- PVSM.RU - https://www.pvsm.ru -
Когда кто-нибудь из моих знакомых открывает при мне браузер, я вижу стену из сотен старых и новых закладок. Некоторые из них настолько старые, что за время, прошедшее с добавления, фавиконки и описания страниц успели смениться несколько раз. Как правило, список продолжается далеко вниз и скрывается где-то внизу HD-экрана, заставляя забыть о надежде найти что-либо.
В какой-то момент меня стало удивлять, почему многие пользователи не обращают внимание на очевидные преимущества, которые даёт «закладочная система», ведь она позволяет не только быстрее работать, но и запоминать больше (напомню, главная функция закладок как раз и состоит в запоминании)!
Данная статья посвящена азам создания собственной системы браузерных закладок и будет полезна всем, кто ощутимо много работает с информацией и заинтересован в повышении личной эффективности и снижении информационной нагрузки.
Материал собирался на основе анализа функционала браузеров Mozilla Firefox, Google Chrome, Opera, Yandex.Browser, Opera Mobile и Chrome Mobile, которые у меня стоят больше в целях проверки вёрстки сайтов, но также позволили сравнить закладочные возможности браузеров сами по себе (я в курсе, что Яндекс.Браузер и Хром — это где-то рядом, но хотел специально уточнить).
Для начала введём небольшой глоссарий (по алфавиту).
Ассоциация (англ. «association») — мыслимая связь одного объекта с другим по тем или иным признакам.
Ассоциативная психология — направление психологии, исследующее роль ассоциаций в психической жизни индивида.
Браузер (англ. «browser») — компьютерная программа для просмотра веб-страниц.
Закладка (англ. «bookmark») — сохранённая в браузере пользователем ссылка на веб-страницу, а также мета-информация об этой ссылке (уровень вложенности, фавикон, описание, метка).
Мета-информация — информация, описывающая другую, основную информацию.
Система закладок (англ. «bookmarks system») — множество закладок произвольного количества, хранящееся в браузере по заданным пользователем принципам.
Фавикон (или «фавиконка»; англ. «favicon») — небольшое изображение, отображаемое в браузере рядом с названием сайта и его страниц.
Разберём каждый из принципов по очереди.
Данный принцип означает, что все закладки должны быть в папках (кроме тех нескольких, что находятся на панели). Если часть закладок находится вне категории, она должна находиться в специальной папке типа «Без категории».
Папки должны иметь несколько уровней. Они не могут быть все одинаково важными, всегда есть папки 1-го уровня, 2-го уровня, 3-го уровня и так далее.
Ранее уже было сказано про мета-информацию. Эта тема поднята в связи с необходимостью работать над визуальным представлением вашей системы закладок.
Казалось бы, что тут визуального? Есть длинный список надписей, и в ближайшем будущем вряд ли придумают что-нибудь новое.
Многие (если не большинство) браузеры сейчас содержат визуальные закладки и умеют представлять информацию в виде больших иконок, но и это не решает всех проблем.
Принцип дизайна содержит в себе следующие правила:
Многие сайты содержат собственные функции хранения избранного (это верно для Вконтакте, Яндекс.Картинок и Яндекс.Музыки, YouTube, Хабра, Пикабу и многих других), поэтому в случае частого использования для таких порталов необходимо иметь отдельные аккаунты.
Как правило, функция закладок (как бы она ни называлась: «смотреть позже», «мне нравится», «сохранённые посты») позволяет создавать папки или плейлисты. Соответственно браузерная система закладок в таком случае освобождается от хранения тонны постов и видео (остаётся лишь добавить по закладке на сами площадки).
Все браузеры имеют одну или несколько из перечисленных возможностей работы с закладками:
Как вы видите, функционал практически не отличается у разных производителей, исключение составляет боковая панель.
Работа с журналом/диспетчером и в боковой панели удобна, когда нужно полазить на больших уровнях вложенности (дальше 2-го), а также если выпадающее меню не предусмотрено или сделано неудобно, для остальных же случаев можно пользоваться меню и [верхней] панелью.
Все браузеры имеют возможность искать в сохранённом. Это ещё один способ сократить время работы и дополнительная причина переименовывать перенасыщенные ключевыми словами ссылки.
