- PVSM.RU - https://www.pvsm.ru -

Бизнес в США из России. Часть III. Бухучет и налоги

Ну вот дошли руки до следующей части.
Сегоня расскажу что знаю про американский бухучет применительно к к нашей alien`ской конторе и налоги.

Это продолжение топиков HOWTO: свой бизнес в США из России [1],
и Бизнес в США из России. Часть II. Деньги и банки [2].

Видимо, на фоне того, что наконец-то развязался с годовой отчетностью здесь, на Родине («Мать-мать-мать», — привычно отозвалось эхо 8-), потянуло написать еще пост.
Хотя, из нескольких линий частной переписки в личке, и возникло ощущение, что кому надо — тот и так спросит, и в паблик особо вываливать уже и нечего.

Однако, сравнивая свеженькие ощущения от «там» и от «тут», могу сказать только одно — «повбывав бы!». Потому — пишу 8-)

Бухгалтерский учет

    Там он прост до безобразия!
Естественно, проще всего нанять бухгалтера. Если по мелочи, то (насколько помню) можно найти фрилансера за порядка $1000 в месяц. Естественно, тут многое зависит от объема работы, квалификации буха, сертификатов и так далее.
Есть просто accountant, а есть CPA — Сertified Public Accountant. Это типа наших аудиторов 8-) и в числе прочего могут представлять контору в споре с государством, сами подписывают твою отчетность и гарантируют, что все у тебя будет тип-топ. Меряются они размером страховки ответственности перед клиентом за ошибки. Ну и вообще, это круто и дорого, лично не проверял.
    Однако, собственно бухучет доступен даже для полного профана, к коим я и отношусь. Да, конечно, нормальный квалифицированный бух перед или в процессе учета, наверное, сумел бы повернуть дело так, что налогов пришлось бы платить меньше. Однако, применение такой высокоточной и дорогой лазерной пушки по нашим полудохлым деревенским воробьям экономического смысла не имеет…
    Потому я завел учетку в QuickBooks Online, плачу $12.95 в месяц (карточкой, каждый раз — см. предыдущую статью) и в ус не дую. Операций у меня немного, десяток (максимум — два) в месяц, потому я с легкостью все это забиваю, получая еженедельное напоминание из моего планнера. Трачу от силы полчаса в неделю.
    Программа позволяет выставить инвойсы. Кстати, там, в Америке, фраза «nice and professionally looking invoices» почему-то считается необходимой в рекламе любой ерунды для мелкого бизнеса. Везде — от бухгалтерских программ до клиент-банков и платежных систем. Такой попутный бизнес у всех. Главная проблема — инвойс напечатать 8-) попробовали бы они наши горы документов потасовать туда-сюда…
Впрочем, ладно.

    Вообще все организовано очевидно. Если ты кому-то что-то продал — неважно, товары или услуги — заводишь инвойс на клиента. у клиента образуется долг, у тебя — актив. если ты у кого-то что-то купил — выписываешь чек! Со счета в банке (или не в банке, можно из кармана расходы тоже учитывать, хоть я этим и не пользуюсь) списывается сумма чека, вуаля.
В принципе, есть возможность подключить бухгалтерскую программу прям к банк-клиенту, и банк обрабатывать в (полу) автоматическом режиме. Однако, эта операция в лоб не проводится, вроде как и на QB Online аккаунт надо не самый дешевый брать, и в банке тоже что-то за обслуживание платить — короче, для меня опять экономического смысла не имеет. свои пяток чеков я и руками забью в бухгалтерию, а потом руками же раскидаю деньги в банк-клиенте.
    Если клиент заплатил денег за какой-то инвойс — принимаешь платеж. Деньги сами валятся на счет, инвойс (или инвойсы, если денег много) сами гасятся. Можно посмотреть параметры деятельности компании, куча отчетов всяких, и тп. нам это опять же без надобности, за исключением момента, когда начинается отчетность в налоговую.
    Все это хозяйство можно потом редактировать, я пользовался несколько раз, выполняя указания бухгалтера, чтоб оптимизировать налоги 8-) В целом, и программа, и сами принципы учета просты как дверь, никакой сложности даже для непрофессионала не представляют.

Налоги

    Очень хочется написать банальщину про «неизбежность двух вещей», но не буду.
Хотя бы потому, что лично у меня сложилось впечатление, что как раз там вполне можно налогов и поизбегать. Весь мой опыт общения с фискальной и юридической системой штатов говорит, что русские мошенники, проворачивающие в США аферы на сотни миллионов — это неспроста так 8-)
    Ну и первая же ссылка на сайте локальной налоговой какого-то штата на «Билль о правах налогоплательщика», где на 200 страниц прав налогоплательщика, и ни слова о правах IRS, после родных осин несколько шокирует. Да, из розовых пеленок я уже давно вылупился, увы, и вполне понимаю, что если что — оно меня перемелет и не задумается, но даже если такие устремления государства остаются в основном на уровне деклараций — все равно греет душу.
Ладно, пора домой, к баранам.
    После регистрации в IRS и получения EIN на адрес компании должно прийти подтверждение. Это просто конверт, в нем один листик и пара буклетов. На листе напечатано (шрифт кабутта на пишущей машинке! хотя вроде лазер. очень аутентично и стильно выглядит 8-) подтверждение присвоения EIN и написано, когда и какую отчетность надо подавать в IRS. В моем случае это Form 1120 (Federal Income Tax) и дата — 03/15/20XX. Бумага ценная, хоть и не гербовая, пролюбить бы не хотелось, потому, еще раз — при регистрации обращайте внимание на достижимость вашего американского адреса! я не знаю как — хоть сами себе письмо пошлите, чтоб проверить, как проскакивает почта, что все везде смазано и колесики вертятся…

