- PVSM.RU - https://www.pvsm.ru -
В середине ноября наши друзья из Sports.ru запустили курс для тех, кто хочет стать продакт-менеджером [1] мобильных приложений. Среди лекторов – сотрудники Sports.ru, AppFollow, Aviasales, Uber и другие классные ребята. Весь декабрь студент курса kirillkobelev [2] рассказывает, как проходит обучение. Ниже репортаж с лекций 4 и 5, которые были посвящены болезненным вопросам для начинающего продакт-менеджера – монетизации и управлению командой. В этот раз, для разнообразия, – в жанре производственной драмы.
Ранее в серии:
Часть 1 – кто такие продакт-менеджеры и немного о дизайне. [3]
Часть 2 – об этапах разработки приложения. [4]
—… на мобильной разработке я собаку съел. Марк Тен, CPO Sports.ru [5].
Как я уже говорил, каждый из студентов курса работает над своим приложением — с разной степенью серьезности, но все же надеясь применить знания на практике. Думаю, выражу мнение большинства, сказав, что ожидал от главного идеолога курса Марка Тена какое-то напутствие во время его лекции про монетизацию.
Первым делом Марк сказал:
— Не думал, что все вы дотерпите до этой лекции (отличное начало — прим. авт.). Начну с простой мысли: «Если можете не делать апп, то не делайте».
Спасибо, Марк.
С таким напутствием можно бы и разойтись, но будем честны — иногда хорошему продукту действительно достаточно сайта. Мобильное приложение — это инструмент: подобно тому, как в 2010 году требования заказчиков сводились к «страничке на сайте», в 2015 все видели панацею в приложениях для мобильных платформ.
В 2016 ситуация немного поменялась – сейчас находятся умники, которые предлагают «сэкономить» и «сделать гибридное приложение». Давайте на берегу договоримся: не надо делать гибридных приложений. Как это часто бывает, вместо объединения достоинств платформ и сайтов в гибриде кристаллизуются все возможные недостатки. Взаимодействие с ресурсами мобильных платформ еще не работает, гибкость сайта уже потеряна. Серьезно, в наши дни мобильный интернет достаточно дешевый и быстрый, чтобы обойтись классным сайтом с наворотами (нет, я не сказал «дешевый», я сказал «достаточно дешевый» :)
Задача мобильных сторов (App Store и Google Play) — аутсорс бизнеса. Список бизнес-функций, которые берут на себя платформы, впечатляет:
Вы удивитесь, но за удовольствие не думать о многих аспектах бизнеса и сфокусироваться на разработке приходится платить, в прямом и переносном смысле. Вот несколько советов в копилку продакт-менеджеру мобильного приложения:
Как настоящие аборигены, мы все мы живем в карго-культе новой версии мобильных операционных систем. Каждое прилетевшее обновление сбрасывает на продакт-менеджера тонну новых требований, за несоответствие которым приложение обязательно заминусуют (а пользоваться новинками все равно никто не будет).
Все знают поговорку про рыбу и динамику процессов разложения. Динамика эта такова, что пора бы уже задуматься, какие инструменты придут на смену мобильным приложениям.
Вот они, герои нового времени:
Абсурдность отечественной реальности заключается в том, что наш потребитель одновременно хочет новых продуктов и фич и в то же время не хочет за них платить. Менеджеру, который хочет заработать и окупить создание продукта, придется выбрать один из трёх вариантов монетизации. Отличаются они только вкусом дегтя:
В продолжение темы мобильной рекламы я должен отметить, что Марк совершил подвиг и в течение целого получаса рассказывал нам об автоматизированных таргетированных аудиторных закупках в режиме реального времени методом аукционов, не произнося Слова-На-Букву-Пэ* (спойлер: *Programmatic). Он не произнёс, и я не буду – сходите на любую диджитал-конференцию, на них только и разговоров, что об этом.
Между тем антракт подходит к концу, и поскольку рекламу нужно показывать на стыке пользовательских сценариев, скажу, что в следующем действии на сцену выйдет Антон Байцур из Aviasales [7].
Наверно, Антон имел в виду, что продакт-менеджер должен постоянно работать со специалистами, которые значительно превосходят его в сфере своей компетенции, но прозвучало это так, будто мы, ввязавшись в управление продуктом, поступили не слишком умно.
