- PVSM.RU - https://www.pvsm.ru -

Исследование: познавательные игры для мозга бесполезны

image

Последнее десятилетие стали популярными коммерческие программы обучения и тренировки мозга [1]. Тренеры предлают улучшить познавательные способности благодаря ежедневной работе с различными «мозговыми играми», которые затрагивают когнитивные функции — память, внимание, познавательную гибкость.

Недавнее исследование Пенсильванского университета показало [2], что тренировка мозга [1] с Lumosity [3] — популярным приложением с познавательными играми — не только не влияет на принятие решений, но и никак не затрагивает когнитивные функции.

Одна из игр Lumosity

К такому выводу ученые пришли не сразу. Начало исследования было положено командой Джозефа Кэйбла (Joseph Kable), и Кэрин Лерман (Caryn Lerman), которые проверяли работу средств, которые, как заявлялось, могут погасить в людях пагубные импульсивные привычки — к примеру, курение и переедание. Они проанализировали, могут ли коммерческие программы обучения мозга [1] посредством заявленного благотворного влияния на когнитивную функцию уменьшить склонность людей к рискованному или импульсивному выбору.

Исследования показали, что повышенная активность в областях мозга [1], связанных с принятием решений, может склонить человека в сторону принятия менее рискованных и более полезных решений, например, отказаться от дополнительного куска пирога или выбрать вознаграждение в $40 потом вместо $20 сейчас. Существовали гипотезы, согласно которым игры, тренирующие мозг [1], потенциально активируют те же области мозга [1]. Поэтому Кэйбл и его коллеги выдвинули свое предположение о том, что мозговая тренировка может привести к принятию более мудрых решений и здоровому поведению.

Команда Кэйбла провела эксперимент с двумя группами добровольцев, в каждую из которых вошли 64 здоровых молодых людей. Одной группе предлагалось следовать режиму Lumosity, выполняя упражнения по 30 минут в день пять дней в неделю в течение 10 недель. Другая группа придерживалась того же графика, но вместо тренировок играла в обычные онлайн-игры.

Их выбрали затем, чтобы контролировать все совпадения когнитивной стимуляции обычных и тренировочных игр. Обеим группам сказали, что в рамках исследования изучается, улучшают ли игры когнитивные функции и влияют ли они на процесс принятия решений или нет. В предыдущих исследованиях, например, для сравнения использовали кроссворды, из-за чего стимулирование мозга [1] проходило по-разному.

Чтобы оценить импульсивность принятия решений, ученые предложили участникам выбрать между небольшими наградами сейчас или более крупными наградами позже. В результате эксперимента было обнаружено, что тренировка не вызывала никаких изменений в активности мозга [1] или принятии решений в ходе выполнения задач.

Участникам также предложили пройти серию когнитивных тестов, которые не были частью тренинга, чтобы проверить, не повлияли ли тренировки на процесс принятия решений. Исследовали оценили активность областей мозга [1], связанных с исполнительной функцией, с помощью фМРТ. Для дополнительного контроля у команды ученых также была отдельная группа из 35 добровольцев, которые прошли те же когнитивные тесты, что и предыдущие 128 участников эксперимента, но не игравшая в игры.

Обе группы стали лучше играть в игры, но исследователи не увидели изменений в нейронной активности участников и улучшения познавательных характеристик добровольцев. Также тренинги и игры никак не повлияли на процесс принятия решений — ни один из предложенных видов игр не изменил мозговую активность участников.

Исследователи отмечают ограничения в своей работе, самое главное из которых кроется в молодости и здоровье добровольцев. Возможно, обучающие и тренирующие игры могут оказаться полезными для пожилых людей или людей, страдающих от зависимости или нездорового поведения. Главное, не превращать это предположение в аксиому без проведения соответствующих исследований. Luminosity пришлось выплатить 50 миллионов долларов США в январе 2016 года за неподтвержденную исследованиями рекламу, в которой утверждалось, будто игры компании способны предотвратить потерю памяти, деменцию и даже болезнь Альцгеймера.

Несмотря на то, что когнитивная подготовка сама по себе не принесла желаемых результатов, данные Лермана продемонстрировали, что сочетание когнитивных упражнений с неинвазивной стимуляцией мозга [1] усиливает самоконтроль у курильщиков. Эта группа сейчас находится под пристальным вниманием исследователей.

Кэйбл надеется использовать некоторые данные этого исследования, чтобы лучше понять, индивидуальные различия в процессе принятия решений с течением времени: почему один человек может быть терпеливым по отношению к одним вещам и более импульсивным к другим, а также то, почему одни люди склонны выбирать немедленную награду, а другие — отложенное поощрение.

Ученый уверен, что если ему и его команде удастся понять нейронную основу этих различий, то тогда смогут понять, какие когнитивные или нейронные вмешательства будут полезны, чтобы помочь людям быть менее или более импульсивными. И хотя в их последнем исследовании стало ясно, что тренировки мозга [1] сами по себе не влияют на процесс принятия решений или когнитивные способности, они считают, что эта тема достойна тщательного изучения.

doi: 10.1523/JNEUROSCI.2832-16.2017 [2]

Автор: krasandm

Источник [4]


Сайт-источник PVSM.RU: https://www.pvsm.ru

Путь до страницы источника: https://www.pvsm.ru/mozg-2/260250

Ссылки в тексте:

[1] мозга: http://www.braintools.ru

[2] показало: http://www.jneurosci.org/content/early/2017/07/10/JNEUROSCI.2832-16.2017

[3] Lumosity: https://en.wikipedia.org/wiki/Lumosity

[4] Источник: https://geektimes.ru/post/291021/