Учимся у машинного обучения (субботнее, философское)

в 9:11, , рубрики: машинное обучение, мозг, философия разума

Машинное обучение втягивает в свою орбиту все новых энтузиастов. Таким энтузиастом стал я несколько лет назад. Я – представитель одной из групп «примкнувших», экономист с практикой работы с данными. Данные – всегда проблема в экономической науке (таковой и осталась, впрочем) и было легко купиться на мантру «большие данные». От больших данных было легко перейти, вслед за Гарнтером в 2016, к машинному обучению.

Учимся у машинного обучения (субботнее, философское) - 1

Чем больше занимаешься этой темой, тем более интересно становится, особенно в свете происходящих предсказаний типа наступления эры роботов, умных машин и т.п. И это не удивительно, что такие машины будут созданы, т.к. эволюция показывает, что человек учится расширять себя, создавая симбиоз человек-машина. Бывает идешь у своего забора, торчит гвоздь. Ох как трудно его забить без молотка. А молотком – раз и там. Поэтому не удивительно, что появляются такие же «помощники» для мозговой деятельности.

По ходу изучения темы, я не переставал думать о том, что, кажется, машинное обучение объясняет, как устроен наш разум. Ниже я перечислю уроки, которые я извлек о человеке, изучая машинное обучение. Не претендую на правоту, приношу извинения, если все это очевидно, буду рад, если материал позабавит, или если будут контр-примеры, чтобы начать (опять) жить верой в «непонятное». Кстати, у Вышки есть курс, где машинное обучение используется для понимания работы мозга.

1) Ансамбль простейших алгоритмов может разбираться в невообразимой куче данных с хорошей точностью. В этой связи вспоминается недавно почивший Мински, который написал целую книгу о бестолковых агентах, которые в совокупности образуют наш разум. Такое трактование разума, позволяет представить, что все волшебство, которое есть наш разум, не более, чем совокупность простых моделей, обученных опытом.

2) В плане обучения опытом, вспоминается один из любимых слайдов Andrew NG:

Учимся у машинного обучения (субботнее, философское) - 2

На нем Andrew заостряет внимание на том, что мозг может научить свой другой отдел (где пока нет модели) тем функциям, которые были утрачены, например, видеть языком.

3) Исследователям мозга известно, что разум закладывается, когда человек совсем мал. Происходят фантастические изменения – из звуков человек начинает понимать речь, распознавать родителей / чужих. Малыши пока бьют компьютеры, но это только показывает, что, похоже, наш разум – это очень хорошие модели, натренированные на гигантском объеме информации (напр., 3 года непрерывных картинок), гигантскими биологическими нейронными сетями (86 миллиардов нейронов).

4) Похоже, что некоторые модели можно как-то объяснить и изменить – есть область типа «sandbox» («давай подумаем, почему это так», методы коррекции типа психоанализа и т.д.), а некоторые уходят в бессознательный «production» (привычки и автоматические действия: вождение автомобиля после многолетней практики, дыхание, движение и др.). Пример того, как работает «production» – классический кейс Clive Wearing. Человек полностью потерял способность запоминать. «Having watched a certain video recording multiple times on successive days, he never had any memory of ever seeing the video or knowing the contents, but he was able to anticipate certain parts of the content without remembering how he learned them.» Т.е. модель, натренированная в прошлые дни, есть в памяти и дает предсказания для очередного просмотра. Модель – осталась в памяти, данные о прошлом – нет.

5) Вероятно, многие люди ленятся создавать или обновлять свои модели и живут на том, что в “production”, на готовых моделях, созданных на исторических данных, которые уже не актуальны. Поэтому так трудно изменить человека: конечно, он будет больше доверять (бессознательно) модели, натренированной на гигантском объеме прошлой информации, чем новым достоверным данным, объем которых меньше.

6) Животные живут только на моделях в “production” – они не могут проанализировать модель аналитически и без переобучения изменить модель (ceteris paribus). Они будут выделять слюну без еды, от света лампочки.

7) Мозг часто уступает машине (аналитике), особенно, если не думать тщательно. Например, классика жанра из курса Bill Howe, Practical Predictive Analytics: Models and Methods:

Учимся у машинного обучения (субботнее, философское) - 3

15% (!) докторов отвечают неправильно (ответ: 7.8%).

