и дизайна (сертификатов и наград уж, слава богу, достаточно), но и по комплексным решениям — системы лояльности, МРМ, финансовые сервисы, личный кабинет в структуре самообслуживания (абонента, пациента, страховщика), SDK, гайдлайны.
Это следующий уровень развития наших отношений с клиентами. Бизнес обращается к нам за трансформацией своих услуг — и мы переводом их в mobility по выверенной траектории.
— Какими «Роботы» станут? Какими ты бы хотел, чтобы «Роботы» стали?
— Мы принципиально переключаемся в сторону решений, выходим на западный рынок (уже сейчас работаем с Австралией и Канадой) и в России ограничиваемся теми клиентами, с которыми нам интересно работать в плане выстраивания большой экосистемы с прорывными продуктами. Мы не отстаем от Штатов по мобильным технологиям, мало того, нам удается с российскими заказчиками сделать продукты, не имеющие в мире аналогов.
Например, для Ренессанс страхования мы выпустили приложение Safe Trip [15] для выезжающих за рубеж с «тревожной кнопкой» [16]. Аналога нет. Даже если человек в роуминге без интернета, он нажимает в приложении SOS, и специальное СМС с его геоданными, информацией о полисе и страховом случае уходит в службу поддержки, которая перезванивает с готовой инструкцией по спасению, актуальной для местоположения клиента и типа происшествия. И вот от таких штук «прётся» вся команда. Вообще они делают продукты, которыми пользуются миллионы людей.
Если говорить про будущее, то видение такое: мы прокачиваем опыт в разработке и управления, прокачиваем команду и смотрим на точки схождения — наших возможностей (с учетом развития), технологий и потребностей человечества.
У нас под конец года всегда проходит корпоратив, совмещенный с днем рождения компании. Мы это мероприятие делаем не как пьянку с полным отрывом от реальности, а как inspiration-конференцию для команды — ребята (я в том числе) готовят доклады о своем опыте (от технологического до спортивного) и о видении будущего человечества, интересные ученые и предприниматели записывают для нас какие-то напутствия, параллельно идет чемпионат по Mortal Kombat, наш iOS-разработчик Роман Чуркин, он же Dj Firmach, играет хард-стайл сеты. Команда вдохновляется, синхронизируется по картине мира, целям и ценностям и просто от души колбасится. Это тоже наша точка схождения — корпоративная культура.
Так вот, в прошлом году мы говорили про хайп-сайкл технологий, про то, что все следят за Tesla и Hyperloop, за машинами без водителя и марсоходами. И эти штуки, с одной стороны, кажутся нам реально революционными, а с другой, ну сколько людей ездит во всем мире на Tesla? Ну пару сотен тысяч человек. То есть доступна эта технология пока лишь верхушке пирамиды. При этом те технологии, с которыми работаем мы — новые паттерны взаимодействия пользователей с сервисами, новые типы синтезированных услуг, новые интеграции продуктов и их дигитализация, это все бытовая революция, которую люди не замечают, но она происходит каждый день, и она меняет жизнь миллиардов пользователей, делает ее эффективней, удобней, и Redmadrobot причастен к этому. Осознавать это невероятно круто :)
При этом мы, конечно, смотрим на пик технологий. Нас, например, интересует область схождения IT и здравоохранения.
— С точки зрения развития вы довольны тем, как гармонично растет и команда, и проекты?
— Да, меня устраивает ритм, я понимаю, что нам нужно делать.
— Нет ли чего-то такого во вне, что критически влияет на процессы, происходящие в компании?
— Я не вижу этого. Кризис — это вроде как плохо, доллар стоит дорого, затраты растут. Но у нас и заказывать стали больше. Люди, которые сидели на импортной системе и платили за нее доллары, сейчас ищут, на что бы ее импортозаместить — разработать свою или купить готовое российское решение.
С точки зрения рынка труда точно так же. В 2016 году мы расширились, появился офис в Питере, второй офис в Москве, новые проекты, стабильно выплачиваем зарплату. Это такой островок стабильного развития. Просто важно уметь рефлексировать и учиться. Когда мы заходили на мобильный рынок, мы мало что умели. Но мы точно умели смотреть на себя со стороны — не злиться на клиента за то, что он нас за что-то наказывает, а разбираться, почему он это делает, у себя белые пятна искать и отрабатывать их, планировать изменения.