    Буклеты — это реклама EFTPS, система уплаты федеральных налогов. Она бесплатна. Штука в том, что там контора не может просто так тупо взять, и перечислить налог в US Treasury. Надо сначала объявить игру получить авторизацию на это. Раньше всем налогоплательщикам выдавали FTD Coupons, это книжка с купонами, которые надо было как-то прикладывать к платежам. Муть, короче. Теперь есть еще вариант — можно регнуться в этой федеральной онлайн-системе и формировать что-то типа купона онлайн по своему усмотрению.
    Поскольку у меня ни прибыли, ни налогов, я регаться не стал. Но такой возможности в будущем не исключаю. А в данный момент широко используемый мной по жизни принцип разумной достаточности (как читатель, наверное, уже успел заметить и сам) продиктовал выбор третьего способа платить налог — тупо послать чек. Вот тут нам и пригодится чековая книжка, полученная в банке.
    Но это я забежал вперед, сначала надо этот налог посчитать и заполнить формы.
Вполне допускаю, что истинные арийцы запросто сбацают это и сами. Но вот лично мне — лень. Не люблю я этим заниматься. И цена не выглядит неподъемной — в последний раз я заплатил за эту муть (и собственное спокойствие) $350. Считаю, оно того стоило. Если кто-то думает не так — нет проблем, на рынке полно программ типа TurboTax или QuickBooks в версии «подача отчетности», которые позволяют заполнить формы самостоятельно. Стоят они баксов 25, сколько помню. Но — вся ответственность на своих плечах. И что где можно списать — тоже придется решать самостоятельно… Короче, каждый решает сам.

    Бухгалтера я выбирал довольно долго. Тогда я еще думал, что все куда сложнее, чем оно оказалось на самом деле, у меня была тьма вопросов. Их надо было кому-то задать, регистратор мне помогать отказался. Потому я примитивно пошел в желтые страницы, выписал оттуда кучу адресов (десятки) разных бухгалтеров и консультантов, и всем написал. Примерно одно и то же. Обрисовал свои задачи, проблемы, и для затравки — пару несложных вопросов. Ответили меньше половины, содержательных ответов оказалось меньше 10. Пообщался с ними уже поплотнее. Человеку, который при дальнейшем общении показался наиболее вменяемым и сумел рассеять большую часть тумана в моей голове, уже и достался контракт, если это можно так назвать.

    Раз в год, где-то за месяцок до даты, указанной в письме (можно хоть 2 января, конечно, но — все по-русски, пока гром не грянет...) я отправляю бухгалтеру Profit and Loss Report и Balance Sheet. Делаются эти отчеты в пару кликов в QuickBooks. Потом в течение примерно недели мы согласовываем раскладку по статьям затрат, если есть какие-то сомнения, добиваем всякие расходы, которые по местным меркам к учету не принимаются потому я о них обычно забываю (типа, заплатил тут из кармана за отправку почтой декларации в США), в итоге выходит та самая Form 1120 — с десяток страниц. Ее надо подписать и отправить экспресс/зарегистрированной почтой куда-то в американские буераки (кажется, в штат Юта). Я пользуюсь (черт, реклама) Пони Экспресс.

    Как я уже писал ранее, основных налогов, касающихся такой компании, как наша «полуоффшорная» IT-контора, всего два: Income tax в его федеральной части и Sales/Use tax — это уже местный.
Поскольку мы ничего осязаемого (весомого, грубого и зримого) не продаем, сплошной код, а то и вообще доступ к информации, sales tax нам не интересен. И слава богам.

    Налог на прибыль платится с прибыли. если она есть. и с учетом убытков прошлых лет.
И вот этот 2011 год — та-да-да-дам! — оказался у нас первым прибыльным. Даже с учетом убытков прошлых лет. Значит — образовался налог. Бухгалтер долго билась, пытаясь выжать из меня еще хоть какие-то расходы. «Ну что, неужели даже ноутбук не покупали?!», — и так далее в том же духе. Я пожалел, что опять не учел эти факты, честно 8-) Впрочем, мне даже было интересно, как это оно — платить налоги Дяде Сэму?
И вот — итог. 534 доллара 00 центов. Считаю, очень по-божески, при обороте под 200,000 за услуги. От задекларированной прибыли вышло меньше 10%.
    А теперь берем чековую книжку, выписываем чек на US Treasury на сумму 534 доллара, прикрепляем его к декларации и отправляем в IRS. Пони за это берет что-то около полутора тыщ рублей. И ждем. Где-то через неделю в клиент-банке появляется строка о том, что чек погашен. Вот и все, налог заплачен. Не скажу, что стал спать намного спокойнее, но что-то такое все же есть.

    В итоге, вся кампания по сдаче отчетности потребовала от меня совсем немного времени и усилий. С десяток писем написал, напечатал один раз несложные формы, которые даже не пришлось править вручную, чтоб они поместились на лист и весь текст был читаемым, заполнил чек, сходил на почту и отправил. Точнее, даже на почту ездил курьер. Да, почта существенно дороже, чем Почта России, зато и головняка намного меньше. И идет быстрее.

Думается, я уже иссяк в изложении данной темы. Если есть какие-то неосвещенные вопросы — подсказывайте.

Автор: mgremlin


Сайт-источник PVSM.RU: https://www.pvsm.ru

Путь до страницы источника: https://www.pvsm.ru/nalogi/4658

Ссылки в тексте:

[1] HOWTO: свой бизнес в США из России: http://habrahabr.ru/blogs/freelance/133643/

[2] Бизнес в США из России. Часть II. Деньги и банки: http://habrahabr.ru/post/134074/