«Зеленая волна» сегодня

в 6:43, , рубрики: mobile development, асудд, будущее здесь, Геоинформационные сервисы, навигационные сервисы, метки: ,

«Зеленая волна» сегодня
Где-то год назад я впервые прочитал о Travolution — эксперименту по передачи информации от светофора к автомобилю. Вкратце, идея эксперимента в том, чтобы подсказывать водителю когда светофор переключится и рекомендованную скорость, для того, чтобы попать в «зеленую волну», то есть двигаться, не останавливаясь на светофорах. Об этом эксперименте была статья на Хабре. Результаты эксперимента были не сказать, чтобы поражающие воображение, но положительные. Но, несмотря на это, о практическом применении этой технологии речи не идет.
Очевидно, что виной тому сложность реализации, ведь для того, чтобы система работала, нужны и специально оборудованные светофоры и специально оборудованные машины, то есть радикальное изменение инфраструктуры.

Но недавно мне пришла в голову идея, каким образом воплотить «зеленую волну» в жизнь при существующей инфраструктуре.

В моем представлении, для реализации этой технологии необходимы три ключевых компонента:

  1. Средство, которое бы визуализировало данные о времени переключения светофора водителю.
  2. Способ получить данные со светофора.
  3. Способ передать эти данные на первое средство.

Очевидно, что средство визуализации данных — смартфон. Я понимаю, что смартфон есть пока что не у каждого, но к этому все идет.

Способ передачи данных — мобильный интернет. И да, тут тоже не все гладко, и покрытие есть не везде, но опять же в этом направлении есть прогресс.

А вот как получить данные со светофора?

Вариант 1 — фантастически дорогой для СНГ и вполне себе реальный для зарубежья:

Договориться с властями и поставить датчики в светофоры, чтобы они передавали через мобильный интернет данные о работе светофора в датацентр.

Вариант 2 — более-менее реальный в СНГ:

Договориться с фирмами, владеющими зданиями, что находятся неподалеку от нужного светофора, и, если у них есть внешнее видеонаблюдение, договориться о том, чтобы видео с одной камеры, которая смотрит как раз на нужный светофор, передавалось в датацентр.
Если зданий с видеокамерами поблизости нет, то можно договориться о том, чтобы установить автономнyю IP-камеру, к примеру, вот такую, чтобы она передавала свои данные в датацентр. Да, это уже не назовешь «использованием существующей инфраструктуры», но мне кажется, что это вполне реально даже в крупных масштабах.
В датацентре нужно будет распознать на получаемом изображении светофор и каким цветом он горит. Для картинки с неподвижной камеры задача совершенно тривиальная. И даже передавать в датацентр всю картинку нет нужды, можно лишь небольшую область со светофором.

Каким бы образом данные о времени переключения светофора не были получены, они передаются на смартфон. Но передавать данные через интернет в реальном времени не получится. Неизбежно будет какая-то задержка. Поэтому на смартфон должны передаваться данные о времени предыдущих переключений светофора. На смартфоне, приложение, на основании поступивших данных и массива данных о предыдущих переключениях светофора должно предсказать время следующего переключения светофора и довести эту информацию до водителя.

Безусловно, все эти предсказания будут работать лишь для обычных светофоров, которые переключаются через равные промежутки времени и режим переключения которых меняется лишь несколько раз в день, если вообще меняется. То есть на умных светофорах такая система бесполезна. Особенно если данные будут сниматься через камеры. Но, «к счастью» в странах СНГ умных светофоров почти нет. Если в Москве насчитывается около 3 тысяч светофоров, из которых управляемых всего 50, то в городах поменьше, умных светофоров, вероятно, еще меньше.

Ну а в странах где умные светофоры есть, во-первых, вполне реально договориться о снятии данных прямо со светофоров, а во-вторых, можно снимать данные даже не со светофоров, а прямо из центра управления дорожным движением. Более того, таким образом можно не предсказывать время переключения светофоров, а брать реальные данные о следующем планируемом переключении светофора из датацентров АСУДД.

После этого эти данные нужно визуализировать и вывести на экран смартфона.
Вот здесь мне попалась на глаза вот такая идея:
«Зеленая волна» сегодня
«Предлагается вдоль магистрали устанавливать ленту из ламп или газоразрядных трубок, которые будут светиться зеленым или красным светом по участкам. Светящиеся участки должны перемещаться вдоль магистрали со скоростью, равной скорости «зеленой волны». Водителю достаточно выдерживать такую скорость, чтобы он находился в зеленой зоне.»

Мне кажется, что это очень хорошая идея для визуализации «зеленой волны».
Применив эту идею к современным реалиям, получаем картинку из заголовка поста.
«Зеленая волна» сегодня
Разметка дороги по зонам:

  • красная часть — область, где машины стоят перед светофором (красный и желтый сигнал светофора);
  • желто-зеленый — передняя, рискованная часть «зеленой волны», где есть риск остановиться перед машинами, стоящими на светофоре.
  • зеленый — задняя часть «зеленой волны», где ехать наиболее выгодно.

Другие обозначения

  • В красном шестиугольнике время до переключения ближайшего светофора.
  • В зеленом круге рекомендованная скорость для продолжения движения в зеленой волне.
  • Синий треугольник — транспортное средство.

Я считаю, что такой сервис не только реален при существующий инфраструктуре, но и может быть выгоден для фирмы-разработчика, которая бы за него взялась. Но маленькой фирме это не под силу. Слишком уж большие вложения нужны в создание инфраструктуры для сбора инфорамации о времени срабатывания светофоров. Но какая-нибудь большая компания, специализирующаяся на навигационных сервисах, или просто имеющая в числе прочих, свой собственный навигационный сервис, вполне может реализовать эту идею на практике и заметно выделиться на фоне других поставщиков софта для навигации в автомобиле.

И мне кажется, что это действительно полезный сервис, за который не стыдно и денег просить. Безусловно эта система не будет работать в часы пик, но в другое время, она может быть реально полезна, и удобна. Особенно полезной она была бы для автобусов в городах, где есть выделенная линия для общественного транспорта.

P.S. Для Москвы система полностью бесполезна, в любом виде.

Автор: stash

Поделиться

* - обязательные к заполнению поля