Астрономы нашли три потенциально обитаемые планеты у близкой к нам звезды

в 14:51, , рубрики: астрономия, атмосфера, внеземная жизнь, Научно-популярное, экзопланеты

image
Каким мог бы быть вид с одной из трёх найденных планет

Астрономы обнаружили три планеты размером с Землю, вращающиеся по орбитам вокруг ультрахолодного карлика на расстоянии всего около 40 световых лет от нас. Они потенциально обитаемы и идеально подходят для изучения атмосферы, в частности — поисков признаков наличия на них внеземной жизни.

Ультрахолодными карликами называют звёзды, чья эффективная температура не превышает 2700 К. Найденная звезда 2MASS J23062928-0502285 примерно в восемь раз меньше Солнца. Планеты вращаются вокруг неё таким образом, что одна их сторона всё время повёрнута к звезде.

В результате, одна сторона у них должна быть горячей, другая – холодной, а промежуток между ними как раз может предоставлять комфортные условия для существования белковой жизни. Ближайшая к звезде планета обращается вокруг неё за полтора дня.

«Планеты размером с Землю, условия на них должны быть умеренными, нельзя исключить возможность их обитаемости. Они хорошо подходят для изучения атмосферы,- радуется Жульен Девит [Julien de Wit], исследователь из MIT. – Это пока всё, что мы знаем на текущий момент».

Интересно, что ещё недавно считалось, что у ультрахолодных карликов вообще не бывает планетных систем, в связи с чем их исключали из рассмотрения при поиске экзопланет в больших и серьёзных проектах. Но группа отважных исследователей решилась на построение сети из небольших телескопов, способных обнаруживать планеты у звёздных систем транзитным методом.

Названная TRAPPIST (Transiting planets and planetesimals small telescopes), система обследовала 60 близко расположенных к нам ультрахолодных карликов. Трудность изучения экзопланет таким способом состоит в том, что в отличие от телескопа Кеплер, который может изучать тысячи звёзд одновременно, астрономам приходилось смотреть на звёзды по очереди, ожидая удачной находки. Найденная звезда получила короткое название TRAPPIST-1.

«Теперь мы знаем, что у этих систем могут появляться такие планеты,- говорит Девит. – И планеты, вращающиеся вокруг таких звёзд, отлично подходят для изучения таких продвинутых вещей, как атмосферные характеристики». Атмосферу планеты можно изучать, анализируя проходящий через неё свет её звезды, и подобные неяркие звёзды создают идеальные условия для этого.

Теперь, когда этой системой заинтересовалось астрономическое сообщество, исследователи готовятся подробно изучить её характеристики при помощи телескопа Хаббла. В недалёком будущем учёные ожидают входа в строй продвинутого космического телескопа имени Джеймса Уэбба, который сможет «увидеть» присутствие в атмосфере планеты таких элементов, как вода, озон и углекислый газ. Целью исследований будет поиск признаков наличия жизни на экзопланетах.