Где тренируют астронавтов НАСА для работы на Международной космической станции: макеты МКС

в 22:03, , рубрики: астронавты, космонавтика, космонавты, космос, Международная космическая станция, МКС, Научно-популярное, тренажёры

Один из этапов подготовки космонавтов к полётам — работа с тренажёрами и стендами, которые помогают изучить строение корабля, испытать выносливость и психику, решать задачи в условиях микрогравитации.

Руководитель лётными операциями NASA Роберт Фрост ответил на вопрос, есть ли у НАСА копия Международной космической станции. «Нет, — пишет он на Quora.com. — У нас нет полноразмерной копии МКС, но есть тренировочные макеты её модулей».

В Космическом центре имени Линдона Джонсона установлены три объёкта. Первый — SVMF (Space Vehicle Mockup Facility). Когда НАСА планировало построить симулятор для тренировки космонавтов к полёту на Международную космическую станцию, оно в первую очередь хотело построить макеты модулей станции, полностью повторяющие каждую деталь, каждое устройство. Эту идею проанализировали и решили, что макет станет «бутылочным горлышком» процесса подготовки: не получится одновременно тренировать несколько команд. Строить две копии МКС было бы слишком дорого. Специалисты нашли компромисс. Объект SVMF оснастили макетами всего оборудования с МКС.

Следующий объект в Космическом центре — SSTF (Space Station Training Facility). Эта модель построена для тренировки взаимодействия с компьютерными системами и бортовым программным обеспечение. При этом внешне система отличается от реально используемой на МКС.

Разница между первым и вторым описанными объектами (SVMF и SSTF) значительная. В SVMF вы увидите множество выключателей и вентилей, но взаимодействие с ними ни к чему не приведёт — здесь нет электроники. В то же время в SSTF вместо этих устройств вы увидите фотографии, команды которым даются с лэптопа.

Роберт Фрост пишет, что за годы работы специалисты нашли множество способов улучшить макеты. Для тренировки в SVMF астронавтам давали ноутбук с презентацией в PowerPoint со скриншотами компьютерных систем, а в SSTF добавили пластиковые и алюминиевые копии физического оборудования.

Тренировки работы в открытом космосе проходят на третьем объекте — NBL (Neutral Buoyancy Laboratory). Он представляет собой огромный бассейн. Создание гидроневесомости — один из эффективных способов моделирования невесомости, при работе в этих условиях астронавты используют практически те же скафандры, что и в космосе, а ранец жизнеобеспечения имитируется полноразмерным макетом.

Российский сегмент Международной космической станции в макетах скопирован с невысокой точностью, потому что такой модуль уже есть в Звёздном городке. НАСА он нужен только для тренировок операций, симулирующих работу в обоих сегментах станции.

Из-за неспособности воссоздать на Земле микрогравитацию нельзя полностью повторить интерьер модулей станции. Площадь лаборатории в макете SVMF больше реальной, так как на дополнительном ряде стоек размещено оборудование, которое на МКС находится у космонавтов над головой.

Макет SSTF подключен к симулятору, использующему настоящее программное обеспечение для полёта в сочетании с эмулятором оборудования. В SSTF нет физической системы безрасходной ориентации и стабилизации станции, всё необходимо эмулировать — и именно CMG была первой задачей Фроста в НАСА. Макет позволяет проработать огромное количество различных ситуаций. Как отмечает Фрост, множество правил и процедур полётов были изменены только потому, что в два часа ночи инструктор, который засиделся за системой, обнаруживал какие-либо возможные проблемы.

На Youtube есть видео прогулки по макету — экскурсия от 2011 года.

Точные макеты европейских модулей размещены в Европейском центре астронавтов в Кёльне, Германия.

Выполненные с высокой точностью макеты российских модулей находятся в Центре подготовки космонавтов имени Ю. А. Гагарина.

Роберт Фрост пишет, что самый близкий к реальной Международной космической станции макет подвешен к потолку в магазине электроники Fry's недалеко от НАСА в Хьюстоне.

Фото: Heather Archuletta