Астрономы обнаружили чёрные дыры, синхронизировавшие вращение на огромных расстояниях

в 16:56, , рубрики: астрономия, Вселенная, галактики, Научно-популярное, чёрные дыры

image
На фото слева галактики, у которых чёрные дыры в центре вращаются одинаково, обведены кружками

Астрономы из Кейптаунского университета при помощи радиотелескопа Giant Metrewave Radio Telescope (GMRT) обнаружили в одном из дальних уголков Вселенной необычную картину: несколько сверхмассивных чёрных дыр отправляют джеты радиоизлучения в одном и том же направлении. Скорее всего, такое поведение вызвано влиянием флуктуаций первичной массы, образовавшейся в ранней Вселенной.

Это первое наблюдение подобного рода. Оно стало возможным в результате трёхлетнего наблюдения при помощи радиотелескопа за регионом космоса под названием ELAIS-N1.

Как утверждает один из авторов работы, профессор Эндрю Расс Тэйлор [Andrew Russ Taylor], находящиеся в центрах галактик сверхмассивные чёрные дыры могут испускать джеты в одном направлении лишь в том случае, если все они вращаются в одну сторону.

«Поскольку эти чёрные дыры не знают ничего друг о друге, и не имеют возможности обмениваться информацией или влиять друг на друга из-за огромных расстояний, разделяющих их, выравнивание направлений их вращения должно было произойти на этапе формирования галактик»,- поясняет он.

Это значит, что существовал некий первичный спин, повлиявший на появление подобной синхронности на огромном участке Вселенной – исследование затрагивает регион Вселенной размером порядка 100 Мпк (около 300 млн. световых лет). Хотя отклонения от изотропности Вселенной встречались и раньше, но никогда – на таких масштабах, превосходящих размеры галактических скоплений.

Это открытие может уточнить представление о процессе формирования галактик и их скоплений. Пока неясно, какие именно факторы могли привести к появлению такой картины. Учёные предлагают лишь предварительные варианты: магнитные поля, поля, связанные с экзотическими частицами, космические струны, и другие. Для уточнения теорий понадобятся дополнительные исследования.

Giant Metrewave Radio Telescope (GMRT) — радиотелескоп, работающий в Индии в 80 километрах севернее города Пуна, на высоте в 588 метров над уровнем моря. Крупнейший в мире радиотелескоп, работающий в метровом диапазоне. Состоит из 30 антенн, каждая из которых обладает 45-метровым рефлектором. В районе расположения радиотелескопа уровень радиопомех, создаваемых человеческой деятельностью, крайне низок, поэтому его большие антенны на низких частотах более продуктивны, чем даже у комплекса Very Large Array.