Отвлекающие факторы – двигатель творческого гения

в 17:50, , рубрики: Блог компании Paysto, исследования, мозг, творчество

Исследование чикагского Северо-западного университета, связавшее творчество и неспособность фильтровать ненужную чувственную информацию

Несомненно великий человек, Марсель Пруст, носил затычки для ушей, так как был неспособен фильтровать ненужный шум, и обил свою спальню пробкой, чтобы снизить звукопроницаемость.

Недавнее исследование Северо-Западного университета посвящено изучению вопроса, почему проблема неспособности заглушить поток ненужной чувственной информации при работе над творческим проектом могла очень остро стоять для таких гениев, как Пруст, Франц Кафка, Чарльз Дарвин, Антон Чехов и многих других.

Исследования Северо-Западного университета дает нам первый психологический признак того, что настоящее творчество может быть связано с пониженной способностью отфильтровывать ненужную чувственную информацию.

Исследование показывает, что некоторые люди более остро воспринимают ежедневную бомбардировку чувственной информацией — то есть, у них более слабые чувственные фильтры.

Слабая фильтрация чувственной информации в процессе мозговой деятельности начинается рано и происходит непроизвольно, и может помогать людям объединять идеи, которые находятся за пределами внимания, что влечет за собой развитие творческих способностей в реальном мире», — говорит Дарья Забелина, ведущий автор исследования, называя его результаты «впечатляющими».

Исследователи изучали особые нейронные маркеры ранних стадий внимания, а именно пропускание чувственной информации с индексом P50 ERP, то есть нейрофизический отклик на которую составил 50 мс (миллисекунд) после возникновения раздражителя, и его влияние на две меры творческих способностей: дивергентное мышление и творческие достижения в реальном мире.

В ходе исследования около 100 участников рассказали о своих успехах в различных областях творческой деятельности при помощи «Анкеты творческих достижений», а также выполнили тест, направленный на оценку способности к дивергентному мышлению, широко распространенный в качестве лабораторного теста для оценки когнитивных способностей. В ходе этого теста участники должны были дать максимальное количество ответов на нестандартную ситуацию за ограниченное количество времени. Количество и оригинальность ответов влияли на количество заработанных баллов по дивергентному мышлению. В результате теста у исследователей образовались две меры творческих способностей: количество действительных творческих достижений человека и результат лабораторного теста на определение дивергентного мышления.

Тесты на определение дивергентного мышления представляют собой лабораторные исследования творческих и когнитивных способностей, в ходе которых участники давали многочисленные ответы за определенное время. В ходе исследования была проведена корреляция с академическими оценками за тесты и уровнем избирательной пропускной способности органов чувств — повышенная способность отфильтровывать раздражители соответствовала низкой способности к дивергентному мышлению.

Напротив, высокие действительные достижения в области творчества соответствовали «неплотной» фильтрации информации, поступающей от органов чувств — или сниженной способности ограждать от раздражителей сознание или подавлять их действие на него. Это показывает, что эти меры творческих способностей чувствительны к различным формам фильтрации пропускаемого потока чувственной информации. Дивергентное мышление положительно влияет на развитие творческих способностей, но не зависит от процесса творческого мышления, которое, как оказалось, связано с «неплотным» фильтрованием раздражителей.

Исследование показало, что творческие люди с «неплотной» фильтрацией информации могут иметь склонность к распылению внимания и концентрироваться на более широком круге раздражителей.

«Если направить этот поток чувственной информации в нужное русло, это может сделать жизнь намного богаче и ярче, это придаст впечатлениям большей остроты», — говорит Забелина, кандидат на степень доктора философии в области психологии Северо-Западного университета.

Но многими обладающими творческим складом ума людьми была отмечена и обратная сторона такой чувствительности. Один из наиболее известных прозаиков 20 века, Кафка, сказал: «Для того чтобы писать, мне нужна уединенность, не «как у отшельника» — этого недостаточно — но как у мертвеца». Дарвин, Чехов и Иоганн Гете также страдали от отвлекающего действия шума.

Исследование все еще не выявило, является ли пониженный порог фильтрации устойчивой особенностью, или творчески успешные люди могут модулировать обработку чувственной информации в зависимости от поставленной задачи.

Соавтор исследования «Творческие способности и пропускание информации с индексом P50: Сравнение избирательного и неплотного пропускания информации у людей с дивергентным образом мышления и творчески успешных людей» Марк Бимен получил грант Фонда Джона Темплтона, а исследование было напечатано в журнале «Нейропсихология» (Neuropsychologia). Кроме Забелиной и Бимена из Северо-Западного университета в список соавторов вошли Дэниел О’Лири, Нарун Порнпаттананангкул, Робин Насслок, также из Северо-Западного университета.

Автор: Irina_Ua

Источник

* - обязательные к заполнению поля


https://ajax.googleapis.com/ajax/libs/jquery/3.4.1/jquery.min.js