Очень много компаний с генеральной идеей «ну, делаем и делаем». Хотя это тоже подход. Но, как правило, когда происходит кризис, от таких отказываются в первую очередь.
— Как у вас выстроена управленческая иерархия? Ведь все акционеры все еще у руля?
— Акционеры у руля, но мы постепенно начинаем передавать «власть» топ-менеджерам. Компания разрастается, невозможно в ручном режиме управлять всеми процессами. Мы переходим на более четкую структуру с выделенными бизнес-единицами внутри. Так проще регулировать деятельность и эффективность. Google и Яндекс к этому пришли в последние пару лет, то есть в совсем зрелом возрасте, мы же пытаемся выйти в состояние полной прозрачности бизнес-процессов сильно раньше.
Последние 3 года у нас с акционерами была ротация зон управления, мы сетапили большие внутренние проекты, чтобы сформировать и стабилизировать ядро — конвейер промышленной аутсорс-разработки. В разное время занимались HR-службой, коммерцией, производством… Сейчас, когда это ядро сформировано и может жить более автономно, мы переключились на запуск внешних проектов — по сути, новых бизнесов, которые находятся в симбиозе с этим ядром (ну глупо же иметь сильные компетенции и использовать их только в клиентской аутсорс-разработке). Это и мобильная платформа для field force, и решение для медицины, и решение для ЖКХ, и дизайн-студия, и QA-лаборатория, и международные проекты, одновременно с этим происходит организация системы управления группой компаний.
— А что в твоем будущем?
— Участие в мировых процессах — с капиталом, командой и технологиями. Мы идем к этим трем вещам. Меня очень интересует тема образования. На системном уровне. В этом смысле меня впечатляет концепция, описанная в «Астровитянке» [17]. Гениальная книга и мы с ее автором, астрофизиком Ником Горькавым, обязательно сделаем что-то в области нового подхода к освоению и применению знаний. Кстати, скоро выпустим аудиоверсию романа [18].
Автор: semen_grinshtein
Источник [19]
Сайт-источник PVSM.RU: https://www.pvsm.ru
Путь до страницы источника: https://www.pvsm.ru/mobil-ny-e-prilozheniya/133772
Ссылки в тексте:
[1] «ТМ»: https://tmtm.ru/
[2] Redmadrobot: http://www.redmadrobot.ru/
[3] Boomburum: https://habrahabr.ru/users/boomburum/
[4] Redmadrobot: http://www.redmadrobot.ru
[5] «Умный дом»: https://www.youtube.com/watch?v=6JlsP2DxBzI
[6] «Билайн»: https://itunes.apple.com/ru/app/moj-bilajn/id569251594?mt=8
[7] Alpina Digital: http://lib.alpinadigital.ru/
[8] «Альпина Паблишер»: http://www.alpinabook.ru
[9] Oncall: http://oncallclm.com/
[10] Onpoint: http://onpoint.ru/
[11] «процессом управления знаниями в компании»: http://secretmag.ru/article/2016/05/20/uchis-ili-uvolnyajsya-kak-rabotaet-sistema-obucheniya-kompanii-redmadrobot/
[12] “Азбуки Вкуса”: https://itunes.apple.com/ru/app/vkusomania-azbuka-vkusa/id918296526?mt=8
[13] “Открытия”: https://itunes.apple.com/ru/app/bank-otkrytie/id909649844
[14] “Альфастрахования”: http://mobile.alfastrah.ru/
[15] Safe Trip: https://itunes.apple.com/ru/app/safetrip-prilozenie-k-prikluceniu/id908738976?l=en&mt=8
[16] «тревожной кнопкой»: https://habrahabr.ru/company/redmadrobot/blog/243075/
[17] «Астровитянке»: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D1%81%D1%82%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%82%D1%8F%D0%BD%D0%BA%D0%B0
[18] аудиоверсию романа: http://don-beaver.livejournal.com/170215.html
[19] Источник: https://habrahabr.ru/post/303238/?utm_source=habrahabr&utm_medium=rss&utm_campaign=best
Нажмите здесь для печати.