8) Интуиция – это сложные модели, которые нельзя объяснить. Интуиция – всегда основана на данных и моделях. Лучший пример из книги Malcolm Gladwell “Blink” – “the tennis coach who knows when a player will double-fault before the racket even makes contact with the ball”. Т.е. его модель, натренированная на годах наблюдений, дает очень точное предсказание попадет ли мяч в поле, имея только данные до удара.

9) В принципе, можно сделать следующее обобщение: «Человек умен в какой-то области настолько, насколько хорошо он построил алгоритм, обученный в этой области.» Для этого, как правило, нужно много наблюдений. Тот же Гладвэлл говорит, что данных нужно, примерно, за 10,000 часов практики.

10) Почему некоторые не могут поумнеть, даже имея большой опыт? Заметьте, что именно так часто определяют дурака: «тот, который делает в схожих обстоятельствах (при тех же данных) одну и ту же ошибку.» Вероятно, сложность моделей у всех разная, как и способность обучать модели.

Учимся у машинного обучения (субботнее, философское) - 4

11) Для тренировки модели нужны положительные и отрицательные примеры. Нельзя научить алгоритм или человека только на примерах одного типа. Человек не научится, если его всегда ругать или повторять, что все ОК.

12) Машинное и человеческое обучение предсказывает не со 100% вероятностью. 25% ошибки – это промах в одном случае из четырех. Не надо удивляться, что идеальный алгоритм с такой ошибкой часто ошибается (примеры: предсказание курса валюты, GDP в этом году, игры Dota2 и т.п.) Не надо удивляться, что очень умные могут быть не правы очень часто. Кстати, помогают средние большого числа предсказаний – по ним лучше судить, чем по одному наблюдению.

13) Любовь, музыка, искусство и т.д. явно связаны с той натренированной моделью (прошу понимать в нужном смысле), которая преобразует данные, поступающие от объекта восхищения, в вероятность «успеха», активацию связей, которые нам «нравятся» и т.д.

14) Машинное обучение построено на минимизации ошибки предсказания, что соответствует самому определению умного человека (разума) – тот, кто дает правильный ответ, то есть имеет минимальную ошибку.

15) Способность же объяснить почему именно так работает алгоритм вторично, как для человека, так и для машины. В этой связи вспоминается Будда:

«One day Māluṅkyaputta got up from his afternoon meditation, went to the Buddha, saluted him, sat on one side and said:
‘Sir, when I was all alone meditating, this thought occurred to me: There are these problems unexplained, put aside and rejected by the Blessed One. Namely, (1) is the universe eternal...’

Выдержка из ответа Будды:
‘…Suppose Māluṅkyaputta, a man is wounded by a poisoned arrow, and his friends and relatives bring him to a surgeon. Suppose the man should then say: “I will not let this arrow be taken out until I know who shot me; whether he is a Kṣatriya (of the warrior caste) or a Brāhmaṇa (of the priestly caste) or a Vaiśya (of the trading and agricultural caste) or a Śūdra (of the low caste); what his name and family may be; whether he is tall, short, or of medium stature; whether his complexion is black, brown, or golden: from which village, town or city he comes. I will not let this arrow be taken out until I know the kind of bow with which I was shot; the kind of bowstring used; the type of arrow; what sort of feather was used on the arrow and with what kind of material the point of the arrow was made.” Māluṅkyaputta, that man would die without knowing any of these things…

…Therefore, Māluṅkyaputta, bear in mind what I have explained as explained and what I have not explained as unexplained. What are the things that I have not explained? Whether the universe is eternal or not, etc., I have not explained. Why, Māluṅkyaputta, have I not explained them? Because it is not useful, it is not fundamentally connected with the spiritual holy life, is not conducive to aversion, detachment, cessation, tranquility, deep penetration, full realization, Nirvāṇa. That is why I have not told you about them.»

Автор: ivankomarov

Источник

* - обязательные к заполнению поля


https://ajax.googleapis.com/ajax/libs/jquery/3.4.1/jquery.min.js