в 20:46, , рубрики: большое красное пятно, космонавтика, Научно-популярное, телескоп, хаббл, юпитер

Снимки Юпитера, сделанные телескопом Хаббл, демонстрируют изменения Большого Красного Пятна - 1

Астрономы, используя возможности телескопа Хаббл, создали новую карту поверхности Юпитера, которая отлично демонстрирует изменения, которым подверглось Большое Красное Пятно. Изображения также показывают редкую волнообразную структуру атмосферы Юпитера, которую не наблюдали в течение десятилетий. Новое изображение — первое из серии «портретов» планет Солнечной системы, составляемых ежегодно. Такие снимки помогают видеть изменения, и ученые активно их используют для изучения таких изменений.

На «карте» Юпитера отлично видны облака, штормы и проявления ветров. Для получения этих изображений специалисты использовали Wide Field Camera 3 телескопа Хаббл, в результате чего было создано сразу две карты целой планеты. Эти карты помогают определить скорость юпитерианских ветров, обнаружить новые феномены в атмосфере газового гиганта и отследить изменения.

Благодаря фото становится понятным, что огромный шторм, бушующий на поверхности Юпитера минимум триста лет, продолжает уменьшаться. Шторм известен как Большое Красное Пятно, и его хорошо видно практически на любой фотографии Юпитера. С течением времени он уменьшился, но сейчас снижение размера объекта замедлилось, сейчас диаметр «Пятна» всего на 240 километров меньше, чем в 2014 году.

Снимки Юпитера, сделанные телескопом Хаббл, демонстрируют изменения Большого Красного Пятна - 2
При клике изображение откроется в полном размере

Изменение размеров пятна — не единственное изменение, зафиксированное Хабблом. В центре пятна, которое, кстати, имеет уже не такой насыщенный цвет, виден необычный объект — туманное «волокно», проходящее через все это атмосферное образование. Кстати, скорость ветров здесь достигает 540 километров в час.

Есть и еще один интересный объект для изучения. Так, на севере от экватора планеты, исследователи обнаружили гигантскую волнообразную структуру, схожую с объектом, обнаруженным еще в 1977 году (эту структуру сфотографировал Voyager 2 во время пролета мимо планеты). Больше ничего подобного ученые не видели, до сегодняшнего дня. Фотографии Voyager 2 в этом случае были не слишком качественными, и специалисты считали, что это просто артефакт снимка, но оказалось, что это реальное явление.

Сейчас есть предположение, что это бароклинная волна, нечто вроде того, что существует и в атмосфере Земли, возникая при формировании циклонов.

Наблюдения за Юпитером ведутся в рамках программы Outer Planet Atmospheres Legacy (OPAL).

Автор: marks