Шутки в сторону. Самое время добавить несколько слов об управлении процессами и о проектной составляющей работы продакт-менеджера. Начнем с отсечения лишнего:
В первой лекции уже звучала мысль о том, что продакт-менеджер выступает в роли мини-гендиректора, и его основная обязанность – целеполагание и создание эффективной среды для всей команды. Действительно, вам не обязательно знать тонкости разработки или проектирования интерфейсов, но правильно подбирать людей придется снова, и снова, и снова.
Давайте остановимся на секунду и зафиксируем: единственный практический способ измерения успеха продакт-менеджера – это заработанные его продуктом деньги. Продакт-менеджер не может себе позволить не думать о деньгах.
Поскольку основная работа продакт-менеджера заключается в коммуникации и в организации процесса, она часто выглядит как жонглирование горящими мячами (на леске, над пропастью, под прицелом пушки). Нельзя недооценивать способность к нахождению баланса.
Этот аспект работы описывается термином product operations и включает в себя следующие элементы:
Вернемся к теме финансовой эффективности: помните, что положительный показатель EBIDTA, на который любят ссылаться, сам по себе недостаточно информативен. Гораздо важнее выбранная политика инвестирования: можно резать затраты и сидеть в плюсе ценой сжатия бизнеса, а можно инвестировать в развитие и сидеть в относительном минусе. Решать вам (и инвесторам), поэтому важно составить план и подход заранее. Продакт-менеджеру придется внимательно изучать кейсы других продуктов, потому что только из практики приходят варианты рыночной стратегии и тактики.
Еще один важный аспект работы продакт-менеджера заключается в том, чтобы донести ценность его продукта до максимального количества людей. Стоит помнить, что маркетинг – это инструмент продаж. Да, в 21 веке уже можно переходить на маркетинг-центрическую модель, когда взаимодействие с потребителем и создание потребительской ценности ставится во главу угла всего, включая разработку. Из этого, конечно, следует, что и маркетологи должны брать на себя больше ответственности за прибыльность продукта.
Также на стороне продакт-менеджера остаются базовые вещи вроде анализа рынка, отслеживания поведения конкурентов и ключевого мессаджинга, аналитики и запуска новых фич и продуктов.
Скажу банальную вещь, но продукты умирают так же, как и все остальное, в полном соответствии с жизненным циклом. Поэтому менеджеру нужно целенаправленно заниматься разработкой новых продуктов. Этот процесс так и называется – new product development.
В основном, он состоит из следующих шагов:
Если разбивать этот процесс на функциональные составляющие, то получится такая картинка:
Спасибо всем, кто дочитал до этого места :). Кажется, пока это самый длинный лонгрид в серии. Мы с вами проделали половину пути, осталось три заметки, а на следующую лекцию, подобно античному богу из машины, к нам летит data scientist из Uber Олег Новиков, который расскажет об аналитике, машинном обучении и том, какой из всего этого прок.
Автор: Appodeal
Источник [8]
Сайт-источник PVSM.RU: https://www.pvsm.ru
Путь до страницы источника: https://www.pvsm.ru/mobil-ny-e-prilozheniya/220281
Ссылки в тексте:
[1] стать продакт-менеджером: https://product.degree
[2] kirillkobelev: https://habrahabr.ru/users/kirillkobelev/
[3] Часть 1 – кто такие продакт-менеджеры и немного о дизайне.: https://habrahabr.ru/company/appodeal/blog/316154/
[4] Часть 2 – об этапах разработки приложения.: https://habrahabr.ru/company/appodeal/blog/316654/
[5] Sports.ru: http://www.sports.ru/
[6] https://techcrunch.com/2016/05/18/google-takes-a-new-approach-to-native-apps-with-instant-apps-for-android: https://techcrunch.com/2016/05/18/google-takes-a-new-approach-to-native-apps-with-instant-apps-for-android/
[7] Aviasales: https://www.aviasales.ru/
[8] Источник: https://habrahabr.ru/post/317460/?utm_source=habrahabr&utm_medium=rss&utm_campaign=best
Нажмите здесь для печати.