Бэкапить можно 2 путями (ну как и всегда) — или в виде локального файла, или в облаке.
Я не фанат сервисов синхронизации закладок (как встроенных в браузеры, так и сторонних), потому что опыт показывает, что временами синхронизация идёт не по плану и можно что-нибудь потерять или продублировать. В любом случае отдельные файлы, раскиданные по разным укромным местам, делают сохранение более надёжным.
Есть и другая причина: сервисы синхронизации тяготеют к визуализации в виде больших иконок, что отнимает больше пикселей, чем необходимо (хотя я вовсе не агитирую за шрифты 10pt, но всё же на экране должно помещаться более 5-10 закладок, иначе мы все скатываемся к клиповому
Резервные копии можно и нужно сохранять хотя бы раз в месяц, причём неплохо бы потом копировать их куда-нибудь ещё (точно не на рабочий стол). На худой конец их можно отправлять письмом на свою же электронную почту.
Как правило, закладки можно сохранять в формате .html (в зависимости от браузера; Firefox также даёт возможность сохранять в .json).
Современные мобильные браузеры также позволяют организовать систему закладок. Хотя они устроены по-разному, везде есть возможность категоризации (обычно она представляет собой работу не с папками, а со специальными формами, позволяющими перетащить закладки друг на друга и тем самым отграничить одну категорию от другой, как на скрине).
Большой плюс мобильных устройств в том, что закладки можно перетаскивать прямо на рабочий стол.
Эффективные закладки работают на принципах ассоциативной психологии — вы рассовываете ссылки по папкам, которые
Во время собственноручной работы над созданием системы закладок вы бессознательно относите ссылки на веб-страницы и мета-информацию о них к определённым категориям, категории — к другим категориям, и в результате формируется целостная система с различными уровнями.
Во-первых, при переходе по сохранённой ссылке в адресной строке будет гореть звёздочка, что указывает на то, что мы уже посещали эту страницу (сразу всплывают ассоциации, когда и для чего).
Во-вторых, когда мы создаём список с определённым числом элементов, фактически можно всё перевести в плоскость показателей эффективности (KPI).
К примеру, вы готовите научную работу и добавляете в отдельную папку все прочитанные статьи и монографии (только после прочтения или зная, что непрочитанное скоро точно прочтёте). В таком случае количество релевантных вашей работе и прочитанных статей — это и есть один из KPI вашей работы (пример взят с потолка, можно привести много других).
Интересно иногда взглянуть, сколько закладок вы уже скопили (особенно если система ведётся годами). Для этого нужно взять файл с резервной копией системы закладок и открыть текстовым редактором (в данном эксперименте я пользовался Notepad++).
После открытия нужно будет воспользоваться встроенным поиском и подсчитать количество упоминаний префикса «http» или«:/» (число будет означать количество сохранённых ссылок). К слову, уменя выдаёт более 5 тысяч. При сравнении бэкапов за разные числа будет положительная динамика.
Допустим, вы работаете над проектом, в рамках которого вам необходимо передать целую папку закладок, не светя при этом всё остальное.
Этого легко можно добиться, сделав бэкап всего, а затем открыв в том же Notepad++ и вырезав все остальные папки или вставив необходимую папку вместе с вложенными закладками в другой файл (для таких целей у нас есть поиск по файлу).
А как работаете с закладками вы? Пишите ниже свои способы организации digital memories (кстати, это новое научное направление исследования новых медиа). Безусловно, многим такая забота о закладках покажется излишней, но здесь мне хотелось бы напомнить, что речь идёт только о людях, которым приходится работать с информацией не просто много, а чрезвычайно много, а потому без собственных «систем управления знаниями» никак не обойтись.
Автор: Евгений Колесников
Источник [2]
Сайт-источник PVSM.RU: https://www.pvsm.ru
Путь до страницы источника: https://www.pvsm.ru/mozilla-firefox/274330
Ссылки в тексте:
[1] мышлению: http://www.braintools.ru
[2] Источник: https://habrahabr.ru/post/350390/?utm_source=habrahabr&utm_medium=rss&utm_campaign=350390
Нажмите здесь для печати.